Заместитель директора
по ВР МБОУ СОШ № 50
города Новосибирска
Светлана Викторовна Ващенко
Сценарий к конкурсу инсценированной песни
"О героях былых времён..."-2024
Цели мероприятия:
· воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет,
· расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен,
· воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны,
· прививать чувство уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях в наше время.
Задачи:
1. Познакомить с историей создания популярных в годы войны песен.
2. Развивать творчество обучающихся.
3. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, сумевшему выстоять и добыть Великую Победу в годы Великой Войны .
4. Прививать любовь и уважение к своей Родине и народу.
5. Основой мероприятия являются исторические данные о создании военных песен . В процессе используются музыкальные записи песен , инсценировка, стихи и исторические сведения. Предлагаемое мероприятие направлено на развитие творческого мышления, патриотических чувств.
Добрый день, дорогие гости, друзья!
Под исполнения гимна, смирно. ( Гимн РФ. )
Сегодня мы по традиции проводим конкурс военно-патриотической песни
«О героях былых времён...»
Я бы с песни начала рассказ…
Пусть узнают в ХХI веке,
Как в суровый предрассветный час
Боевым солдатом стала песня.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен…
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен…
Песни Великой Отечественной войны - это одна из самых достоверных и потому бесценных летописей суровых дней, выпавших на долю нашего многострадального народа. Впитавшие всеобъемлющую историческую истину, они воссоздавали жизнь человека в самых драматических обстоятельствах и вошли в людскую память как композиции, отображающие испепеляющую силу народного гнева и призывающие к беспощадной борьбе.
Мы родились и выросли в мирное время. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война – история. Славным победам нашего народа в мы посвящаем сегодняшнее мероприятие - конкурс.
Если конкурс, то есть и жюри и оценки.
Согласно положению оценивается:
-
уровень исполнительского мастерства;
-
массовость;
-
соответствие программы выступления тематике конкурса
-
сценическое воплощение (элементы костюмов).
Отдельно жюри может присвоить номинацию, на своё усмотрение
В жюри сегодня работают:
1-
2-
3-
Классы выступают в следующей последовательности: 8А, 8Е, 8Д, 8Б. 8В, 8Г.
Мы начинаем.
Песня «До свидания, мальчики» была написана Булатом Окуджавой в память о его друзьях, выпускниках школы 1941 года, которые погибли на войне. Весь выпуск!
Песня автобиографичная, хотя в ней нет конкретных имён. Окуджава писал её о всех своих друзьях. И эта тема настолько остро врезалась в его душу, что он не смог написать её сразу после войны, хотя и хотел.
Весной 1942 года добивался досрочного призыва, но его призвали только после его 18-летия. Гвардии красноармеец Булат Окуджава служил на Северо-Кавказском фронте миномётчиком, затем радистом. Был ранен под Моздоком. Будучи полковым запевалой, в 1943-м на фронте сочинил свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось…», текст которой не сохранился.
Песня «До свидания, мальчики» посвящается тем молодым людям, с которыми он вырос в одном дворе и которые не вернулись с войны. А написаны были эти стихи только в 1958-м году. Ему понадобилось целых 13 лет. Сам Окуджава писал, что эта его песня, как и некоторые другие - вовсе не о войне. Они против войны!
Стихи и музыка Булата Окуджава песня «До свидания, мальчики» , исполняет 8А класс.
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смол как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза
Эти слова из советской песни времен Великой Отечественной войны знает каждый гражданин нашей страны. Странно, но автор стихотворения, которое стало легендарной песней, совсем не предполагал, что это будет еще и один из главных хитов войны. Это были строчки из письма корреспондента газеты «Красноармейская правда» Алексея Суркова жене Софье Антоновне в конце ноября 1941 года.
Всё то, что произошло, для военкора Суркова можно было назвать боевым крещением, а доказательством тому была его посечённая осколками шинель. Вышедших из окружения, усталых и продрогших, разместили в землянке, которую уютно согревала небольшая железная печурка. Чтобы снять усталость и напряжение кто-то взял в руки гармонь, кто-то сразу заснул, а военкор Сурков в своём потрёпанном блокноте пытался сделать наброски будущей статьи, однако вместо черновика репортажа у журналиста стали рождаться стихи, в которых, обращаясь к своей любимой жене Софье Кревс, поэт поведал о том, что ему пришлось пережить. Так появилось четыре строфы, вскоре ставшие знаменитой песней, начинающейся словами «Бьётся в тесной печурке огонь…».
В феврале 1942 года в редакцию «Фронтовой газеты», где теперь работал Сурков, заглянул композитор Константин Листов, который был назначен музыкальным консультантом Политуправления Военно-Морского флота. Что делал флотский композитор в российской глубинке, история умалчивает, но он зашел в редакцию «Фронтовой газеты» и попросил какие-нибудь стихи для написания песни. Под рукой ничего не оказалось, но Алексей Сурков вспомнил о своем лирическом стихотворении и отдал композитору. О том, что из этих строк может получиться песня, не было даже мысли. Константин Листов стихотворение забрал и пропал на какое-то время. А вскоре принес в редакцию свою новую песню «В землянке». Вся редакция, затаив дыхание, слушала, и песня сразу всем очень понравилась. И той поры полетела по фронтовым дорогам.
Ее исполняли все – от рядовых солдат до генералов. Она стала визитной карточкой многих творческих коллективов.
Пытливые исследователи творчества поэта Алексея Суркова выяснили, что ту самую землянку, в которой поэт написал стихи, положенные в основу знаменитой песни, выкопали братья Владимир и Михаил Кузнецовы, жившие вместе о своей матерью Аграфеной Осиповной Кузнецовой в деревне Кашино, расположенной в 4 км от окраины города Истры. В нынешнее время на месте знаменитой землянки осталось лишь небольшое углубление и установлена памятная доска, посвящённая песне «В землянке».
Стихи Алексея Суркова, музыка Константина Листова «В землянке», на сцене 8Е класс.
«Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте -
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте»
Песня «На безымянной высоте» была написана в 60-е годы XX века поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером к художественному фильму «Тишина», повествующему об отваге и дружбе на фронте. Но находились люди, которые утверждали, что слышали песню ещё на войне. И это не случайно. Поэт Михаил Матусовский в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, много беседовал с солдатами и офицерами. Он сумел достоверно передать простыми, незамысловатыми словами, боевую обстановку и переживания людей, которым постоянно приходилось рисковать своей жизнью. Он рассказывал эпизод, который мог бы случиться где угодно. Мало ли было на пути от Бреста до Волги и от Волги до Эльбы безымянных высот, тяжелых сражений и потерь.
В основу песни «На безымянной высоте» положена реальная история. Речь идет о высоте 224,1, которая находится у поселка Рубежанка, Куйбышевского района, Калужской области. Высота находилась в полосе наступления 139-ой стрелковой дивизии в сентябре 1943 года.
Боевая группа, состоящая из сибиряков, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию - пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Радиопозывным этой группы было слово «Луна».
«Луна» сообщила командованию, что высота занята. Дальше события разворачивались трагически. Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника. Восемнадцать бойцов приняли бой против двухсот.
В песне поется: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое остались в живых - сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись - Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов - пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии.
Ведя этот смертельный бой, группа сковала значительные силы противника, что дало возможность основным силам 718-го полка нанести врагу жестокий удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт. Утром 14 сентября 1943 года, когда бойцы 718-го стрелкового полка прорвались на высоту, перед ними предстала картина жестокого кровопролитного побоища.
Михаил Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг восемнадцать сибиряков. Тогда же он написал поэму «Безымянная высота». Но поэма оказалась лишь записью, наброском песни, родившийся через двадцать лет.
Стихи Михаила Матусовского , музыка Вениамина Баснера «На безымянной высоте», на сцене 8Д класс.
Песня «Синий платочек» знакома многим взрослым жителям постсоветского пространства: её исполняют с экранов фактически на каждом военном празднике, её учат наизусть на уроках музыки и хорового пения, она звучит в тематических фильмах. Тем не менее, композицию с трудом можно отнести к «народному» творчеству, хотя подобный неофициальный статус она имеет. Кто же стал автором «Синего платочка» и когда она впервые прозвучала на территории нашей страны?
Всё началось с польского эстрадного коллектива под названием «Голубой джаз». Музыканты его вынуждены были бежать из родной Польши в 1939 году, когда набравшая обороты фашистская машина грозила войной всему свободному миру. Не забросив на чужбине своё любимое дело, артисты дали несколько концертов в Минске, Львове, Белостоке и ещё нескольких городах, а затем поехали выступать в столицу.
Именно в московском саду «Эрмитаж» оценил польских музыкантов поэт Яков Маркович Галицкий. Услышав, как композитор и пианист оркестра Ежи Петербурский исполняет на пианино красивую лирическую зарисовку (первые её наброски, к слову, Петербурский написал ещё в Минске в 1940 году), Галицкий постарался удержать в голове мелодию и вскоре быстро набросал на неё текст о «синем платочке, падающем с опущенных плеч». Как только концерт закончился, Галицкий связался с музыкантами и предложил им уже готовый текст, который они с радостью приняли. Уже на следующем выступлении «Синий платочек» был исполнен солистом «Голубого джаза» по имени Станислав Ляндау.
В военное время песня претерпела определённое преображение. Как и многие другие лирические произведения, эта композиция не призывала к бою, но напоминала солдатам о мирных временах, свободе и спокойствии, за которые им приходилось бороться.
Летом 1942 года Лидия Русланова записала «Синий платочек» и несколько других композиций в собственном исполнении на грампластинку.
Ещё одной знаменитой исполнительницей «Платочка» стала молодая певица Клавдия Шульженко. Зимой 1942-го судьба свела её с лейтенантом Михаилом Максимовым, который, по одной из версий, предложил ей авторский вариант текста на полюбившуюся солдатам композицию. Изменения коснулись, по большей части, только концовки песни: в ней нашла отражение патриотическая тематика и борьба советского народа с фашизмом
Став одним из символов ВОВ, композиция ничуть не потеряла в популярности после окончания военных действий. Шульженко продолжала исполнять её фактически на каждом концерте, часто выходя на сцену с шёлковым платком синего цвета в руках.
Впервые композиция с вариантом текста лейтенанта Михаила Максимова прозвучала осенью 1942 года. Именно тогда на советских экранах состоялась премьера киноленты Ю. Слуцкого «Концерт – фронту».
Через несколько лет после выпуска фильма была издана открытка со словами песни. Во многих семьях ветеранов такие открытки до сих пор хранятся в качестве реликвий.
«Синий платочек» воплотила в себе фактически все эти ценности, став многогранным символом всего того, за что истинному воину стоит бороться и, при необходимости, отдать свою жизнь.
Поэты Яков Маркович Галицкий и Михаил Максимов, композитор Ежи Петербурский «Синий платочек», исполняет - 8Б класс.
История создания песни «Нам нужна одна победа» началась с того момента, как кинорежиссёр Андрей Смирнов по сценарию писателя Вадима Трунина в 1969 году начал подготовку к съёмке фильма «Белорусский вокзал». В этой киноленте, несмотря на то, что она посвящена военной тематике, согласно сюжету, нет ни одного фронтового кадра времён Великой Отечественной войны.
По сценарию фильма четверо однополчан встречаются через двадцать пять лет по весьма грустному поводу: похороны своего боевого командира. Действие происходит в течение одного дня, насыщенного разными событиями. За это время фронтовые друзья, попадая в различные передряги, по-прежнему верны солдатскому братству и готовы в любой ситуации прийти на помощь друг другу. По задумке Вадима Трунина кульминационным моментом киноленты должна быть сцена, когда главные герои нежданно являются в гости к медсестре Рае, во время войны служившей в их батальоне. В уютной обстановке, поминая умершего боевого товарища и былую ратную жизнь, они просят хозяйку дома спеть их любимую фронтовую песню. О том, что эта композиция необходима в фильме «Белорусский вокзал» указывала особая отметка в сценарии.
Работа над кинолентой шла полным ходом, уже отсняли довольно много сцен, но песни до сих пор не было, так как режиссёр фильма отвергал всё то, что ему предлагали. Для себя он чётко определил: это должна быть композиция с содержанием, несущим в себе особый эмоциональный посыл, то есть искренняя и идущая от души. После долгих раздумий Андрей Смирнов решил обратиться к поэту, познавшему горький вкус войны - Булату Окуджаве. По его мнению, только фронтовик, как для своих боевых товарищей, смог бы написать подходящую окопную песню. Режиссёру, напросившемуся к Булату Шалвовичу в гости, долго и упорно пришлось уговаривать поэта, ссылавшемуся на занятость и то, что в данное время он в своём творчестве отдаёт предпочтение не поэзии, а прозе. Но увидев, уже смонтированные кадры фильма Окуджава вдохновился на создание текста фронтовой песни, однако первые строчки дались поэту не просто, зато последующие появлялись стремительно.
