Сценарий викторины «Великие математики»
Разум человеческий владеет тремя ключами,
открывающими все: цифрой, буквой, нотой.
Знать, думать, мечтать. Все в этом.
Виктор Гюго
Организационный момент – 5 мин
Из цифр составляют числа, в числах выражается точное знание, они принадлежат математике и науке в целом, а наука открывает истину. Есть много причин изучать математику, одна из которых – она дает универсальные методы, которыми пользуемся, изучая другие учебные дисциплины и в быту.
Сегодня будем славить имена ученых, которым мы благодарны за оставленное после себя научное наследие, будем говорить об историях успеха королей математики Леонарде Эйлере и Карле Фридрихе Гауссе, внесших большой вклад в развитие фундаментальной науки, 18 век.
Разминка. Математические обгонялки
Команды выбирают конверт из двух предложенных и дают ответы на вопросы, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл:
Для 1 команды
1. Высший бал в школах России (5)
2. Направленный отрезок (луч)
3. Меньшее из простых чисел (2).
4. Сумма углов любого треугольника (180).
5. Треугольный платок (Косынка).
Для 2 команды
6. Наука о свойствах геометрических фигур ( Геометрия)
7. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром ( Радиус).
8. Сколько раз в году встаёт солнце? (365).
9. Как называется сотая часть числа? (процент)
10. Без чего не могут обойтись математик, барабанщик и даже охотник? (Без дроби)
Истории успеха Королей математики
Вам вручаются маршрутные листы, дешифровав которые, вы получаете доступ к информации о жизни и научной деятельности великих математиков.
Собранную информацию предлагаю разместить на ватмане, если есть желание, то можно использовать дополнительные сведения.
Затем представители группы расскажут о своем ученом, используя плакат. Информация на плакате должна представлена систематизировано, потрет, биографические сведения в хронологическом порядке, вклад в науку.
Указания: Регламент времени на подготовку 10 минут.
Группа, дешифровавшая маршрут быстрее, получает 3балла, вторая - 1балл, максимальный балл за рассказ об ученом – 5.
Вопросы викторины по Истории математики
Команды поочередно отвечают на вопросы, в случае отсутствия ответа вопрос адресуется другой команде. Правильный ответ дает 2 балла
Древнегреческий математик. Основоположник геометрии. Наши учебники геометрии содержат основные понятия, сформулированные этим древнегреческим учёным. Его считают отцом геометрии. Его любимая фраза: «Что и требовалось доказать». (Евклид)
Русский математик, основавший свою, отличную от евклидовой, геометрию. В его геометрии через точку не принадлежащую прямой проходит бесконечно много прямых не пересекающих данную прямую (Лобачевский)
Этот математик родился в Швейцарии, но долгие годы работал в России, в Петербургской Академии наук. Внёс большой вклад в развитие тригонометрии. (Л. Эйлер)
Кто из немецких ученых нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи ещё учеником начальной школы? Его же называли “ королём математики”. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Кто он? (Гаусс)
Французский математик, автор формул, дающих зависимость между корнями и коэффициентами квадратных уравнений. (Виет)
Кто из древнегреческих ученых участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? Первым заложил основы математики как науки, имел свою школу. Его именем названа самая известная теорема. (Пифагор).
Подведение итогов и подсчет баллов
Закончим наше мероприятие цитатой всемирно известного писателя Л.Н. Толстого. Он сделал такое сравнение: “Человек – есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству”.