СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника "Азбука, прощай!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Праздник "Азбука, прощай!" проводится после изучения предмета Обучение грамоте. Разработка в себя включает стихи, песни, частушки и  разные конкурсы для первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника "Азбука, прощай!"»

4


Сценарий праздника в 1 классе «Азбука, прощай!» (2023 г.)

Цель: подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте.
Методические приёмы: игровая ситуация, исполнение песен, стихов, сценок, отгадывание ребусов, загадок.

Ход праздника.

Учитель: Дорогие первоклассники! Совсем недавно вы впервые вошли в класс. Каждый день знакомились с цифрами и буквами, и вот уже научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который называется «Азбука». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
Дети:
1. Ещё десять лет учиться,

Не лениться, а трудиться,
Год за годом промелькнут,

И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.

Но праздники кончаются
И наступают будни

И труд наш ученический,
Порой довольно трудный.

2. И маме с папой не понять
Как трудно было прочитать
Нам в первый раз «Ау», «Уа»
Такие сложные слова.

3. Но страницы прошуршали,
Буквы 33 узнали мы
И теперь любую книжку
Мы прочтём без передышки.

4. И директор наш, ребята,
С азбукой ходил когда-то,
И учительница наша…
Все ходили в первый класс-
Наша очередь сейчас.

5. Мы прочтём любые книжки,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы,
Те же, что и в азбуке.

6. Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу…»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и почитать!

7. Я бросила куклу, играть не хочу,
Мне некогда очень, я буквы учу.
Из них я сама составляю слова,
Из них написала «Трава» и «Дрова».
Дрова – на траве, трава на лугу.
Теперь, как большая, читать я могу.

8. Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.

Учились по этой книге всегда,
А книга эта – (хором) Азбука.

(Входит Азбука под музыку)

Азбука. Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.

8ученик:

Уважаемая Азбука! Принимай парад букв от «А» до «Я»

Азбука.
Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!

Учитель: Я прошу выйти к нам все буквы.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы свое,
Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья!

Азбука: По порядку алфавита стройся!
- Гласные! Здесь?
- Здесь!
- Согласные! Здесь?
- Здесь!
- Буквы, которые не имеют звуков! Здесь?
- Здесь!

(буквы построились)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все –
Дети (хором): Алфавит!

А
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

Б
Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.

В
В — буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

Г
Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.

Д
Добрый Дедушка Данил,
Детям сладости дарил,
Даже дяде Ване,
Подарил он пряник.

Е
Как без Е сказать, что ел,
Как без Е сказать, что сел,
Дети тоже с буквой Е,
Значит Е, нужна везде!

Ё
На букву Ё ты назовешь
Три слова: ёлка, ёж и ёрш,
И все ужасно колко.
У всех у них иголки.

Ж
На Жука она похожа,
С Жёлудем дружна.
И сказал Жираф: мне тоже
Буква Ж нужна.

З
За забором зайка скачет,
В лапках букву З, он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.

И
Букву И твердит ишак,
Добавляя букву Я.
Не успокоится никак –
Всё кричит: ИЯ! ИЯ!

Й
Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.

К
Коля Кол получил,
Он уроки не учил,
Коля букву К не знал,
Сам себя он наказал!

Л
На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.

М
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.

Н
Буква Н как лесенка,
Все движемся вперёд,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовёт

О
Посмотри на колесо-
И увидишь букву О.

П
Попугайчик, попугай,
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе,
А найди нам букву… [П]

Р
Она расскажет, например.
О Репке и о Рыбке.
Ребята, это буква Р –
Мы скажем без ошибки.

С
Букву С люблю я очень,
С буквы С пишу «Сыночек».
Что ещё? Сказать Сумей-ка!
Сок, и Солнце, и Скамейка.


Т
Строятся дома кругом,
Тут-тук-тук, тук-тук-тук!
Голос буквы «Т» знаком,
Буква очень любит стук


У
У — улитка на дорожке —
Смело выпустила рожки.
Уходите-ка с пути!
Не мешайте дом везти.

