Сценарийзанятия|2–4классы
СЦЕНАРИЙ
занятия«РАЗГОВОРЫОВАЖНОМ»
дляобучающихся2–4 классов
Занятие1
Зачем человеку учиться?
Датапроведения:1сентября.
Цели занятия: формирование осознанного и ответственного отношения к обучению, развитие чувства гордости за научные открытия отечественной научной школы, формирование желания узнавать новое, развиваться для достижения личного успеха и на благо родной страны, воспитание уважительного отношения к труду.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм.
Основные смыслы:
Россия имеет богатое научное и культурное наследие, которое помогает нам развиваться и стремиться к общему будущему.
Будущее всей страны зависит от качества полученных нами знаний и умений, которые являются основой для личного благополучия и прогресса общества.
Во время обучения мы учимся слушать и слышать, работать в команде, уважать разные мнения и понимать друг друга.
Цифровые технологии никогда не заменят личное развитие, учиться и развиваться—естественная потребность человека.
Продолжительностьзанятия:30минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика.
Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика, выполнение интерактивного задания.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Занятие является первым в учебном году, учитель может начать его с приветствия обучающихся, поздравления с началом нового учебного года. Учитель может спросить обучающихся, с каким настроением они встречают новый учебный год, что ожидают интересного.
Учитель: Каждый год школа открывает свои двери в мир знанийименно1сентября.Вэтотденьвсешкольникиприходят впраздничнойформевместесродителями.Каждыйделитсясдрузьямивпечатлениямиотлетнихканикул,поездок и интересных событий.
Знания—это увлекательный путь в большую жизнь. Весь мир вокруг показывает нам, какую пользу приносят знания человечеству. С детства человек стремится изучить и понять окружающий мир, так же и вы пришли в школу, чтобы получить новые знания. Давайте вместе узнаем, когда1 сентября стал праздником в нашей стране!
Учительорганизуетпросмотриобсуждение2-Двидеоролика
«История знаний».
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, почему именно1 сентября стал Днем знаний?
Всегда ли День знаний был праздником?
Нашибабушки,дедушкииродители,какимы,ходили вшколу, писали втетрадках ичитали учебники. Сегодня вместо тетрадок иногда мы печатаем на компьютере, читаемэлектронныекнигиисчитаемнакалькуляторе.Что объединяет прошлых и современных школьников?
Каквашасемьяпроводитэтотдень?
Ответыобучающихся.
Учитель:Здорово, когда в семье есть традиции, объединяющие всех вокруг праздников! Общие семейные праздники укрепляют связи между поколениями, сближают всех членов семьи и позволяют отлично провести время вместе.
В нашей стране есть конкурс «Это унас семейное», уже объединивший более ста тысяч семейных команд(презентациякзанятию, слайд 2). Его участники могут делать вместе добрые дела,заниматьсяспортом,узнаватьисториюсвоейсемьиисоздавать поводы для семейной гордости. Предложите родителям зарегистрироваться до 14 сентября и попробовать принять участие в конкурсе.
Основнойэтап
Учитель:Вывернулисьвшколупослелетнихканикул, вовремякоторыхотдыхали,занималисьинтереснымиделами и узнавали что-то новое об этом мире.
Вопросыдляобсуждения:
Какиезнаниявыприобрелилетом?
Как полученные знания могут пригодиться в новом учебном году?
Ответыобучающихся.
Учитель:Сегодня каждый ребёнок в нашей стране имеет правои возможностьпосещатьшколу,открыватьпрекрасныймир знаний.Новсегдалиобразованиебылодоступновсемдетям в России? Что могло мешать обучению детей?
Ответыобучающихся.
Учитель:Вистории нашей страны были трудные времена, которыемыпреодолелиблагодарягероизмуи самоотверженному труду. Например, во время Великой Отечественной войны (презентациякзанятию,слайд3)многиешколыбылиразрушены, ив ихвосстановлении, наравне совзрослыми, участвовали дети. Многие из них совмещали работу на заводах с учебой и после тяжелой рабочей смены садились за парты.
В этом году в нашей стране широко отпраздновали 80-летие содня Великой Победы вВеликой Отечественной войне. Заэти годы многое изменилось, получение образования стало доступно всем. Ежегодно строятся новые школы, классы оборудованы современнойтехникой.Этодаётбольшиевозможностиучиться синтересом,расширятьсвоигоризонтыидостигатьновыхцелей.
На фотографиях разных времён(презентация кзанятию, слайд 4) запечатлены ребята во время обучения в школе.
Вопросыдляобсуждения:
Чемпохожиичемотличаютсяэтифотографии?
Как выдумаете, какими качествами должны обладать ученики,чтобыуспешноусваиватьновыйматериална уроках?
Почемувшколебольшоезначениеимеетработа в команде?
Ответыобучающихся.
Учитель:Давайте познакомимся сучеником поимени Витя Перестукин.
Учитель организует просмотр фрагмента мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков».
Вопросыдляобсуждения:
КакВитяПерестукинотноситсякдомашнемузаданию?
Почемуугероямультфильманастолебеспорядок?
Еслимы увидимтакогомальчика,каквместеможемемупомочь?
Ответыобучающихся.
Учитель:Выдалиоченьхорошиесоветы!Важнопомнить,что не нужнооставлятьдругавбеде.Приподдержке,работе вкоманде, помощи в решении трудных заданий, высможете освоить новые горизонты!
