СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по русскому языку (3 класс) Тема: Суффикс как часть слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по русскому языку на тему "Суффикс как часть слова".Цель занятия-Познакомить учащихся с понятием "суффикс", его ролью в образовании новых слов и способами нахождения суффикса в слове.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по русскому языку (3 класс) Тема: Суффикс как часть слова.»

Сценарий урока по русскому языку (3 класс)

Тема: Суффикс как часть слова.

Цель: Познакомить учащихся с понятием "суффикс", его ролью в образовании новых слов и способами нахождения суффикса в слове.

Задачи:

  • Образовательные:

    • Дать определение суффикса как части слова.

    • Показать роль суффикса в образовании новых слов.

    • Научить выделять суффикс в слове.

    • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Развивающие:

    • Развивать умение анализировать слова, сравнивать, обобщать.

    • Развивать внимание, память, логическое мышление.

    • Развивать устную и письменную речь учащихся.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к русскому языку.

    • Воспитывать культуру учебного труда, умение работать в коллективе.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • Учебник русского языка для 3 класса.

  • Карточки со словами для индивидуальной и групповой работы.

  • Презентация (желательно).

  • Толковый словарь (по возможности).

  • Схемы, таблицы (для визуализации информации).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация знаний (5 минут)

  1. Фронтальный опрос:

    • Что такое корень слова?

    • Как найти корень в слове?

    • Что такое приставка?

    • Где в слове находится приставка?

    • Для чего служит приставка?

  2. Игра "Найди лишнее слово":

    • На доске записаны группы слов:

      • Зима, зимний, зимовка, зимушка.

      • Вода, водный, водитель, водичка.

      • Лес, лесной, лесник, лесочек.

    • Задание: Найдите "лишнее" слово в каждой группе и объясните свой выбор.

    • Подвести к тому, что отличаются они не только корнем, но и другой частью слова, которая находится после корня.

III. Постановка проблемы. Формулирование темы и целей урока (5 минут)

  1. Создание проблемной ситуации:

    • Учитель предлагает внимательно посмотреть на слова: береза, березка, березонька.

    • Вопрос: Что общего у этих слов? (Корень)

    • Чем они отличаются? (Частью слова после корня)

    • Как называется эта часть слова? (Дети могут не знать)

  2. Формулирование темы урока:

    • Сообщение темы урока: "Суффикс как часть слова".

  3. Определение целей урока:

    • Что мы должны узнать сегодня на уроке?

      • Что такое суффикс.

      • Для чего он нужен.

      • Как его найти в слове.

IV. Изучение нового материала (15 минут)

  1. Объяснение учителя (с использованием презентации/схем):

    • Что такое суффикс? Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    • Роль суффикса: Суффикс помогает образовывать новые слова с другим значением (например, уменьшительно-ласкательные).

    • Примеры:

      • Дом – домик – домище (суффиксы -ик-, -ищ-)

      • Книга – книжка – книжечка (суффиксы -к-, -ечк-)

      • Белый – беленький (суффикс -еньк-)

  2. Работа с учебником:

    • Чтение правила в учебнике.

    • Разбор примеров из учебника.

  3. Практическая работа:

    • Выпишите из учебника несколько слов, найдите корень и выделите суффикс.

    • Запишите слово, а затем образуйте новое слово с помощью суффикса.

V. Физкультминутка (2 минуты)

  • Простая зарядка для снятия напряжения.

VI. Закрепление изученного материала (10 минут)

  1. Работа в группах:

    • Каждой группе выдаются карточки со словами.

    • Задание:

      • Выделить корень и суффикс в словах.

      • Объяснить, какое значение придает суффикс слову.

    • Примеры слов: Зайчик, солнышко, березонька, грибок, воробушек.

  2. Индивидуальная работа:

    • Задание: Образуйте новые слова с помощью суффиксов, используя следующие слова: Сад, лес, книга, рука, вода. (Например, сад – садик, лес – лесок, книга – книжка, рука – ручка, вода – водичка)

    • Проверка в парах.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 минуты)

  1. Вопросы для обсуждения:

    • Что такое суффикс?

    • Где находится суффикс в слове?

    • Для чего служит суффикс?

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • Что было самым интересным?

    • Что вызвало затруднения?

  2. Самооценка: Оцените свою работу на уроке.

VIII. Домашнее задание (2 минуты)

  • Учебник: Правило и упражнение по теме урока.

  • Творческое задание (по желанию): Составить небольшой рассказ, используя слова с суффиксами.

Дополнительные замечания:

  • В ходе урока необходимо использовать наглядность (презентацию, карточки, схемы).

  • Важно вовлекать в работу каждого ученика, используя различные формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная).

  • Учитель должен поддерживать положительную атмосферу на уроке, поощрять активность и самостоятельность учащихся.

  • Темп урока должен соответствовать уровню подготовки класса.

  • Содержание урока может быть адаптировано в зависимости от особенностей класса.

Примеры карточек для групповой работы:

Карточка №1: Зайчик, солнышко, березонька. Карточка №2: Грибок, воробушек, лисичка. Карточка №3: Домик, столик, цветочек.

Варианты усложнения заданий:

  • Предложить учащимся подобрать слова с определенным суффиксом (например, слова с суффиксом -ик-).

  • Предложить учащимся определить значение, которое придает слову тот или иной суффикс.

  • Ввести понятия: уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Этот сценарий представляет собой лишь примерный план урока. Учитель может адаптировать его в соответствии с потребностями и возможностями своего класса. Главное – сделать урок интересным, познавательным и развивающим для учащихся.