Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елизаветинская средняя общеобразовательная школа Азовского района
Внеклассное мероприятие
«Золотая осень»
Разработал:
заместитель директора по ВР
Гурова Елена Алексеевна
ст.Елизаветинская
2021-2022 учебный год
Цель: - обобщить знания детей об осени; - развивать наблюдательность, мышление, внимание; - создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Задачи: пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищение ее красотой.
Оформление:
Осенние цветы, гирлянды из желтых листьев, гроздья рябины, овощи, фрукты,
Вступительное слово учителя.
Звучит музыка А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы. (А. С. Пушкин).
Вы, наверное, из стихотворения поняли, что наше занятие посвящено осени.
В старину именно с осени начинался новый год. И не случайно: куда ни глянь, всё вроде бы совсем новое: и поле чистое, весь урожай убран, и лес стоит без листвы.
Осенние вопросы:
Сколько дней длится осень?
Как называется период теплой погоды в середине лета?
Какое универсальное средство было изобретено в Китае от дождя?
Какие птицы являются предсказателями дождя?
Чем заканчивается осень?
1-й: на фоне музыки П.И.Чайковский “Времена года. Осень”
Королева Осень приближалась,
Лето жаркое с природой распрощалось,
И его осталось уж немного.
Выйдешь в поле — по краям дороги
Желтая пожухлая трава.
Осень заявляет о правах.
2-й:
Птицы улетают в теплые края,
И деревья желтые осенью стоят.
Падают листочки, в воздухе кружа,
Стройные березки на ветру дрожат.
3-й:
Расцветают астры в цветнике моем,
Я букетик сделаю, отнесу их в дом.
Пахнут они осенью, яркие цветы —
Не найдешь прекраснее этой красоты.
4-й:
Клинья журавлиные по небу плывут
И в края далекие нас с тобой зовут.
Вот они, крикливые, улетают вдаль,
Лета улетевшего нам немного жаль.
5-й:
И зима холодная скоро подойдет,
Люди будут праздновать скоро Новый год.
А пока хозяйкою осень здесь царит,
Мелким-мелким дождиком тихо моросит.
6-й:
Приходи к нам в гости, Осень!
Принеси рябины гроздья,
Мёду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов,
Собери плоды с полей,
Их для нас не пожалей.
Любим мы твои дары!
Нет в году щедрей поры.
7-й:
Бродит в поле листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберём из листьев веер,
Яркий и красивый
Пробежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру вслед
Листья улетают
Значит, лета больше нет-
Осень наступает.
Песня «Наступила после лета осень»
Учитель: Не зря русская пословица гласит: «Лето красно цветами, осень дарами». Осенью собирают урожай. Мы тоже сейчас попробуем собрать «урожай»- Одеть листьями дерево, отгадав правильно загадки об осени. (На листьях запишите свои имена). Дерево нарисовано на доске. Кто самый активный знаток?
Хороводом и в ряд. В шляпках молодцы стоят. (Грибы)
Лето целое старалась: одевалась, одевалась
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (капуста)
3. Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… (лук)
4. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы пекли, ели да хвалили? (картофель).
5. Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой;
Бежал по речке голубой –
И речка сделалась рябой. (Ветер)
6. Меня ждут не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (Дождь)
7. Живут сестра и брат.
Одну всякий видит, да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит. (Молния, гром)
8. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок. (Морковь)
9. Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки. (Горох)
10. Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
11. Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросла.
Над землёй трава,
Под землёй алая голова. (Свёкла)
Учитель: Молодцы, ребята. Самый активный знаток - ………….А сейчас я предлагаю вам задания от самой осени - задания на осенних листочках. Каждый выбирает понравившийся листочек. А теперь узнаем задания:
1. Кому достался кленовый лист – про осень расскажи стих!
2. У кого листочек берёзки – скажи две скороговорки.
3. У кого дубовый листочек – песню осень спеть вас просит.
4. У кого смородины лист – тот заправский артист – ничего не говорит, всех животных изобразит
Учитель:
Летний дождик мягкой лапкой
Гладит овощи на грядке.
Лишь к капусте прикоснется,
Как капуста встрепенется:
Листья белы и сочны
Завивает в кочаны.
Просят лук и сельдерей:
— Напои нас поскорей!
К струйкам тянется горох:
— Без воды я весь засох!
Благодатный дождик теплый
Жадно пьют морковь и свекла,
И румяные томаты,
И упругий лист салата.
Струйки весело журчат,
И сверкает мокрый сад,
Оживает огород
— Все в нем бурно в рост идет.
Ребята, давайте с Вами поиграем. Игра называется «Угадай овощ». Участник с закрытыми глазами должен угадать осенний овощ или фрукт.
Частушки:
Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас! Ух!
Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят! Ух!
Осень — времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты! Ух!
Осень — чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим! Ух!
Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!» Ух!
Любим мы свеклу, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть! Ух!
Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла! Ух!
Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души,
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши! Ух!
Учитель: Для следующего конкурса мне нужно 3 человека. Конкурс называется «Театр осенних миниатюр». В шкатулке хранится задание, каждый выбирает и не озвучивая исполняет.
Всем известно, что именно осенью звери и птицы начинают готовиться к зиме. Вот и наши участники покажут, как они это делают. Им на выбор предстоит показать следующее:
1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку (Медведь готовится к зимней спячки и ищет себе медведиху на всю зиму);
2.Хомяк, собирающий запасы на зиму (Мышка или хомяк бегает в лес и набивает полные щёки запасов, а потом таскает их в свою норку);
3.Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.
Подведение итогов.
Учитель: Говорят, что осень – это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!
Просмотр видеоролика