Ф
Посмотрите, посмотрите,
Кто сегодня к нам пришёл,
Это Федечка Федотов -
Букву Ф для нас нашёл.

Х
Хомячок сидит, жуёт,
Лапкой хлеб он в рот суёт,
Хочешь букву Х ты знать,
Надо хомячка позвать.

Ц
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.

Ч
Букву Ч мы изучаем.
На уроке не скучаем.
Это ж надо так случиться,
Очень любим мы учиться!

Ш
Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву -
Ш-Ш-Ша.

Щ
Щука в сказке про Емелю
Исполняла чудеса
Где поймать такую щуку...
Чтоб полезна мне была.

Ъ, Ы, Ъ
Твердый знак Ъ, Ы, мягкий знак Ь,
Здесь попали мы впросак,
С этих букв, как ни старайся, стих не получается -
В нашем алфавите с них слов не начинается.

Э
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!

Ю
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.

Я
Всем известно, буква Я
Самая последняя.
В конце скромненько стоит,
Завершает алфавит.

Азбука: Спасибо, ребята. Знаете алфавит. А вот знают ли его ваши мамы и папы. Уважаемые родители, давайте вспомним с вами дружно алфавит, но расскажем его в обратном порядке.

Учитель.   Не секрет, что иногда, а кому-то и всегда бабушки помогают делать уроки. Также не секрет, что бабушки настолько любят своих внучат, что готовы сесть вместе с ними за парту. И таких бабушек мы хорошо знаем. Вот они…

(На сцену выходят две бабушки)


Сценка Е. Смолина «Бабушки и внуки»

Первая бабушка.  Здравствуй, голубушка моя. Пойдём гулять в парк.

Вторая бабушка.   Да что ты, я ещё уроки не сделала.

Первая бабушка.   Какие уроки?

Вторая бабушка.    Сейчас модно делать уроки за внуков. Вот хочу попробовать, хотя это, наверное, непедагогично.

Первая бабушка.    Почему это не педагогично? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю. Если что – меня спрашивай, у меня большой опыт.

Вторая бабушка.     Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»

Первая бабушка.     Так, хорошо.

Вторая бабушка.      «…И днём, и ночью пёс учёный…»

Первая бабушка.      Какой ещё пёс?

Вторая бабушка.       Ну, я не знаю, какая у него порода, может, доберман-пинчер?

Первая бабушка.       Да не пёс, а кот учёный! Поняла?

Вторая бабушка.       А-а, поняла, поняла! Ну, я тогда сначала начну: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и днём, и ночью кот учёный… с авоськой ходит в гастроном».

Первая бабушка.       С какой авоськой? В какой гастроном? Учи стихотворение снова.

Вторая бабушка.        Ой, у меня ещё столько уроков! Один внук в шестом классе, а другой – в первом. Его учительница просила в школу кассу принести.

Первая бабушка.        Какую кассу? Из магазина, что ли? Ты меня в это дело не впутывай!

Вторая бабушка.         Ну, при чём тут магазин? Касса – это алфавит. Ладно, я её сама сделаю.


Учитель. Не знаю, выучил ли бабушкин внук буквы, а наши первоклассники запомнили все буквы и хотят поблагодарить свою первую книгу и попрощаться с ней, но не забывать её, потому что эти буквы нам пригодятся всегда и везде. Они нужные, сильные.



III. Игра

Учитель: А сейчас ребята, я хочу проверить, всё ли вы знаете о распорядке нашей школьной жизни, об учебной жизни . Вам нужно отвечать на мои вопросы. Отвечать вы будете словами «Для меня», «От кого».

1. Кто-то где-то сделал парту,

- Для кого?

- Для меня

2. Доски грифельные красит,

Для кого?

- Для меня.

3. Всё что в школе, всё что в классе, для кого?

- Для меня.

4. И пришли Вы на рассвете

В первый раз, в первый класс

Как и все другие дети

В первый раз, в первый класс

Тут звонки на переменке

- Для кого?

- Для меня.

5. Вот учитель ждёт ответа

- От кого?

- От меня!

Значит нужно так учиться,

Значит нужно так трудиться,

Чтобы людям не пришлось стыдиться

- За кого?

- За меня!

Учитель: Молодцы, ребята! Надеюсь вы всё это исполните.

Продолжаем наш праздник.


Учитель:
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
А эту песню дарим мы тебе.

Песня про азбуку (на мотив «Золотая свадьба»)

Учитель: Вы очень хорошо знаете буквы русского алфавита. Отныне и навсегда они ваши верные друзья. А сейчас вас ждут еще испытания. Стихи вы читаете отлично. А чему еще вы научились на страницах Азбуки. Вот это мы сейчас проверим.
1 задание. «Выбирайка».
Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
1) А О Б Я – согл.
2) И Е Я Ю - нейотир.
1) В С Р Д – глух.
2) Ш П Н М – всегда тв.
2 задание «Собирайка»
Какое слово странное, Совсем как иностранное. Попробуйте составить из букв слова.
• М Е Т Б О Г Е (бегемот)
• Р А Ж И Ф (жираф)
• А Р Я Г У (ягуар)
• Е Д М Е Д В Ь (медведь)
Игра «Доскажи словечко».

Чтобы ручками писать,
Приготовим мы .... (тетрадь)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, .... (карандаш)
Чтобы вдруг он не пропал,
Уберём его в .... (пенал)
Долгожданный дан звонок –
Это кончился .... (урок)
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению - .... (пятёрки).


Продолжаем наш праздник.

- А какой же праздник без частушек?


Частушки

1. Мы собрали пап и мам, 
В класс не для потехи, 
Мы отрапортуем вам,
Про свои успехи!


2. Мы читать все научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились,
С лучшей книжкой - Букварём!


3. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу Вам алфавит,
Без одной запиночки!


4. Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем -
Эти буквы мы поём!


5. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку,
Одним махом «проглочу»!


6. С Букварём кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут -
Уважаю с детства труд!



7. Не печалься ты, Букварь,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.



8. Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!


9. Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы,
Те же, что и в букваре.


Все вместе: Всё!


Игра 4
-А сейчас проверим, знаете ли вы гласные и согласные звуки. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то оттопырьте уши.
Утюг, окно, мост, стол, школа, урок, книга, лошадь, ириски, апельсин, карандаш, жук.
5 задание
Среди слов найти те предметы, которые нужны в школе:
ОВРУЧКАК ...... ручка
ТЕТРАДЬБ ...... тетрадь
РУКПЕНАЛ ...... пенал
ОЛАСТИКМ ...... ластик
ПАЛЬБОМГ ...... альбом

Учитель:

6 Задание
А это фотография странного места, которое называется «Неграмотные земли». Там живут загадочные существа, и все они не умеют читать.
Это злобные герои
Перепутали все тут.
Буквы многие украли,
Сказки все перемешали.
Перепутали названья
И героев всех.
Буратино нос сломали,
У кота сапог украли,
И в веселом королевстве
Не услышать смех.
Золушка – жена Кащея,
Стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку,
Серый волк везет старушку.
Достать Дюймовочку не просто –
С Гулливера стала ростом.
Пусть ребята нам помогут
Выправить названья в сказках.
Ну а мы дадим в дорогу
Вам за это ключ – подсказку.
Вот какие сказки получились:
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.)

А теперь отгадайте ребусы. (подвал, сорока, узор, голова, подушка, каток, перемена)\
Игра «Живые буквы») У каждого из вас в руках есть буква. Я называю слово, а нужные "буковки" выбегают и образуют его: (Составить слова: Родина, букварь, школа, ученик)
Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось,
только буква заблудилась,
заскочила в чей-то дом,
и хозяйничает в нём.
• Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
• Синеет море перед нами,
летают майки(чайки) над волнами.
• Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом (сом)
• Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку)
• Лежит лентяй на раскладушке,
грызёт, похрустывая, пушки (сушки)
• На глазах у детворы
крысу (крышу) красят маляры.
• Закричал охотник: - «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной».
• Ехал дядя без жилета,(билета)
Заплатил он штраф за это.
• Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
"Там ползет зеленый лук (Жук)
С длинными усами".
• Не учил уроки, а играл в футбол,
От того в тетрадке появился гол.(Кол)

Конкурс для родителей: «Детский лепет» 

(1 ученик рассказывает, а родители должны догадаться, о чем идет речь)
1. Там много мальчиков и девочек, они получают двойки и пятерки. Им включают музыку, и они становятся умными, добрыми и вежливыми (Школа)
2. Он не умеет читать и писать. Он учится писать, рисовать, клеить, читать книжки. (Первоклассник)
3. На него все бегут. Когда он идет, на нем тихо сидят, слушают, пишут. (Урок)
4. На ней нельзя рисовать, нельзя корябать. Но некоторые даже умудряются за ней спать (Парта)
5. Это бывает и летом, и зимой. В это время можно долго смотреть телевизор или читать книжку (Каникулы)
6. Это маленькое удовольствие. Иногда дети спрашивают, когда она будет, а учитель на них ругается, потому что урок только начался, а иногда на уроке ученик просится в туалет, а учитель говорит: «Когда она была, тогда и надо было ходить» (Перемена)
7. Он говорит, говорит и не перестает говорить даже тогда, когда мы уже устали (Учитель)
8. Его надо всегда носить в школу, даже когда не хочется. Его смотрят родители, учителя его просят, а он иногда теряется (Дневник)
9. Это урок, на который всегда все хотят идти, даже если у них нет для него одежды (Физкультура)
10. На ней надо писать, но мы до нее еще не достаем (Школьная доска).
Учитель: Молодцы, ребята! Мне вы очень понравились - весёлые, находчивые, дружные. Все заслуживают самой высокой оценки. Пришло время наградить вас за успешную сдачу весёлых экзаменов.
Азбука: Позади нелёгкий труд,
Медленного чтения:
Вам сегодня выдают
УДОСТОВЕРЕНИЯ,
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочтёте все-все книжки.
1 ученик
До свидания! До свидания!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс пойдёт.
2 ученик
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
3 ученик
Жить без книг теперь не сможем,
Дорог нам их вечный свет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
4 ученик
Были мы просто ребятами
Стали теперь мы читатели
Нет среди нас лентяев -
И все мы прекрасно знаем.
Спасибо, Азбука, за всё,
Что сделала для нас!
За слово первое твоё, за стих,
За первый твой рассказ.


5 ученик Нас научила читать и писать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я,
И с нами будешь ты всегда!
Клятва (читает учитель)
- Я на пять учиться стану, с буквами уже знаком,
Научусь читать – и к лету запишусь в библиотеку!
Клянусь! (хором)
- Устный счет я изучаю, Все вокруг пересчитаю! Клянусь!
- Мы в большом и малом деле
С другом радости разделим,
С дружбою не поступлюсь,
В этом я друзьям…
Клянусь!
Азбука: Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Попрощаться с азбукой мы решили этой песней.

Исполняют песню на мотив «Золотая свадьба» музыка Р. Паулса, слова Э. Галустовой
Праздник, праздник празднуем семьей,
Праздник, праздник книжки золотой!
Азбука! Азбука! – весело кричат
Сорок правнуков и двадцать пять внучат.
Припев:
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные –
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные
Мы изучали все вместе!
В эту книгу с детства влюблены
Мамы, папы, и, конечно, мы.
В праздник, в праздник книги дорогой

Ей желаем жизни молодой.