Итоговый образовательный продукт
программы повышения квалификации
«Современные родители: педагогика сотрудничества»
Родительское собрание
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ВОСПИТАНИЯ»
2019 год
Родительское собрание в детском саду (младшая группа)
«Путешествие по «Стране Воспитания»
Форма проведения: путешествие во времени
Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
Подготовительный этап собрания.
1. Оформление плакатов для украшения зала.
2. Изготовление приглашений каждой семье и общее объявление в каждой группе.
3. Запись ответов детей.
4. Подготовка цитат «Шпаргалка для родителей».
5. Покупка воздушных шариков.
6. Фонограммы музыкальных записей.
Ход мероприятия:
В музыкальном зале играет музыка. Постепенно собираются родители… По двум сторонам зала расставлены столы. На проекторе слайд – машина времени.
Ведущий:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать у себя в гостях. Занимайте свои места.
Вступление:
Все вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных. Давайте объединим наши усилия в воспитании. И отправимся на машине времени в «Страну Воспитания» где узнаем, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания.
Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания.
Именно для этого мы сегодня отправимся с вами в путешествие по «Стране Воспитания».
На проекторе – машина времени начинает крутить шестеренки, звучит мелодия «Времяскок»…
Родители держатся за лямки купола-парашюта, подняв его вверх, и кружатся вокруг себя.
Ведущий:
- Покружились-покружились мы в роддоме очутились! (Звучит фонограмма «плач младенца»)
- Слышите? Это плачет ваш малыш! Помните как это было? Давайте вспомним, какие эмоции вы испытывали, только что став мамой? Мамы передают друг другу по кругу куклу-младенца. Звучат ответы родителей.
- Какие прекрасные эмоции!
- А нас опять ждет перемещение во времени. Колесо времени крутится назад.
Родители держатся за лямки купола-парашюта, подняв его вверх, и кружатся вокруг себя.
Ведущий:
- Покружились-покружились в будущих мам мы превратились! (Звучит фонограмма «Биение сердца»)
- Воспитание начинается задолго до рождения ребенка.
К мудрецу пришли родители, сыну которых исполнилось 5 дней и спросили "Подскажи, когда нам начать воспитывать своего ребенка?"
На что мудрец ответил "Вы опоздали ровно на 9 месяцев и на 5 дней".
- Мы сейчас с вами вернулись во время, когда каждая из вас ждала малыша. Положите руку на живот. Чувствуете? Ваш малыш еще не больше этого бобового зернышка. Расскажите, пожалуйста, как Вы общались с ребенком еще до его рождения. Мамы передают по кругу бобовое зернышко, делятся воспоминаниями.
Ведущий:
- Мы продолжаем путешествовать. (Фонограмма «Времяскок»)
Родители держатся за лямки купола-парашют и кружатся вместе по кругу.
Ведущий:
- Покружились-покружились на прогулке очутились! (Звучит фонограмма «У природы нет плохой погоды (минус)»)
- А теперь давайте вспомним, как вы гуляли с коляской. И мечтали о будущем своего малыша! Каким вы его себе представляли?
Оденемся потеплее. Вот наши рукавички. Будьте откровенны. Расскажите о своих самых смелых амбициях.
Мамы передают по кругу рукавички, рассказывают о своих мечтах.
Ведущий:
- Мы продолжаем путешествовать. (Фонограмма «Времяскок»)
Родители держатся за лямки купола-парашют и кружатся вместе по кругу
Ведущий:
- Покружились-покружились и обратно возвратились! (Звучит фонограмма из к/ф «Усатый нянь»)
- Вот мы и вернулись в настоящее время. Поделитесь, что происходит и как вы двигаетесь со своим малышом к тому, чтобы ваши мечты осуществились.
(Родители отвечают)
Ведущий:
- У каждой из вас свои секреты, свой опыт. Давайте разделимся на две команды, чтобы умножить свои умения и услышать самые интересные версии.
***Упражнение "Семейные заповеди"
Родители делятся на две команды и составляют небольшой список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждая команда зачитывает этот список. Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни, воспитании с представлениями других.
Мы прибыли на станцию «Шпаргалка для родителей» (сопутствует презентация).
Ведущий:
- Вопросы воспитания интересовали многих людей, напрямую или косвенно связанных с педагогикой. Они оставили множество цитат, не потерявших своей актуальности до сих пор. Давайте попробуем их восставновить.
- На экране окончания фраз. Я буду зачитывать начало изречения, а вы попробуете по смыслу подобрать ее окончание. Каждая команда восстанавливает по три цитаты.
«Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»(М. Горький)
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека» В.Г. Белинский.
«Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании.» (Ф. Искандер).
«Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»
Лермонтов М. Ю.
«Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа». (Ж.-Ж. Руссо)
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.» (А.С. Макаренко)
Ведущий:
- А теперь сами попробуем стать мудрецами-педагогами и создать крылатую фразу.
***Упражнение "Закончи предложение" (или «Острое блюдо»).
Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.
«Общение с ребенком – это…»
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»
«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
«Если ребенок провинился…»
«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…»
«У нас в семье «наказание-поощрение» -…» (если затрудняетесь продолжить – разбейте высказывание на части).
Ведущий: Станция «Наши дети». Мы посмотрим видео с записью ваших детей и узнаем, что они думают о вопросах воспитания.
Видеоролик «Устами ребёнка» (вашим детям задавали один и тот же каверзный вопрос «Тебя дома воспитывают? Как?». Ответы детей, конечно же, Вас рассмешат…
Ведущий: Как мы видим из видеоролика, слово «воспитание» у некоторых детей ассоциируется со словом «наказание». Поразмышляйте над этим, уважаемые родители…
***Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».
- Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.
Родители встают в круг.
Ведущий предлагает родителям - научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого родителю предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.
«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.
Вы видите, что шарик мечется по комнате, он стал совершенно неуправляемым. Так бывает и человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».
*Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
*А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).
Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».
А мы подъезжаем к станции «Наказание и поощрение»
Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений.
Каким же образом родители наказывают своих детей? Ваши ответы:
- ставят в угол;
- лишают удовольствий, таких, как поход в магазин за покупками, в гости;
- ограничивают просмотр мультипликационных фильмов и игры на компьютере;
- изменяют интонацию голоса, выражение лица;
- обсуждают проступок, беседуют «по душам».
Действительно, это приемлемые способы наказания. Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок, лишение любви и ласки. Осуждается и наказывается действие, нежелательный поступок, а не личность ребёнка.
Что такое наказание? Наказание – это вовсе не действие наказующего, а то, что происходит в душе наказываемого ребёнка, то, что он испытывает при этом.
С точки зрения психологии, это всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно быстрее избавиться и никогда более не переживать. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия. Оно не является воспитывающим.
Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.
А как дела обстоят с поощрениями? Они, как воспитательное средство, более действенны. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на – хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребёнка – сознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.
Из ответов родителей следует, что в воспитании своего ребёнка они, в основном, не испытывают особых затруднений. Некоторые родители отмечают, что их дети иногда бывают непослушны, упрямы, неусидчивы.
В дошкольном возрасте у детей ещё недостаточно развита произвольность поведения. Они отличаются импульсивностью, неусидчивостью. При правильном воспитательном воздействии с возрастом эти недостатки корректируются. Главное, как уже сегодня говорилось, – принимать своего ребёнка таким, какой он есть, понимать и любить его.
ИТОГ встречи. Рефлексия «Дерево отзывов» (родители вешают листочки на деревце, в которых – анализ и отзывы о мероприятии).