Предмет | Математика |
Класс | 7 |
Автор УМК | А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир |
Тема урока | Применение формул сокращенного умножения |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление знаний и способов действий |
Цели деятельности | Цель урока Образовательные: систематизировать знания и умения учащихся применять формулы квадрата разности, суммы и разности квадратов для преобразования многочленов Развивающие: способствовать развитию математической речи, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать интерес к математике, воспитывать ответственность и доброжелательность, умение работать в коллективе |
Задачи урока | Образовательные (формирование познавательных УУД): организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и умений применять формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. Развивающие (формирование регулятивных УУД): выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; различать способ и результат действия; использовать установленные правила в контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; выделять и формировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь в процессе реальной ситуации воспроизводить и использовать формулы сокращенного умножения и умения возводить многочлен в степень; Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению Коммуникативные: уметь обрабатывать информацию; сформировать коммуникативную компетенцию учащихся; уметь работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; Познавательные: выбирать способы решения примеров в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Основные понятия | Одночлен, многочлен, умножение одночлена на многочлен, умножение многочленов, формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат разности, квадрат суммы |
Формы работы | индивидуальная, фронтальная, парная, самостоятельная работа. |
Ресурсы и оборудование | А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, учебник для 7 класса общеобразовательных учрежджений – М.: «Вентана-Граф», 2020 г. компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, карточки с домашним заданием, оценочные листы |
№ | Этап урока | Задачи | Учитель | Ученик | УУД |
1 | Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей | Включаются в урок | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения, принятие целей и темы урока обучающимися. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему и цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Слайд № 1 Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, подпишите их, На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов в оценочные листы. | Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3 | Актуализация знаний. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устной работы на повторение основных понятий и формул по данной теме. Слайд №2 1) Из данных выражений выбери одночлены и представь их в виде квадрата: m; b + c; 2x; 3y – 4; y²; 5b³c; fs – a. Слайд № 3. Проверь себя Слайд № 4 2)Из данных выражений выбери одночлены и представь их в виде удвоенного произведения: m²; b - 6c; 2x⁴; 4y + 3n; y; 8bc³; 7s – ak. Слайд № 5. Проверь себя | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание знаний по данной теме. |
4 | Применение знаний и умений | Создать благоприятные условия для закрепления практических навыков при использовании формул сокращенного умножения. | Организация и контроль за процессом применения знаний и умений Слайд № 6,7 1)Вставь в текст пропущенные слова: Произведение …….. двух выражений и их ……..равно разности квадратов этих выражений. Квадрат ……….двух выражений равен квадрату первого выражения минус……..произведение первого и второго выражений плюс ….....второго выражения. Квадрат суммы двух ………равен ……….. первого выражения ………..удвоенное произведение первого и второго выражений ……….квадрат второго выражения. Разность квадратов ……….выражений равна произведению ………этих выражений на их ……….. Слайд № 8 2) работа в парах: 1. Bыполнить умножение: (3x + 2y)(2y –3x); (c² - m)(c² - m) (4k + n³)(4k + n³) 2. Возвести в квадрат: (2x²y³ - 4z) (5r + 10abc²) 3. Представить в виде квадрата двучлена выражение: 4x² + 12xy + 9y² 16a⁴ - 40a²b³ + 25b⁶ | Решают задания (слайд №3). Работают самостоятельно над поставленными задачами. На конкретных заданиях вспоминают формулы сокращённого умножения. Выполняют задание. Решают задание в парах. Комментируют действия. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5 | Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного отдохнём. А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки). | Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем, сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
6 | Применение знаний и умений при решении более сложных заданий и упражнений | Показать разнообразие заданий и упражнений на применение формул сокращённого умножения. | Организация и контроль за процессом решения заданий. Слайд № 9 Заполни пропуски: ….. – 48xy + 36y² = (4x - ……)² 9b² + …… + 16c² = (3b + …...)² x²y² - 6x³y⁴ + …… = (….. - …..)² Слайд № 10 Найди ошибку: 4x² - 6xy + 9y² = (2x + 3y)² (5f + 6s)² = 10f² + 60fs + 12s² m⁴ + 4mn – 2n² = (m² - 2n)² (3a – 2d)(2d + 3a) = 4d² + 9a² (7b + 10k)(10k-7b)=49b²-100k² Слайд № 11 Проверь себя | Читают задание, отвечают на вопросы учителя. Обсуждают подходы для решения. Решение проверяют с помощью рабочего листа. Читают задание, отвечают на вопросы учителя. Обсуждают подходы для нахождения значения выражения. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Слайд № 12 Подбери пару и прочитай слово: Для каждого выражения из первого столбца подберите ему тождественно равное во втором: (a + b)² (2m – n)² (4 – k)(4+ k) (c² - 5p)² (t + 7)(7 – t) (3f +8x)² (y³ - 6r²)² 49 – t² Д 4m²-4mn+n² О y⁶-12y³r²+36r⁴ Ы a² + 2ab + b² М 9f²+48fx+64x² Ц 16 – k² Л c⁴ -10c²p+25p² О | Учащиеся анализируют свою работу, выражают в слух свои затруднения и обсуждают правильность решения примеров. | Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха). Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8 | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Слайд № 13. Даёт комментарий к домашнему заданию. Составить пять примеров, в которых используются формулы сокращенного умножения РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ: (x+y)²-2(x+y)(x-y)+(x-y)²=4y² | Учащиеся записывают в дневники задание. Выбирают задание. | |
9 | Рефлексия. | | Подводят итоги работы класса в целом. Организуют обсуждение: Какова была тема урока? Какая цель была поставлена перед вами? Достигли ли вы этой цели? | Учащиеся подсчитывают баллы, полученные за работу на уроке, подводят итоги своей работы (самооценка за урок). Сдают оценочные листы учителю. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |