Цели и задачи:
развитие познавательной активности и творческих способностей детей,
развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками,
создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.
Оборудование:
ТСО: костюм Буратино, Мальвины, Незнайки, мультимедийный проектор, экран для проектора, дипломы о прочтении Азбуки, маски для сценки «Куклы», учебник «Азбука» для танца.
Учитель:
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовется – азбукой!
Азбука, стройся!
Выходят дети с буквами.
Учитель: - Гласные, здесь?
Гласные: - Здесь!
Гласные буквы: Луиза
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Учитель: - Согласные, здесь?
Согласные: - Здесь!
Согласные буквы: Эмиль
А согласные согласны
шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель: - Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь! Сабир и Мухаммадамин
Учитель: Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
Все: - Алфавит!
Забавная азбука (на экране).
Дети друг за другом читают наизусть стихотворения про буквы.
А Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
В Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Г Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Д Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Е,Ё У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
Ж Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
З Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
И Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
Й Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
К У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Л Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Н Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
О В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
П Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р Рыба раку говорит:
- В небе радуга горит.
С Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене. ама
Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку удочкой.
Ф Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Х Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Ц Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Ш Шмель присел на шоколадку:
- Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Ы Буква ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят.
Ю Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
Учитель: Добрый день, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем празднике «Прощай, Азбука».
Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на необычный праздник, который никогда уже не повторится. Посвящен он нашему первому учебнику-азбуке.
2. Появляется Мальвина с песней «Буратино»
Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?..
- Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!
На голове его колпак,
Но околпачен будет враг,
Злодеям он покажет нос
И рассмешит друзей до слез.
Он очень скоро будет тут,
Скажите, как его зовут?..
- Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!
Он окружен людской молвой,
Он не игрушка, он живой!
В его руках от счастья ключ,
И потому он так везуч.
Все песенки о нем поют!
Скажите, как его зовут?..
- Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!
Буратино: «Привет ребята!
Мальвина: Здравствуйте, уважаемые гости!
Буратино: Мы узнали, что у Вас сегодня праздник «Прощай Азбука», а мы так любим праздники! И вот мы здесь.
Мальвина: Ребята! Но неужели вы так быстро научились читать и писать?»
Дети: «Научились!»
Мальвина: Ой, какие Вы молодцы! А вот ты, Буратино, не был прилежным учеником и сейчас читаешь плохо.
Буратино: Ладно, теперь я честно обещаю Вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как Вы.
Мальвина: А у ребят была волшебная книга, с помощью которой они научились читать и писать? Как она называется, ребята?
Дети: АЗБУКА!
Буратино: А давайте пригласим ее на праздник!
3. Входит под музыку Азбука.
Азбука: Здравствуйте, ребята! Да, конечно, я – Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои друзья. Прислушайтесь как красиво звучит моё имя! А кстати, кто-нибудь знает откуда взялось моё имя? (Если дети из зала не могут сами дать ответ Азбука поясняет). Так что же оно значит?
Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква «А», но называлась она тогда иначе – «АЗ». Вторая буква, так похожая на современную «Б», называлась «БУКИ». «АЗ» и «БУКИ» вот и получилось – «АЗБУКА».
Мальвина: Дорогая Азбука. Сегодня вы – самый желанный гость на нашем празднике. Просим вас занять место в зале и насладиться праздником.
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа. Эмиль
Ровно в восемь тридцать
Утром, каждый раз,
Очень много школьников
Входят в первый класс. Сабрина Мадина
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь. Мухаммад
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего. Луиза Шукрона
Мы учили в Азбуке,
Как писать и «а» и «ре»,
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр». Амир
Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы. Сафия П
Мальвина: Дорогая Азбука! Ребята приготовили для вас подарки, но подарки не простые… Они расскажут, как учились, как росли, чему научились, благодаря Азбуке.
Буратино: А для начала, сначала вспомним, как все начиналось!
4. Танец под песню «Первоклашки»
Мальвина: Чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься! Какие яркие, озорные буквы собрались в нашем зале, Буратино.
Буратино: Дааа, Мальвина. А ты знаешь, какая история однажды произошла с буквами и почему буква Я стоит в конце алфавита?
Мальвина: Нет, не знаю. Может, расскажешь?
Буратино: Нет, не буду, лучше посмотри.
Сценка «Буква Я» Я- Сафия Адилевова
Рассказчик:
Всем известно буква "Я"
в азбуке - последняя.
А известно ли кому -
Отчего и почему?
Неизвестно? (Неизвестно! )
Интересно? (Интересно! )
Ну, так слушайте рассказ!
Жили буквы, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится -
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"... в строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":
Буква Я:
- Я, - сказала буква "Я", -
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф: Амир
- Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "Эф",
От обиды покраснев.
Буква С: Саид
- Срам! – Сердито "эс" сказало.
Буква В: Надия
"Вэ" кричит: - Воображала!
Буква П: Песоцкая
Проворчала "Пэ": - Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик: "Я" затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором):- Хорошо! Идем на спор.
Буква А: Аслан
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
- Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а "Я"!
Рассказчик:
Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела -
Написать она сумела
Только: "Я - я - я - я - я!"
