СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий родительского собрания «Как помочь ребёнку учиться»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий родительского собрания «Как помочь ребёнку учиться»

Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания «Как помочь ребёнку учиться»»

Тема родительского собрания: «Как помочь ребёнку учиться»

СЛАЙД 1

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Задачи:

  • Обсудить причины возникающих у младшего школьника труд­ностей в учебе и определить, как их можно предупредить и преодо­леть.

  • Научить родителей приемам выработки у детей привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий.




Ход собрания



  1. Организационный момент

Приветствие родителей. Выступление классного руководителя.

Уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания: «Как помочь ребёнку учиться». А так ли важна и актуальна эта проблема в настоящее время? Да. Помогать ребёнку хорошо учиться нужно, а как это сделать правильно? Об этом мы с вами и поговорим сегодня.

СЛАЙД 2

Обучение в школе - одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самосто­ятельными и успешными в их основной деятельности - учебе.

В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассмат­ривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности. Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возмож­ное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.

Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребенка».

Рассмотрим самые важные из этих потребностей.

  1. Ученик хочет приобретать в школе новые знания.

  2. Ученик стремится к самоутверждению, признанию со стороны взрослых.

  3. С возрастом дети начинают понимать, что школа готовит их к взрослой жизни. И что они тем лучше смогут решать задачи, которые поставит перед ними общество, чем более основательные знания они приобретут сейчас.

Всегда ли мы учитываем в нашей воспитательной работе эти по­требности детей? А ведь мы должны помнить, что «каждое педагоги­ческое воздействие будет успешным только в том случае, если оно учитывает потребности детей».

Нужно ли помогать ребенку учиться? Разумеется, да.



  1. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ?»

СЛАЙД 3

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к зна­ниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некото­рые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегчен­но вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязан­ностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объ­ясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролиро­вать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться?» я выношу на родительское собрание. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  • организация режима дня;

  • контроль за выполнением домашних заданий;

  • приучение детей к самостоятельности.

СЛАЙД 4

Организация режима дня позволяет ребенку:

• легче справиться с учебной нагрузкой;

• защищает нервную систему от переутомления, т. е. укрепляет здоровье.

Плохое здоровье - причина неуспева­емости.

Поэтому приучайте детей:

  • к соблюдению режима дня;

  • рациональ­ному питанию;

  • добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял ут­реннюю гимнастику;

  • занимался спортом;

  • бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда.

Необ­ходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т. д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обя­занности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т. д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено еже­дневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребе­нок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня - это организация до­суга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 часа в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе - 1,5-2 часа. Дома - 1,5-2 часа.

Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.) Ложиться спать нужно в 21:00. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это от­разится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 минут.

Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твер­дость.

Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговари­вают, включают телевизор.

Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию. Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой.

Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью.

Запомните: всякое необоснован­ное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

Направление помощи –
контроль за выполнением домашних заданий

СЛАЙД 5

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к слу­чаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими де­лами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивнос­ти ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно рабо­тать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т. е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги не­обычайно важны: от них зависит, возможно, вся его школьная жизнь.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс, т. е. важно не просто проконтролировать результат ра­боты, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе!

Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к пла­нированию предстоящей работы.

Например, решая задачу, необходимо:

  • прочитать задачу, представить, о чем говорится; кратко записать условие, схему;

  • пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи; подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;

  • составить план решения задачи;

  • проверить решение;

  • записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку, необходимо:

  • повторить правила;

  • прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сде­лать; прочитать упражнение и выполнить все задания устно; выпол­нить задание письменно; проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к не­укоснительному выполнению домашних заданий:

  • какая бы погода ни была;

  • какие бы ни шли телепередачи;

  • чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправда­ния невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час.

Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка.

При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом; сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не. выработаться, и будет формироваться представление, что приготов­ление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторон­ние дела.

У детей бывают два повода для отвлечения.

Первый повод - игра. Ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка.

Второй повод - деловой. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выпол­нение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради днев­ник - справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу впол­силы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учи­тельница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась, к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или доче­рью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас мож­но успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое глав­ное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с урока­ми? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются вы­полнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распреде­лять время самостоятельно.

Направление помощи - приучение к самостоятельности

СЛАЙД 6

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошиб­ки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Учите детей выделять учебную задачу, то есть ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэто­му, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного слу­чая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

  1. Индивидуальные вопросы классному руководителю. Советы по решаемой проблеме.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителем, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Нет единого совета для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.


СЛАЙД 7

IV. Подведение итогов

Составление правил, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.

1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь обязательно помогите ему. При этом:

  • возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, а остальное предоставьте делать самому;

  • по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

3. Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте. Думай­те с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте. Решайте жизненные ситуации. Научить собственного ребенка думать - главная обязан­ность родителя!

V. Решение собрания

  1. Использовать полученную информацию в своей работе с ре­бенком.

  2. Применять различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми (для развития памяти, мышления, внимания, наблюдательности, воображения и т. д.).

  3. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

  4. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.