СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Три чуда"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 4 классе по теме "Три чуда"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Три чуда"»

Сценарий урока музыки для 4 класса

«Три чуда»

(Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»)

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний и способов действий.

Проблема урока: существует ли музыкальная живопись?

Основное содержание темы, музыкальные понятия и термины: песенность, танцевальность, маршевость в музыке. Выразительность и изобразительность. Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Цель урока:

На примере симфонической картины «Три чуда» показать, как в музыке раскрывается образ литературного героя.

Задачи:

Образовательная:

- послушать симфоническую картину «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;

- сформировать представление об изобразительных и выразительных возможностях музыки и литературы на примере произведений искусства;

- сформировать умение давать характеристику произведения характеризуя отдельные средства музыкальной выразительности.

Воспитательная:

- вызвать у учащихся интерес к взаимному общению на основе интереса к искусству, осознать коммуникативную роль искусства, возбудить чувство сопереживания.

Развивающая: активизация эмоционального отклика на музыку, развитие умения содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.

Формируемые УУД:

Личностные:

- Эмоциональная отзывчивость на музыку;

- Интерес к музыкальной культуре своего народа;

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

Регулятивные:

- Понимать смысл творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

- Различать способ и результат собственных и коллективных действий;

- Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

- Воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении;

- Высказывать свое мнение о явлениях музыкального искусства.

Познавательные:

- Соотносить различные произведения по настроению,по различным средствам музыкальной выразительности;

- Строить свое рассуждение о характере произведения;

Коммуникативные:

- Контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

- Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- Проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.



Ход урока



Вход детей под музыку «В гостях у сказки».

Учитель: музыкальное приветствие. Ребята, а под какую музыку вы вошли в класс? какую атмосферу создаёт это произведение? Какое настроение? (Высказывают свое мнение о характере произведения и какую атмосферу оно создаёт.)

- Мы действительно сегодня побываем с вами в гостях у сказки. Она будет главной героиней урока. А что такое сказка? (Это вымысел, придуманная история с счастливым концом, фантазия, жанр устного народного творчества).

Учитель: посмотрите на слайд. Кто изображен на портрете? (А.С. Пушкин). А почему он сегодня здесь? (поэт-сказочник). А какие сказки Пушкина вы можете назвать? (дети называют).

- Ребята, как вы думаете, с помощью чего поэт создает волшебство, сказку? Какие приемы использует в своем творчестве? (дети называют варианты: с помощью слова, приемы сравнения, олицетворения).

- Вы правы, ребята. Поэт создает сказочные картины и образы с помощью слова. А чем пользуется художник для создания образов? (кисти и краски).

- Интересно, а какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов? (предположения детей)

- Сегодня мы с вами попробуем с этом разобраться. И мы будем стараться не только узнать новый материал, но и учиться петь красивым, сказочным звуком. С чего мы начинаем? (с распевания)

Учитель: Сегодня распевание начинает проводить... (педагог выбирает ученика сам или по желанию) .

Ученик проводит распевку -упражнение «Бубенчики», «Эхо», «Цирковые собачки». Скороговорка «Ехал Грека через реку».

Класс с учителем разучивает песню «О волшебниках» Г. Гладкова

Итак, тему нашего урока сегодня, нам подсказал сам А.С.Пушкин.

-За что мы любим сказки?

-Чему они могут нас научить?

- Давайте посмотрим иллюстрации.

Просмотр иллюстраций «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане»: Царевна-Лебедь, 33 богатыря, Белка.

- Какие сказочные герои изображены? (ответы детей)

- Можно ли подобное создать в музыке? Как музыкальная интонация помогает передать характер музыки? Среди композиторов, работавших в жанре сказки выделяется имя русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.

-Посмотрите, какие герои его музыкальных сказок у нас в гостях? (ответы учеников)

-Вспомните, в какой из этих сказок есть «Три чуда»? («Сказка о царе Салтане»)

Сегодня мы с вами пытаемся решить проблему урока: существует ли музыкальная живопись? Если она существует, то как музыка может создавать свои «картины»?

На примере «Сказки о царе Салтане» мы посмотрим, какими средствами пользовался Римский- Корсаков при создании образов.

- Итак, мы приступаем к самой интересной части: мы сегодня-композиторы!



Учитель: отгадайте первое чудо:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

(дети дают ответ)

На экране появляется изображение первого чуда-Белочки.

- Какой образ Белки перед нами? Настроение? Характер? (ответы детей)

- А теперь давайте с вами выберем инструменты, которые помогут нам создать образ белочки. Какое движение будет у мелодии: плавное, скачкообразное? Лад: мажор или минор? В каком темпе будет звучать наша мелодия? Сила звука?



Дети выбирают инструменты, говорят о направлении мелодии, определяют темп мелодии, динамику, лад. Учитель записывает на доске предложенные варианты детей.



- Послушаем тему белочки.

-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)

-Какие элементы муз. речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки?

- А какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно.

Учитель исполняет на инструменте р.н.п. «Во саду ли..»

- Правильно, «Во саду ли в огороде».

Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию самостоятельно.



Разучивание игры на шумовых инструментах.



На фоне иллюстрации:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.



- Ребята, послушайте как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.

Слушаем тему богатырей.

- как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей? Какой характер мелодии? Какие элементы музыкальной речи использовал композитор? (слышится мощь богатырей, звучит маршевый характер, быстрый темп, громкая динамика звука).

- Я предлагаю мальчишкам превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри». Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными. (кулачки вперед, слушаем музыку и делаем упр.)



Говорят царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава;

Сладку речь то говорит,

Будто реченька журчит.



Слушание темы Царевны-Лебедя.



- Давайте с вами определим: какой темп, какие инструменты звучат? (скрипка рисует образ сказочной красавицы, медленный темп).



- А сейчас девочки превращаются в царевен-лебедушек. Посмотрите как художник Врубель изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас. Плавно двигаясь, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно, головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.

Во время слушания каждого из чудес происходит анализ музыкальной темы образа, сравнение с вариантом детей. Необходимо отметить и похвалить за совпадения.



- Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями. Подведем итог:

Отрывок из какой оперы мы с вами слушали на уроке?

Кто автор оперы «Сказка о царе Салтане»?

Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»?

С какими чудесами мы познакомились на уроке?

Домашним заданием вам будет следующее: нарисовать иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы.

Звучит музыка «В гостях у сказки», учащиеся выходит из класса.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!