СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Подвигу жить в веках "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическую разработку можно применять при проведении внеклассного мероприятия на уроках литературы, истории, посвященных Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Подвигу жить в веках "»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 имени Д.М. Карбышева»




Номинация «Цена Победы»




Сценарий

литературно – музыкальной гостиной

«Подвигу жить в веках»







Автор:

Сергеева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы













Черногорск, 2021

Пояснительная записка

Сценарий внеклассного мероприятия «Подвигу жить в веках» разработан для учащихся 6-8 классов в форме литературно – музыкальной гостиной с использованием ИКТ, элементов театрализации.

Все дальше и дальше уходит от нас страшная дата: 1941 -1945 годы… Великая Отечественная война была тяжелейшей трагедией ХХ века для всех народов бывшего Советского Союза. Она была одинаково безжалостна как к солдатам и офицерам, так и генералам. За годы войны погибли и умерли от ран 342 генерала, 43 адмирала, 18 генералов пропали без вести, 15 – погибли, и неизвестны даже места их захоронений. В плен к фашистам генералы попадали только в результате тяжелых ранений. Но, даже находясь в фашистском плену, в концлагерях, советские генералы вели среди пленных подпольную работу. Таким был генерал-лейтенант инженерных войск Красной армии Дмитрий Михайлович Карбышев, имя которого носит наша школа. Изучение биографии генерала, чествование его подвига остаётся актуальным и в наши дни.

Цели:

- создание условий для воспитания подростков на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей;

- формирование морально-психологических качеств, готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, ответственности и дисциплинированности.

Задачи:

- формировать чувство гордости и уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга;

- развивать патриотическое сознание на основе исторических ценностей.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитание волевых качеств на примере жизни Д.М.Карбышева.

  2. Углубление знаний учащихся о жизни героя Великой Отечественной войны генерала Карбышева.

  3. Формирование у учащихся осознания исторического прошлого, национального самосознания

  4. Развитие непримиримого отношения к фашизму.

Методическую разработку можно применять при проведении внеклассных мероприятий, на уроках истории и литературы, посвященных Великой Отечественной войне.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Я часто думаю:

Случись война, случись разруха,

Смогу ль пред бурей устоять

И не упасть трусливо духом?

И слышу голос, словно сталь,

Густой, могучий, силы полный

Железной выдержке под стать

«Ты сможешь, потому что должен!»

Ведущий 2: Я разговариваю вслух

С седым и мудрым генералом

Я горд за то, что выбрал вот

Его высоким идеалом!

Звучит музыка. Падает свет на портрет Д.М. Карбышева.

Ведущий 1: Генерал Карбышев смотрит немного усталым, сосредоточенным взглядом на всех нас. А в глазах его, будто возникают живые огоньки, а губы словно шепчут:

Ведущий 2: Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

И пусть не думают,

Что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Ведущий 1: Памяти Героя Советского Союза генерала-лейтенанта инженерных войск, доктора военных наук, профессора Карбышева Дмитрия Михайловича посвящается.

Звучит музыка, ведущие уходят. Свет. Выходят чтецы.

1-й: Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет …

2-й: Война застигла Карбышева в городе Гродно, в разгар напряженной работы по инспектированию оборонительного строительства вдоль нашей западной границы.

3-й: Городок проснулся на рассвете 22 июня от частых и сильных взрывов бомб. Началась третья в жизни Дмитрия Михайловича война. Ему предлагают вернуться в Москву, но он твердо сказал: «Я солдат, а солдату в такой момент уезжать нельзя. Я не могу бросить фронт».

4-й: 27 июля штаб 3-й армии оказался отрезанным от боевых частей. Сначала колонной, затем небольшими группами пришлось выходить из окружения. Это был долгий, трудный и опасный путь. После шести недель тяжелого похода вышли к Днепру севернее Могилева. При переправе группа наших бойцов и офицеров приняла неравный бой с батальоном немецкой пехоты. Тяжело контуженный, генерал Карбышев был захвачен фашистами в плен.

5-й: Генерал-лейтенант инженерных войск Карбышев, советский военнопленный, № 5722.

6-й: Три с половиной года провел Д.М. Карбышев в плену, прошел через 9 самых мрачных фашистских тюрем и лагерей смерти.

3-й: Замостье,

4-й: Хаммельбург,

5-й: Нюрнберг,

6-й: Флоссенбург,

1-й: Майданек,

2-й: Освенцим,

3-й: Заксенхаузен,

4-й: Маутхаузен.

5–й: Июль – август 1941 года. Лагерь Острув-Мазовецки. «Надо прорываться к своим» – убеждал Карбышев. Он призывал узников бороться с фашистами.

6-й: Как-то в лагере Замостье один немецкий офицер спросил Карбышева:

– Как полагаете, генерал, когда кончится война?

– Когда на советской земле не останется ни одного вражеского солдата, – последовал ответ.

1-й: По заданию гестапо лагерная администрация неоднократно пыталась склонить Карбышева перейти на службу в германскую армию.