Знанияспособнысделатькаждогочеловекалучшеипомогают быть культурным. Витя попадает в страну невыученных уроков, где его ошибки, подобно грязным и рваным учебникам,предстаютпередним.Онпонимаетсвоиошибки истановится ответственным и прилежным.Учебники на столе Вити теперь лежат ровно и аккуратно.
Давайте проверим, сможем лимы помочь мальчику навести порядок и правильно собрать рюкзак в школу!
Учительорганизуетвыполнениеинтерактивногозадания
«Школьный рюкзак».Если на занятии нет возможности выполнить задание в интерактивном режиме, можно предложить обучающимся работу с раздаточным материалом.
Учащиеся складывают врюкзак необходимые для школы предметы,анеподходящиевещиоставляютдома.
Учитель: Молодцы, отлично справились! При сборе нужных вещей в рюкзак вам помогли знания иопыт. Иногда при решении трудных ситуаций человек также использует цифровые технологии. Могут ли они заменить живого человека? Почему?
Ответыобучающихся.
Учитель:Цифровые технологии иискусственный интеллект основываютсяназнаниях,которыевложиливнихлюди спомощью алгоритмов(презентация кзанятию 5).Правильное использованиегаджетовоткрываетбольшиевозможности, но техника никогда не сможет полноценно заменить человека.
Давайтепредставим,чтооказалисьвлесу,гденетмобильной связи.Какнайтивыходиз такойсложнойситуацииприотсутствии интернета?
Ответыобучающихся.
Учитель:В этой ситуации нам пригодится умение ориентироватьсянаместности,знаниясторонсвета и особенности природы. Как их можно получить?
Ответыобучающихся.
Учитель:Ежедневно мы решаем самые настоящие жизнен- ныезадачиблагодарязнаниям,которыеполучаем.Можнолиприобретать новые знания, неимея фундамента, накотором они будут основываться?
Ответыобучающихся.
Учитель:Каквдетскойпирамидкеестьоснование, накотором держатся кольца, так идля новых знаний необходим фундамент.Невозможнонаучитьсясчитать,незнаячисел.Многие
знания вразных областях взаимосвязаны, поэтому важно получать новые знания на разных уроках. Давайте представим, что произойдёт с человеком, если он не получит образования?
Ответыобучающихся.
Учитель:Естьмногопримеровизвестныхлюдей,которыеиз- за жизненных обстоятельств были вынуждены прервать учёбу (презентациякзанятию,слайд6).Понимаяважностьзнаний,они всёравновернулиськ образованиюи вписалисвоиимена в мировую историю. Так, Юрий Гагарин из-за начала войны ушел из первого класса, но позже продолжил учебу. Благодаря трудолюбию иполученным знаниям онстал известен всему миру как первый человек, побывавший в космосе.
Первый русский учёный-естествоиспытатель Михаил Ломоносов три недели добирался своим ходом в Москву, чтобы получить образование. Он непрерывно учился, изобрёл ночной телескоп и впервые объяснил причины полярного сияния. Научные открытия Михаила Васильевича изменили мир. Почему эти люди так стремились к знаниям?
Ответыобучающихся.
Учительорганизуетпросмотриобсуждение2Д-видеоролика
«ДостиженияРоссии:вчераисегодня».
Примерныевопросыдляобсуждения:
КакиеиздостиженийРоссиивасбольшевсегопоразили?
Кембывамхотелосьстатьипочему?
Заключительныйэтап
Учитель:Обучение помогает стать развитыми личностями, которыемогутвнестивкладвразвитиесвоейстраны (презентациякзанятию,слайд7).Многиерусскиеучёные
добились больших успехов именно благодаря усердному труду, настойчивости и целеустремлённости.
Их имен в истории нашей страны очень много и всех объединяют главные качества: стремление кзнаниям, упорство, трудолюбие,терпение.Безэтихкачествонинесмогли бы совершитьвеликиеоткрытия,которыепотомповлияли на жизнь каждого из нас.
Вопросыдляобсуждения:
Почемудлянашейстраныважно,чтобыподрастающее поколение получало образование?
Могут ли дети сделать научное открытие и изобрести что- то полезное для людей?
Какиекачестванужноразвиватьвсебе,чтобыдостичь успеха и принести пользу окружающим?
Ответыобучающихся.
Учитель:Каждый извас может изобрести что-то полезное для всех людей. Чем больше знаний выполучите, тем больше будут возможности развития для вас сейчас ив будущем. Знания нас окружают всюду, нужно лишь не упускать возможности открывать новое, развивать свои таланты ине останавливаться ни перед какими препятствиями.
Постразговор
Чтопосмотреть:
Мультипликационные фильмы «Вовка в тридевятом царстве», «Наш друг Пишичитай», «Остров ошибок».
Чтопочитать:
ГераскинаЛ.Б.«Встраненевыученныхуроков»
ДрагунскийВ.Ю.«Главныереки»
НосовН.Н.«ВитяМалееввшколеидома»
ТокмаковаИ.П.«Аля,КляксичибукваА»
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
ОфициальныйсайтВсероссийскогоконкурса«Этоу нас семейное» https://family.rsv.ru
Как зарегистрироваться и подать заявку для участия во Всероссийском конкурсе «Это у нас семейное» — https://rutube.ru/video/469aa410685e7ac9e434d42786d16c90
Проектнаядеятельностьнатему:«Историяиразвитиерусской школы».
Посещениерегиональныхмузеевивыставок сэкспозицией, посвященной образованию и истории школы https://www.culture.ru/museums/institutes/location-russia/historical/history-organization?sort=-views&page=1
1