Буква Х: Эмиль
Как зальется буква "Ха":
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха!
Буква О: "О" от смеха покатилось! Лейла
Буква А: "А" за голову схватилась! Аслан
Буква Б: "Б" схватилась за живот.
Рассказчик:
Буква "Я" сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я:
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы "Ю".
Буква Ю: Мухаммад
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик:
Буква "Я" всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место буквы "Я"
Буратино: - Ребята, я очень рад, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тому, кто не умеет читать.
Мальвина: Например, Незнайка. Как он живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления!
5. Выход Незнайки
(в это время куклы идут переодеваться)
Незнайка:
- Кто меня вспомнил? И чего вы это тут собрались?
Делать вам нечего? Повалялись бы лучше на диване…
Какие буковки!? Что в них толку?
Одни больше, другие меньше – какая разница!?
А то еще придумали: гласные, согласные! Подходит к согласным
- Ну, эти еще ничего – симпатичные! А эти? Подходит к гласным
- Ну что в них такого?! Подумаешь – кружок!
Дырка от бублика? («О»)
Или эти две палки («У»)
А это что? Калитка какая –то! («И»)
Вот уж и без них вполне можно обойтись!
Мальвина:
- Нет, Незнайка, ты ошибаешься! Попробуй-ка прочитать хотя бы одно слово.
Незнайка:
- Ну и попробую! (Подходит к плакату, пытается прочитать, ходит с разных сторон, плачет). Может, я тоже хотел научиться читать, да только меня не учит никто, хоть пропадай!
Буратино: - Не плачь, Незнайка! Хочешь попасть на урок к куклам?
Незнайка: Очень. (утирая слёзы)
6. Песня «С Букварём уселись куклы»
Девочки-куклы с большими бантами, мальчик-в костюме утёнка, девочка-в костюме козы, мальчик- в костюме телёнка
С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»
Припев:
Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай.
Ты буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.
Подошел утенок важно,
Подошел: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный
Корешок букваря
Припев:
Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «кря-кря-кря», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!
Припев:
Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «бе, бе, бe», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
А потом пристал теленок,
Замычал: «Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму».
Припев:
Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не «му-му-му», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так!
(Куклы остаются в платьях до конца утренника)
Мальвина: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Буратино: Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Мальвина: Уважаемые гости, наш праздник продолжается, примите от ребят следующий подарок!
Ежедневно по утрам,
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас. Саид
«Ель», «Топор», «Лопата», «Руки» –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные. Сафия А
Дружит гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«МА» и «ША», запомни «МАША»
К нам явились на урок. Мухаммад
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«ТЫ» и «КВА», а вместе: «ТЫКВА»,
«СО» и «ВА», читай: «СОВА». Сабрина
Соединили мы два слова –
Предложение готово:
«ДОЖДЬ ИДЁТ.
ГРЕМИТ ГРОЗА.
УЛЕТЕЛА СТРЕКОЗА. Надия
Знаем буквы, знаем слоги.
писать умеем и считать.
Постепенно, понемногу
Научились все читать! Сабир
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами. Айша
Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
Ну, а в-третьих, я Лариске
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!» Аслан
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки. Сафия П
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!» Мухаммадамин
Буратино: Чтение – лучшее учение. Есть такая пословица: «Хорошая книга от всех болезней лечит».
Ученики: Аслан и Эмиль
А: Две болезни у меня: беготня и болтовня.
Э: Беготня бежит ногами без дороги прямиком.
А: Болтовня моя часами всё болтает языком.
Э:Только кончит беготня, начинает болтовня.
А: Замолчу и побегу – заболтаю на бегу.
Э: Излечился я легко – я не ездил далеко:
А: В первый класс меня отдали, научился я читать,
Э: И теперь меня, ребята, "Не видать и не слыхать".
А: Только папа пожалел: - Мальчик чтеньем заболел.
Мальвина: Для торжественного вручения дипломов на сцену приглашается Азбука.
Азбука:
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
Удостоверения
о том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки!
Вручение удостоверений-Оксана Николаевна-Азбука
Дети остаются на сцене для песни.
Мальвина: Сегодня прозвучало много добрых слов в адрес Азбуки! Этот праздник показал всем, что вы уже многому научились.
Буратино: И конечно же немного грустно расставаться с ней.
Мальвина: Ну а дальше ребята, по лестнице знаний вас поведёт новая книга. Она научит вас быть честными, смелыми, добрыми.
Буратино: Это книга - литературное чтение.
Мальвина: Открою вам один секрет-
Без книг и знаний в мире нет.
Буратино: Вы их не зря читаете,
Без книг нельзя на свете жить.
Мальвина: Мы рождены для радости
И с ними надо вам дружить
От детства и до старости
Буратино: Любить их нужно и беречь
Читать всегда внимательно.
Мальвина: А мы вам много новых встреч
Устроим обязательно!
Песня «Дорогою добра».
1.Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
2.Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
3.Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Мальвина: Уважаемые, гости! Дорогие, ребята! Наш праздник подошел к концу
Буратино: Мы благодарим всех, кто принимал участие в организации этого мероприятия. До свидания!
Мальвина: До новых встреч!