2-й: Из служебной записки штурмбанфюрера Вольфграмма коменданту лагеря Хаммельбург полковнику Пелиту: «Главная квартира инженерной службы снова обратилась ко мне по поводу находящегося в вашем лагере пленного Карбышева, профессора, генерал-лейтенанта инженерных войск. Я был вынужден задержать решение вопроса, так как рассчитывал на то, что вы выполните мои инструкции в отношении названного пленного, сумеете найти с ним общий язык и убедить его в том, что если он правильно оценит сложившуюся для него ситуацию и пойдет навстречу нашим желаниям, его ждет хорошее будущее. Майор Пельтцер доложил мне, что со времени пребывания этого пленного в лагере он не перестроился в желательном для нас духе, по-прежнему непримирим и отношения с ним сложились так неудачно, что в настоящее время он заключен в одиночную камеру.

Гаснет свет, чтецы уходят. Прожектором высвечивается фигура узника.

Узник.

И знаете, ведь он, этот фашист, так и не мог понять, почему я отказываюсь от такого выгодного, с его точки зрения, предложения. Он вызывал меня к себе еще два раза, потом ко мне приходили какие-то люди от его имени. Сначала все были со мною приторно вежливы и расписывали блага, которые меня ждут, если я соглашусь на них работать. Ну а потом уже стали воздействовать на меня привычными для них методами: не давали есть или давали соленую еду, но не давали пить; ввернули в мою одиночку такую сильную электрическую лампу, горевшую круглые сутки, что даже закрыв веки, я не испытывал ощущения отдыха. Глаза стали гноиться. Я мечтал о тени, о полумраке, как о самом высшем блаженстве. Не давали спать. За мной вели наблюдение, с немецкой аккуратностью регистрировали мое настроение и психическое состояние и, когда им казалось, что я начинаю скисать, снова приходили с предложением сотрудничать.

(Узник уходит. Тревожная музыка.)

Чтец 7-й: Воспоминания А.Д. Бочарова.

8-й: В берлинской канцелярии вермахта был обнаружен документ: «Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за 60 лет, оказался фанатически преданным идее верности, воинскому долгу и патриотизму. Карбышева можно считать безнадежным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела. Направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы. Не делать никаких скидок на звание и возраст.»

Метроном.

Ведущий 1: Не теряйте чести даже в бесчестье.

9-й: 17 февраля 1945 года Карбышева с тысячей обреченных на смерть узников привезли в Маутхаузен.

10-й: Мороз крепчал, повиснув в небе чистом,

Холодный ветер по земле гулял,

А на плацу, в кругу фашистов

Непокоренный человек стоял.

11-й: Сперва ошпарили горячим

Нещадным ливнем – кипятком,

Потом холодным – по стоячим,

и по лежачим, и ползком

от струй пытавшихся укрыться.

Потом всех выгнали во двор,

Где выворачивал ключицы

Осатаневший ветер с гор.

12-й: И тут ударили из длинных

Пожарных шлангов-рукавов,

Сверля на лицах и на спинах

Следы недавних ран и швов.

И люди стали падать наземь,

Дрожмя дрожа до самых дон,

Онемевая раз за разом,

Роняя с губ последний стон.

13-й: А как же Карбышев-то дышит?!

Ведь он же старше всех в строю.

Неужто он уже не слышит

Немилосердную струю?!

Глядите, он еще взметнулся,

Как будто в споре на износ,

Отринул воду, разогнулся

И очень внятно произнес:

– Бодрее, товарищи!

Думайте о своей Родине,

И мужество вас не покинет!

14-й: И стоял непокорный,

Весь во льду генерал,

Только ветер холодный

Все его целовал.

Звучит реквием Моцарта.

9-й: Светлыми звездами нежно украшена

10-й: Тихая зимняя ночь

11-й: Светятся тихие, светятся чудные

12-й: Слышится шум полыньи

13-й: Были пути мои трудные, трудные

14-й: Где ж вы печали мои?

Шествие со свечами.

Ведущий 3: Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Ведущий 4: У каждого – свой тайный личный мир

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но все это неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой

Все это забирает он с собой.

Ведущий 3: Уходят люди …

Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозможности кричать.

Ведущий 4: Светлая память Карбышеву Дмитрию Михайловичу, погибшему в ночь с 17 на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузене. Светлая память всем узникам фашистских тюрем и лагерей, не дожившим до Победы. Минута молчания.

Ведущий 3: /музыкальное сопровождение/

Придет день, когда настоящее станет прошлым, когда будут говорить о великом времени и героях, творивших историю.

Ведущий 4: Пусть же эти люди будут всегда близки нам, как друзья, как родные.

Ведущий 3: Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было, подобен изваянию, высеченному из камня.

Ведущий 4: Есть имена и есть такие даты,

Они нетленной сущности полны

Мы в буднях перед ними виноваты,

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

Звучит песня о Карбышеве


9