ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Сценарий внеклассного мероприятия
«Свет родных берёз»
Подготовили и провели: Маханькова И.В.
Слободянюк Е.И.
КУРСК-2017 г.
Цель: активизация творческих способностей детей.
Задачи:
Ознакомление с произведениями поэтов и художников, прославляющих в своём творчестве русскую берёзу - символ Родины, России;
Развитие речевой активности и выразительного чтения;
Воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Сценарий мероприятия.
Музыкальное сопровождение - «С чего начинается Родина».
Ведущий: С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берёз,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез.
Берёза - любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
Ученица: Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Музыкальное сопровождение «Берёзовый сок»
Как часто пьянея
От светлого дня,
Я шёл наугад
По весенним протокам.
И Родина щедро поила меня
Берёзовым соком, берёзовым соком.
Ученица: Стихотворение «Берёза» Сергея Есенина с детства хорошо знакомо всем:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ведущий: Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники: Аркадий Александрович Пластов, Исаак Ильич Левитан, Архип Иванович Куинджи и Алексей Кондратьевич Саврасов.
Писатель Всеволод Гаршин, глядя на картину Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзки – всё это знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.
Ученик: Ты до того, берёзонька, красива!
И в поддень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
Ученица: Россия, сторонка весёлая,
Дорогой бежит просёлочной,
Тонкой берёзкой качается,
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли, печалясь,
С Россией своей прощаясь.
Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой
Отчизна моя, Россия!
У
оУченик:
Д’
ченик: Русь моя! Люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Музыкальное сопровождение - «Времена года» П.И.Чайковского.
Ведущий: Перед нами картина Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща». Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
Ученица: На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорые берёзки -
Символ Родины моей.
Ты так мила мне -
До любой росинки!
В твоих просторах
дремлет тишина,
Берёзовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.
Ведущий: Какой русский человек не любит красавицу-берёзу? Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки Афанасия Афанасьевича Фета:
И вечно радужные грёзы,
Тебя несут под тень берёзы
К ручьям земли твоей родной».
Музыкальное сопровождение - «В лесу прифронтовом»
Ученик:
Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии в годы Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цветущем дереве.
Стоят три берёзки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.
Музыкальное сопровождение «Я прошу, хоть ненадолго…»
Ученица: Я трогаю русые косы,
Ловлю твой задумчивый взгляд,
О чём-то весь вечер берёзы
Над нами чуть слышно шумят.
Берёзы, берёзы,
Родные берёзы не спят.
Быть может они вспоминают
Суровые годы войны,
Быть может они поминают
Солдат, что на поле легли.
Берёзы, берёзы,
Родные берёзы не спят.
Ученик: За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские берёзки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех берёзок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о берёзках
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берёз...»
Музыкальное сопровождение - «Растет в Волгограде берёзка…»
Ведущий: Растёт в Волгограде берёзка, растёт на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли советские солдаты, выстояли и победили.
Ученик: Для меня берёзка - часть России.
Есть она и будет, и была...
Вот берёзку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня;
В
чГ
ерил я не в присказку, не в сказку,
А в берёзку, ждущую меня.
Ты, берёзка, искренне поведай
Эту быль подснежникам весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
40 с лишним месяцев войны!
... Снова у родного перекрёстка
Я стою, взволнованный с утра –
Вот она, заветная берёзка,
Тёплый образ света и добра!
Ученик: Советские солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. О советских воинах-освободителях с благодарностью вспоминают люди разных национальностей.
Музыкальное сопровождение из кинофильма «Семнадцать мгновений весны…»
Ученица: Под сенью вековых берёз
Покоится моя Россия.
Не та, что поднялась до звёзд,
А та, что в половодье рос
Купала ноженьки босые.
Что шла поляною лесной
Своей размашистой косою
Обильно выступившей солью.
Носила на своих руках,
Мозолей кандалы носила –
Да славится во всех веках
Моя сермяжная Россия.
А жизнь жива,
И возле пней священных
Берёзок племя буйно зацвело,
От их неразделимого свечения
На всей земле становится светло.
Они стоят дороги отороча,
И ткут, и ткут навес над тенью рек,
О, Русь, моя! Берёзовая роща,
Которую не вырубить во век...
Ведущий: Россия! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как берёзка! Дорогое, как мама!
Ученик: Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость... Берёзка — воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубаху, курочку-рябу... Кряжистые стволы берёз напоминают трудовые, мозолистые руки, которые делают любую тяжёлую работу.
Ученица: А молодые, тоненькие, прямые берёзки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.
Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!
Ученик: В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют
И помертвеют корни в глубине.
Ведущий: Где бы не росла берёза - всюду она приносит людям радость и свет. Берёза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Ученик: Опять о них, кудрявых и белесых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
«Россия» - шепчут мне берёзки,
«Россия» - шепчут камыши,
«Россия» - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь!»
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя берёзовая Русь!