Сценарий праздника «Прощание с Букварем».
Действующие лица:
Азбука –
Незнайка –
Золушка –
Буратино –
Мурзилка –
Василиса Премудрая –
Дети входят в зал под песню «Чему учат в школе».
Королева Азбука:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева – Азбука, а все буквы, с буквами вы познакомились на уроках – мои подданные. Мы все – жители волшебной страны Букварины, которая расположена на страницах вашего Букваря. А, кстати, кто – нибудь знает, откуда взялось мое имя? Ну, название букварь – понятно, в нем буквы. А азбука? Прислушайтесь, какое красивое имя? Так что оно значит? (если ребята не могут ответить, королева поясняет сама). Давным – давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда иначе – аз. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась – буки. Аз да буки – вот и получилась азбука. И пришла я к вам не случайно. Сегодня мы отправляемся в далекое путешествие – в мир книг, в страну Литературию. Я пришла проводить вас. Сейчас я проведу перекличку – по очереди буду называть все буквы алфавита. Итак, первая буква.
Дети выходят к сцене по одному.
Зал:
Буква А: (выбегает на сцену) абрикос, арбуз, айва – очень сладкие слова, и все на букву А.
Королева: Следующая буква…
Буква Б: (пристраиваясь к букве А) Букве Б и страх не ведом: бой, барабан, боец, победа
В: Ветер веет в чистом поле, волком воет он на воле.
Г: Гриб растет среди дорожки – голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом!
Е: Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
З: В звезде найдешь ты букву З, и золоте, и в розе, земле, алмазе, бирюзе, заре.
И: Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели.
Й: Йод ребенок знает каждый, йодом врач нам раны мажет.
К: Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут, люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел.
Н: На коне наездник мчит: настоящий он джигит.
О: Ослик был сегодня зол – он узнал, что он – осел!
П: Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха!
Р: Роет землю старый крот – разорят огород.
С: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой, то–то теплое местечко.
У: Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки!
Ф: Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.
Х: ходит по лесу хорек, хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Щ: Щеголь щетку уважает, щеткой щеголь пыль стирает.
Ш: Шалуны! Прибавьте шагу! Скорей несите мушкетеру шпагу.
Ь и Ъ: Мягкий знак живет беспечно, он без кепки ходит вечно. А упрямый Твердый знак носит кепку только так.
Э: Экскаватор землю роет, это школу детям строят.
Ю: Юнга – будущий матрос – южных рыбок нам привез.
Я: Вы запомнили, друзья, Я в алфавите – последняя!
Королева Азбука: Теперь давайте поиграем.
Игра «Каждой букве свое место».
Дети под музыку выполняют движения животных и птиц. По сигналу ведущего игроки должны занять места, соответствующие порядку букв.
Королева Азбука: Я рада, что вы так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они будут вашими верными друзьями и спутниками.
Королева Азбука: Мы убедились, что вы хорошо знаете букв. А сейчас проверим, насколько вы умеете составлять слова из букв.
Игра «Составь слово».
Ведущий показывает картинку с изображением предмета, а дети должны составить название этих слов из «живых» букв. (по одному участнику от каждому классу)
Королева Азбука: Спасибо, ребята! Наш следующий конкурс…
Незнайка: Ваше Величество, подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я с ребятами на каждой странице Букваря побывал, я теперь знаю все буквы, все слова, даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
Королева Азбука: Ну как, ребята, послушаем? Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибется, поправьте его.
Незнайка: Ну, слушайте!
Тает снег.
Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Королева Азбука: Кого- кого? Какое здесь слово должно быть. Ребята?
Зал: Грачей.
Незнайка: Ну, подумаешь, один разочек ошибся, слушайте дальше:
Синее море.
Пред нами летают
Летают майки над волнами…
Незнайка: Ну, что, опять ошибка? Не может быть? А как правильно надо?
Зал: Чайки?
Незнайка: Тогда другое прочитаю, вчера выучил.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом!
Незнайка: Почему вы опять смеетесь и не хлопаете? Поэты любят аплодисменты… неужели я опять не так сказал?
Зал: Надо сом, а не дом! Королева Азбука: Эх, Незнайка, стихи заучивать не так просто. И ты опять допустил ошибку. Давайте поможем Незнайке. Сейчас мы будем вспоминать стихи, написанные поэтом Шибаевым. Я начну, а вы будете заканчивать.
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем:
Видел я сейчас Настю.
Настя- славная девчонка.
Настя ходит в первый класс!
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слова…
(зал: здрасьте)
А слово – то какое – очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из- за угла!
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова –
(зал: извините)
А слово – то какое – очень дорогое!
- Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу очень рада.
Но нельзя молчать, как рыба.
Ну сказала бы…
(зал: спасибо)
А слово – то какое – очень дорогое!
Королева Азбука: Молодцы ребята! Хорошие стихи вы выучили. Слова хорошие и очень нужные в жизни вспомнили. Эти слова считаются волшебными! Ну как, Незнайка понял как стихи учить надо?
Незнайка: А вы то хоть стихи знаете? Может быть, и вы с ошибками их рассказываете?
Королева Азбука: ребята, знаете стихи? Покажите Незнайке как вы умеете стихи читать?
Зал: Да. (Дети читают стихи.)
Незнайка: Подумаешь, стихи! Вы бы попробовали песню спеть.
Королева Азбука А ты, знаешь, что ребята эти классов посещают уроки музыки и очень хорошо умеют песни. Так, ребята? Споете песню? (дети поют песню, выходят на сцену)
Песня «Дружба с букварём»
Королева Азбука Ну, как понравилось? Может, и ты, споешь нам песню?
Незнайка: Ну нет! Не сумею! Я лучше загадки загадаю и не простые, а из школьной жизни. Отвечать надо не хором, а поднимать руку.
Тридцать богатырей к нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты, ты на все найдешь ответы.
Но скажи – ка нам пока,
Как зовут их?
(Азбука)
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник: кто он?
(это ученик)
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мире знаний открывая нам дорогу!
Кто это? Назовите!
(учительница)
Путешествуя по странам,
По морям и океанам,
И по суше, и средь вод,-
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолет, автобус,
Потому, что есть, друзья,
Шар волшебный у меня.
Называется он…
(глобус)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветик, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(книга)
Королева Азбука: Посмотрите – кА! Какая книга! Это ваш новый учебник, которому сегодня я уступаю место. Теперь я не сомневаюсь, что вы готовы к путешествию в страну Литературию. А поведут вас туда ваши любимые сказочные герои. Какие именно, сейчас узнаем.
Сейчас начнется здесь парад.
К нам нынче выйдут целым строем:
Те, с кем всегда ты встрече рад –
Твои любимые герои.
Вот шелестит уже страница
И кто – то к нам уже стучится.
Буратино:
Знаю, кто уроки учит,
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь!
На страницы букваря
К вам откуда вышел я?
Мурзилка:
Со страницы Букваря к вам сейчас явился я.
Но вы знаете едва ли, что родился я в журнале.
Кто бы мне сейчас назвал мое имя и журнал?
Василиса Премудрая:
Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была?
Золушка:
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет?
Королева Азбука: Эти сказочные герои поведут теперь вас, ребята, дальше в страну Литературию. Но всегда рядом с вами будут буквы. Доброго вам пути! На память о сегодняшнем празднике мы вручаем вам в подарок книжки.
Вот пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться и азбуки не забывать.
10