МБОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды
Внеклассное занятие по программе
«Разговор о правильном питании. Дары моря».
4 класс
Учитель: Пискова Е.И.
Цели:
расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены;
сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Подготовительная работа.
Игра «Составь меню обеда»
- На рисунке стол, на котором находятся изображения блюд: тарелка с гуляшом и вермишелью, стакан с компотом.
- Что нужно добавить в меню обеда? (Дети предлагают свои варианты закуски, первого блюда, хлеб).
- Какие питательные вещества содержатся в этих продуктах?
III. Постановка темы и целей урока.
IV. Работа по теме занятия.
- Ребята, кто из вас знает, что называется морепродуктами?
- Послушайте разговор детей, отдыхающих в летнем лагере.
Инсценировка.
- Я живу в Приморье, у Японского моря. У нас в семье все любят морепродукты. Так называются морские растения и животные, за исключением рыбы, которые человек использует в пищу. А вы знаете, что из морепродуктов можно приготовить целый обед!
- Правда? Странно, я только два вида морепродуктов знаю: кальмары и морская капуста.
- А вот послушай: на закуску – салат из мяса краба, на первое – суп из мидий, на второе – фаршированные кальмары, на десерт – желе.
- А желе-то тут при чем?
- Для приготовления желе, мармелада, суфле используют вещество агар-агар. Его получают из морских водорослей.
// Доклады учащихся о морепродуктах.
Морепродукты – традиционное название для всех нерыбных продуктов моря. Это – крабы, креветки, кальмары, лангусты, мидии, устрицы, морская капуста и т.д. Они содержат много легкоусвояемого белка, витамины С, Д, В, РР, большое количество необходимых организму микроэлементов, прежде всего йода.
Морепродукты известны в России очень давно, т.к. у нашей страны довольно большая морская граница. Но морские продукты никогда не были особенно популярны, главным образом, из-за сложности хранения. При малейшей несвежести они становятся непригодными для еды. Вот почему морепродукты не включают в меню столовых детских учреждений, однако в семейном рационе они могут использоваться довольно часто.
Салат из морской капусты – самое доступное по цене лакомство. Ламинарии растут на глубине 15-20 метров. Богаты солями калиями, натрия, фосфора, магния, железа, алюминия, йода, брома, хлора, кобальта, марганца и др. Она содержит витамины А, С, группы В. Морская капуста содействует работе почек, улучшает обмен веществ, деятельность кишечника. В ней много йодистых соединений, поэтому врачи рекомендуют ее больным сердечнососудистыми заболеваниями, заболеваниями щитовидной железы.
Мидии богаты полноценным белком, жиром, углеводами и микроэлементами: селеном, натрием, калием, кальцием, магнием, йодом, бором, кобальтом, марганцем. Мидии содержат витамины В1, В2, В6, РР. Мясо мидий варят, солят, замораживают. Достаточно два-три раза в неделю съесть немного приготовленных на пару мидий, чтобы обогатить рацион микроэлементами, редкими в земной пище, которые мы обычно добираем с помощью аптечных препаратов.
Кальмары и осьминог – настоящая кладовая белковых веществ. По химическому составу мясо кальмаров и осьминогов отличается большим количеством воды и малым содержанием жира. В нем есть витамины С и группы В. А также микроэлементы.
Креветки - кладезь белка и минеральных элементов. В креветках йода почти в сто раз больше, чем в говядине. Мясо креветок богато натрием, калием, кальцием, магнием, серой, фосфором, железом, алюминием, медью, цинком, марганцем, другими микроэлементами.
Учитель. Йод — микроэлемент, необходимый для работы щитовидной железы, которая, в свою очередь, регулирует в организме важнейшие обменные процессы. Если йода в организм поступает недостаточно, это приводит к возникновению самых серьезных заболеваний, лечение которых возможно только в том случае, если йодный дефицит организма ликвидирован. Йод необходим для нормального роста, хорошего самочувствия и успешной работы.
Суточная потребность йода для нормальной деятельности щитовидной железы — 200 мг (две «крупинки»). Естественными источниками йода являются питьевая вода, овощи и, конечно, морепродукты.
Помимо использования морепродуктов, еще одним из вариантов решения проблемы йододефицита может стать включение в рацион питания йодированных продуктов — йодированной соли, хлеба, молока, яиц. В последнее время появилась даже йодированная жевательная резинка.
Вкус йодированных продуктов ничем не отличается от традиционных, однако польза их значительно выше. Некоторые продукты требуют соблюдения особых правил хранения. Так, к примеру, йодированную соль нельзя хранить на открытом свету, так как под действием света йод быстро разрушается и соль теряет свои полезные качества. Поэтому лучше держать ее в темных и плотных пакетах, а в солонку насыпать небольшое количество, которое тут же используется.
V. Закрепление изученного.
Работа по тетради.
Задание № 1 (стр. 55). Учащиеся дорисовывают и раскрашивают обитателей Японского моря, которых можно употреблять в пищу.
Викторина «Дары моря».
Цель: расширить представления детей о пользе съедобных морских растений и животных.
Форма проведения: индивидуальная
Что такое «скрытый голод»?
недостаток микроэлементов в питании;
недоедание;
диета;
недостаток пищи в рационе
Назовите продукты питания, содержащие йод в наибольшем количестве…
рыба и морепродукты;
макароны;
хлеб;
овощи и фрукты
Во время второй мировой войны японские солдаты пользовались высушенными креветками. Для того, чтобы воспользоваться такой креветкой, надо было ее слегка увлажнить. В качестве чего использовались креветки?
как антисептик;
как источник света;
как талисман;
как горючее
Вещество, используемое для приготовления желе, мармелада, суфле. Его получают из морских водорослей.
желатин;
агар-агар;
морская соль;
каучук
Какую из рыб, обитающих в Черном море, называют «золотой» за вкусное мясо?
кефаль;
барабуля;
тунец;
бычок
«Проверь себя».
Недостаток микроэлементов в питании.
Рыба и морепродукты.
Антисептик.
Агар-агар.
Тунец.
Кроссворд «Морские обитатели»
Цель: закрепить знания учащихся о морских обитателях.
Форма проведения: групповая работа.
Игра «Найди названия морских рыб.
Цель: выявить знание учащимися морских рыб, которых можно употреблять в пищу.
Форма проведения: работа в паре.
Задания №№ 2, 3 (стр. 56, 57). Учащиеся читают рассказ Дениса и дорисовывают обитателей Азовского, Черного, Белого и Балтийского морей.
VI. Рефлексия. Итог занятия.
- Какие морепродукты вы знаете? Чем они полезны для человека?
- Оцени, как ты выполнял задания на уроке. (Раскрась одну рыбку.)
Учащиеся получают карточку, на которой нарисованы 4 рыбки. Напротив каждой высказывание.
Быстро, правильно и самостоятельно.
Правильно, но медленно.
Правильно, но с помощью других.
Быстро, но неправильно.
VII. Домашнее задание. (По выбору)
Задание 4 (стр. 58). Разгадать кроссворд.
Составить дневное меню с использованием морепродуктов.