Альфреду Шнитке, поручено было написать музыку, поэтому Булат Шалвович о мелодии композиции особо не задумывался. Он просто слегка для себя напевал мелодию, чтобы легче сочинялось.
Но Шнитке отметил, что это весьма интересный вариант и попросил пропеть ещё раз. В следующем исполнении песни поэту дуэтом помогал композитор, а затем её вместе с режиссёром с энтузиазмом подхватила вся съёмочная группа. Альфреду Гарриевичу композиция действительно очень понравилась и об этом говорит тот факт, что в эпилоге фильма именно эта мелодия в его оркестровой аранжировке сопровождает документальные кадры, отображающие победное возвращение солдат на Белорусский вокзал весной 1945 года.
Стихи и музыка Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим», в исполнении 8В класса.
«ДЕНЬ Победы» — это, пожалуй, одна из самых популярных и востребованных композиций, которые посвящены победе над фашистскими захватчиками. Именно её наличие стало неотъемлемой частью любых торжественных мероприятий, связанных с празднованием победного дня 9 мая. Песня «День Победы» — это уникальное сочетание глубокой преданности и бесконечной любви к своему Отечеству, а также всенародной скорби о тех солдатах, которые мужественно пали на полях битвы.
Хоть песня «День Победы» и считается, на сегодняшний день, одним из самых главных атрибутов праздника 9 мая, но история создания композиции даже сейчас кажется довольно неоднозначной, хоть и прошло уже почти около полувека с момента её создания. Давайте ненадолго перенесёмся в март 1975 года. В это время страна подготавливается праздновать 30-летие победы в Великой Отечественной войне. По этому поводу в Союзе композиторов СССР объявляется массовый конкурс песни, посвящённой столь знаковому для каждого советского человека событию. Одним из тех, кто решается принять участие в конкурсе, является советский поэт Владимир Гаврилович Харитонов.
Но одних слов явно было недостаточно. Именно поэтому Владимир Харитонов обращается к советскому композитору Давиду Фёдоровичу Тухманову, чтобы тот принял участие в соавторстве песни. Давид Тухманов принимает предложение и очень быстро пишет музыку на стихотворение Владимира Харитонова.
Удивительно, но композиция «День Победы» не смогла занять абсолютно никакого места в конкурсе к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Песня была подвергнута особенно жёсткой критике из-за её неоднозначного музыкального сопровождения. На то время считалось, что Давид Тухманов был слишком молод для того, чтобы работать над музыкой песни к такому важному для страны событию. Если Владимир Харитонов являлся признанным фронтовиком и ветераном войны, стихи которого получили популярность уже в 50-е годы, то Давид Тухманов, в силу своего возраста, такими заслугами не обладал.
Всенародное признание композиция получила в конце 1975 года. Тогда она впервые прозвучала в прямом эфире на праздновании, посвящённому Дню милиции. Спел её советский певец Лев Валерьянович Лещенко, который и по сей день ассоциируется у публики в виде, пожалуй, главного исполнителя песни «День Победы».
Несмотря на то, что песня «День Победы» имеет довольно непростую историю, она смогла пройти все трудности и обрести поистине всенародную любовь публики. Уже прошло почти полвека с того времени, как она прозвучала впервые, а публика по сей день рукоплещет, когда слышит эти простые и одновременно тяжёлые для каждого человека слова.
Слова - Владимира Харитонова, музыка - Давида Тухманова, «День Победы» , исполняет 8Г класс
«Не знаю, есть ли в мире другая страна, где было бы столько песен о войне. Самые известные поют до сих пор: «Тёмная ночь», «Землянка», «Жди меня, и я вернусь», «Синий платочек», «До свидания, мальчики! «День Победы»… И это очень здорово, что мы их сегодня вспомнили и не важно как распределятся места между исполнителями, главное, что память о тех событиях жива .
«Человек Жив, пока о нем помнят»
Идут года, но кровоточат раны,
Врагами нанесенные в бою,
Спасибо, дорогие ветераны,
За молодость беспечную мою!
За то, что не стреляют автоматы,
Что мины не взрывают тишину,
Вы были молоды, ни в чем не виноваты,
За что судьба вам уготовила войну
Минута молчания (метроном….) Жюри подводит итоги, объявляет места.
Тексты песен
До свидания , мальчики…
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
В землянке
На безымянной высоте
Синий платочек
10 батальон
День Победы