Прощание с « Русской азбукой»
Цели:
Формировать у учащихся стремление к активной интеллектуальной деятельности.
Способствовать развитию смекалки, мышления, памяти, артистизма.
Воспитывать умение общаться, совместно трудиться на общее благо.
Оборудование: зал оформлен воздушными шарами, магнитофон, диск с музыкой песни «Голубой вагон», карточки со словами, карточки с названиями станций.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих - первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой-« Русской азбукой».
Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день- 1 сентября.
Первоклассник: Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел-
Значит, праздник близится отличный
Надевало брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет-
Подарю учительнице в школе.
Русская Азбука: Ждёт с волнением
И девчонок, и мальчишек
Книга скромная – Русская Азбука.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она (обращается к первокласснику)
Хочешь многое узнать-
Научись, малыш, читать.
Первоклассник ( недовольно отвернувшись):
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Азбуку:
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь-
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник (возмущённо):
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука (показывает на волшебную букву Р)
Эту тоже?
Первоклассник:
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе
Перед нами буква «Ре»
Буква Р:
Я не ре, не ре, не ре.
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдёшь в «горах»,
« Тундре», « Речке», « берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква» Эр».
Первоклассник:
Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
Азбука:
Дети, а для чего вы здесь собрались? А вы умеете читать? Я хочу проверить (Показывает слова: МИР, ДРУЖБА, ШКОЛА, МАМА. Дети читают.)
-Молодцы, вы вполне можете начать интересное путешествие. Мы отправимся в город 33х родных сестриц.
33 родных сестрицы-
Писаны красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся. ( буквы).
Учитель: В путешествии по этому городу вам встретятся герои любимых сказок, представят нелёгкие испытания.
Пусть каждый смело вступит в бой,
А азарт соревнования.
Успех придёт не сам собой,
Помогут ваши знания.
Итак, в путь. Начинаем путешествие по городу букв. А поедем мы на поезде.
Звучит музыка. Дети имитируют движение поезда и поют.
Голубой вагон бежит, качается,
Скорый поезд набирает ход.
Город букв уже к нам приближается,
Посмотрите, город букв нас ждёт.
Прочитайте название первой станции на карте. ( Алфавитово)
Азбука: О чём пойдёт речь на этой станции, вы должны узнать из загадки.
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает своё место
И уйти не смеет,
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри.
Ну, а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
Дети « в шапочках» с буквами по цепочке читают стихи- загадки.
А.
Перепончатые лапки,
То ли лапки, то ли тапки,
Сам он – крупный, белый,
Рыболов умелый-
Он ныряет, как матрос
Бойкий, шумный … ( альбатрос).
Б.
Она весну встречает - серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка.
А платьице - в полоску. Ты узнаешь…( берёзку)
В.
Как зовут меня, скажи-
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… ( василёк)
Г.
Любит он расти на воле,
Не в саду, а в чистом поле-
Целой зарослью дремучий!
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке-
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется … (горох).
Д.
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый, пёстрый…( дятел)
Е.
Не ласка, не куница,
Не белка, не лисица.
Не выдра и не горностай,
А кто же это - угадай.
В соседстве с ними он живёт-
Пушистый, маленький…. (енот).
Ё.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт…
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель … ( ёжик).
Ж.
Станет он высок и строен,
Нравом весел, беспокоен.
Будет быстрый и красивый,
С разлетающейся гривой!
Это будет, а пока
Только ждёт он седока,
Набирается силёнок
Тонконогий... (жеребёнок)
З.
Я в пуховой красной майке
На лесной живу лужайке.
Я на цвет и вкус приятна,
Я сладка и ароматна.
Наклонись т погляди-ка:
Вот я - … (земляника)
И.
Как это скучно - сто лет без движенья
В воду глядеть на своё отраженье.
Свесила гибкие ветви с обрыва
Нежная, тихая, грустная … (ива).
К.
На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый … (кабачок).
Л.
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построились грядки
Словно живая ограда вокруг,
Пики зелёные выставил…(лук).
М.
Хвост зелёный, красная головка.
Это остроносая …(морковка).
Н.
Прячусь я на дне речном,
Я усатый, но не сом
Друг на друга мы похожи,
Но меня не путай с ним.
Видишь-пятнышки на коже,
Значит, это я …(налим).
О.
Он совсем не хрупкий-
Спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину-
Увидишь сердцевину.
Из плодов он твёрже всех,
Называется…(орех)
П.
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней…(помидор).
Р.
Лопаты не нужно, сидит она близко.
Красная с белой подкладкой…(редиска).
С.
От частой поливки едва не промокла
Мохнатая, тёмно-лиловая…(свекла).
Т.
Ковёр цветастый на лугу,
Налюбоваться не могу!
Надел нарядный сарафан
Красивый бархатный…(тюльпан).
У.
На спине свой носит дом,
Не нуждается ни в ком.
При себе всегда пожитки
У медлительной… (улитки).
Ф.
Красноватый огонёк
Чуть полянку не поджёг.
Он краса лесных полян,
Родич курицы… (фазан)
Х.
Он ходит в рыжей шубке,
Как пилка остры зубки.
Прожорливый зверёк-
Гроза мышей…(хорёк)
Ц.
На ноге стоит одной
И в болоте день-деньской-
Хочет выпить всё до капли…
Нет глупее птицы…(цапля)
Ч.
Был в саду переполох,
Он чуть было не заглох-
Вырос там…(чертополох).
Ш.
Есть в тайге сибирской кедры
На орехи кедра щедры.
Знают белки, знают мышки,
Что искать их надо в …(шишке)
Щ.
Пестрая птичка,
Сама невеличка, а голос хорош!
Лучше - редко найдёшь.
Песню на ветке завёл
Звонкоголосый…(щегол).
Азбука:
Дальше по алфавиту идут буквы Ъ,Ы,Ь. Но слов, которые начинаются с этих букв нет.
Да, слов таких не знаем мы, чтоб впереди стояла Ы и Ъ, и Ь.
Вперёд не могут стать никак. Но пусть они не обижаются. Что с них слова не начинаются. Как ни старайся, ни вертись-
Без этих букв не обойтись
Ни в речи, ни в письме, ни в споре, ни в самом кратком разговоре остались 3 буквы и 3 загадки.
Э.
Под стеклом цветы и травы,
Но совсем не для забавы-
Принесли сюда юннаты
Для музея…(экспонаты).
Ю.
Есть при нашей школе опытное поле.
Лейка и лопата - орудия…(юнната).
Я.
У различных хлебных злаков
Вид и вкус неодинаков.
Не пшеница я, не просо,
Не гречиха и не рожь.
Молодцом ты будешь просто,
Коль меня ты назовёшь.
Но не ясно ли как день,
Что зовут меня…(ячмень).
Учитель:
Молодцы! А сейчас наш поезд отправляется на другую станцию.
Стихотворово. (дети читают стихи)
В день осенний в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки на столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
« Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс,
И дорогому букварю я говорю:
« Благодарю! Ты - книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть.
Азбука: Молодцы ребята!
А вы любите загадки? А умеете их отгадывать? Тогда отправляемся на следующую станцию.
Загадкино.
Азбука:
Я всё знаю, всех учу;
А сама всегда молчу;
Чтоб со мной подружиться;
Нужно грамоте учиться (Книга).
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных и считают,
Рисуют и читают. (Школа).
Пишет он когда диктует,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).
Учитель:
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать, что такое я? (тетрадь).
Отгадай, что я за вещица,
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она сеет,
Сеет семена,
Не на поле, не на грядке,
На листах твоей тетрадки. ( Ручка).
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаш,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. ( Пенал).
Азбука: А вы любите сказки?
Тогда сейчас отправляемся все на поляну сказок.
Инсценировка сказки К. И. Чуковского « Доктор Айболит».
Учитель: Молодцы! А теперь угадайте, из каких сказок эти отрывки. (Зачитать 3 отрывка).
( Кот в сапогах. Ш. Перро)
Жил- был старый мельник со своими тремя сыновьями. Однажды мельник позвал их всех и сказал: « Решил я поделить всё своё имущество между вами, чтобы вы не поссорились, когда я умру. Старшему сыну я отдаю мельницу, среднему- осла, ну а младшему- кота.
К. Чуковский « Федорино горе.»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт
И чайник шепнул утюгу
«Я дальше идти не могу»
И заплакали блюдца:
« Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
« Увы, я разбито, разбито!»
В гостях у Чебурашки. Э. Успенский
Скоро Гена вышел из дома, нагруженный чайником и плиткой. И пошёл.
И тут зазвонил его сотовый телефон - ведь Гена давно уже был не просто Геной, а заведующим панцирным отделом в Зоопарке.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Молодцы ребята! Вы с честью справились со всеми испытаниями.
Азбука: Сегодня я прощаюсь с вами ребята, но мои буквы на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора.
Дети: До свидания! До свидания! Дети исполняют песню» Чему учат в школе»