СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия "О правах, играя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час  проведён в игровой форме, погружая обучающихся в мир детства. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия "О правах, играя"»

Внеклассное занятие

«О, правах играя!»



Составитель: Белова Елена Николаевна

учитель начальных классов


Цель: Формирование основ правового сознания школьников.

Задачи:

- Обобщить знания детей об их правах;

- Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

- Развивать умение рассуждать, сопоставлять и делать выводы;

- Воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Ход занятия:

Здравствуйте! Сегодня на занятии будем отвечать активно, хорошо себя вести. Постарайтесь всё понять, и что – то новое узнать

Разговор у нас будет очень важный и серьезный. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем о чём мы с вами сегодня будем беседовать. (работа в парах)

1. Отдых, перерыв между уроками.

  1. Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг.

  2. Основная деятельность учеников в школе.

  3. Ученикам велит садиться, затем вставать и расходиться. В школе многим он велит ведь звенит, звенит, звенит

  4. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает

(Ответы: 1. Перемена; 2. Дружба; 3. Учеба; 4. Звонок; 5 Книга)





1











2









3















4









5













Получилось ключевое слово «права». Сегодня, мы поговорим с вами о правах.

-Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, много разных государств и одновременно с ними появились главные вопросы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

- Вы можете ответить на все эти вопросы? Всегда ли вы знаете, как нужно поступать в разных ситуациях.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое - законы?

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Как называется наше государство? 


- Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? 

Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В нашей стране было принято несколько Конституций: это в 1918 году, в 1924 году, в 1936 году, 1977 году

Главный закон состоит из 9 глав. В этих главах рассказывается об устройстве нашего государства, деятельности правительства, президента, органов судебной власти.



Сегодня мы остановимся на 2 главе. Она самая большая, в которой записаны наши с вами права и обязанности.

Человек не потому имеет права, что он прав. Если вы скажите что 1 +1 =2, то вы в этом правы. Но не есть право!:

- Попробуйте объяснить смысл слова «права».

Право – это то, что вам положено, правила по которым живут люди. Это то, что никто не сможет у вас отнять. Никакой закон не сможет вам запретить дышать. Если бы кто-то захотел помешать вам дышать, то он совершил бы по отношению к вам противоправное действие.  

Кто следит За соблюдением законов? Следит милиция. Все права записаны в документе. Он называется Всеобщая Деклорация прав человека.

Но дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали взаимный договор - Конвенцию о правах ребенка.

Где ещё могут быть прописаны права ребенка? В «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

В нашей школе, как и в любом учреждении существует Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).


Давайте разграничим такие понятия как “права” и “обязанности”. В чём их различия?

ПРАВО – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам.

ОБЯЗАННОСТЬ - это то, что граждане гарантируют дать своему государству.

В этом и состоит их различия.

- А почему мы обязаны государству?


- Ребята, что это за документ у меня в руках? (Первый документ каждого человека.

Выдается после рождения Свидетельство о рождении..)

- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

- Зачем нам нужно имя?                  (Чтоб нас не перепутали, различали)

Другая ситуация: «Меня зовут Маринка»,-сказала новенькая девочка, придя в группу детского сада. «Ну, Маринок у нас уже много, будешь Инкой», - уверенно сказала воспитательница. Спустя неделю мама, придя в детский сад, увидела детей, играющих на участке. Она решила окликнуть свою дочь. «Маринка, Мариночка!», - зовет она. Девочка увлеченно продолжает играть. «Инка, за тобой мама пришла», сообщают ей дети, играющие рядом. Девочка поднимает голову и радостно бежит к маме». Вопрос: Можно ли так самостоятельно менять имена? (Рассуждения детей)



Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени)

Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках?

Каждая группа получает задание.

Ваша задача: вспомнить сюжет известных вам сказок, выполнить задание и подобрать подходящую статью Конвенции.



Задания для групп

1 Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

Выбери и подчеркни правильный ответ.

Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?

- он был самый умный;

- он был не похож на других

- он был самый красивый;

- он был самый вежливый.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Закончи предложение словами из данного списка, соединив правильные ответы стрелочками:

Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом


законного и справедливого суда

Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой виноваты в царицы.


уехать из своей страны и вернуться на Родину;

Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью

посягательстве на честь и репутацию.


Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Выбери и подчеркни право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

- право на жизнь

- право на получение образования

- право на владение имуществом.


Сказка «Приключения Буратино».

Разберитесь, какие права были нарушены в данной сказке: (соедините правильные ответы стрелочками)

Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили?

Право на бесплатное образование.

Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права?

Право на неприкосновенность жилища.


Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом?

Право на свободный труд, защита от безработицы.


Ситуации из сказок. Из какой сказки?


Жестокая женщина нарушила права ребёнка: она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.

«Снежная королева»


Запрещены похищения детей и торговля ими. Дети – не вещи, это люди, а люди не принадлежат никому.

«Золушка»


Злая мачеха нарушила право ребёнка на отдых, запретив ехать на бал. К тому же, заставляла работать

«Морозко»


В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?

Баба Яга

В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

Приключения Буратино».

Карабас Барабас

Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?

«Колобок»


Сейчас я предлагаю себя проверить просмотрев мультфильм.

Просмотр мультфильма. С обсуждением и составлением списка обязанностей.


право на жизнь (колобок, тараканище, морозко)


право на регистрацию после рождения (чебурашка)


право не разлучаться с родителями (без желания) право на семью и на жилище


(карслон, про козлят)

Что вы знаете об этом праве? расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

1. В семье должны быть дети.

2. Взрослые и дети любят и заботятся друг о друге.

3. Взрослые и дети понимают, уважают друг друга и дружат между собой.

4. Нельзя в семье бездельничать, когда все трудятся.

5. Отдыхать нужно всей семьей.

6. Всем вместе отмечать праздники.

7. С уважением относится к бабушкам и дедушкам и не забывать о них.

Подумайте, как можно поблагодарить тех, кто заботиться о нас.

(Говорить добрые слова, совершать хорошие дела и поступки, помогать родителям.)

О праве на жилище

- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.


Право на личную жизнь и неприкосновенность личности и свободы (гуси лебеди, царь салтан, снежная королева , карабас барабас)

обязанности

Право выражать свои взгляды и собственное мнение (лягушка путешественница, баба яга)

обязанности

Право на защиту от всех форм насилия (бармалей, гадкий утёнок, карабас барабас, )

телефон доверия

обязанности

Право на пользование услугами здравоохранения   (смешарики, айболит)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.


Право на образование (Приключение Буратино)

Где можно получить образование?Для чего надо учиться? 

В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

Устав школы – это правила, по которым живет наша школа.

Игра «Если в школу ты идешь»

А какие же вещи можно приносить в школу? Предлагаю выйти из-за парт. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши - ловите, если такие вещи в школе нужны; не нужны – приседайте, пусть пролетают мимо.


Если в школу ты идёшь,

 То в портфель с собой берёшь:

 - В клеточку тетрадку?

 - Новую рогатку?

 - Веник для уборки?

 - Дневник для пятёрки?

 - Альбом и краски?

 - Карнавальные маски?

 - Азбуку в картинках?

 - Рваные ботинки?

 - Фломастеры и ручку?

 - Гвоздиков кучку?

 - Карандаши цветные?

 - Матрасы надувные?

: Молодцы, почти не ошибались! Тихонечко сели.


Право на отдых и участие в различных мероприятиях и играх (попугай Кеша)

Как можно отдохнуть детям? И их обязанности


Мы хорошо поработали, воспользовались  правом на отдых , отдохнули.

И снова приступаем к работе.


Кроме прав и обязанностей, существует ещё и ответственность за совершённые поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. А это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы. 



Ложный звонок

Ведущий зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ведущий зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?

– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скукогчища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Выбрасывает телефон.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Фраза: Еще раз прицепишься- убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Фраза: Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:

– А ты ...

– А ты сама ...

Ведущий: ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация .В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!


Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

 Найти ошибки в поведении членов семьи. ( “обязанности всех”).


Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки! (обязанность хранить своё здоровье)

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын (обязанность заботиться о пожилых)

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок. (помощь семье)

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын (хорошо учиться)

- Это проявление жестокости, пап

Обсуждение.

Имеет ли право ребёнок отчего-то отказаться и получить то, что хочет?

Вывод. во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.



Тест на сколько мы с вами пользуемся правами и знаем свои обязанности

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Рефлексия.

Посмотрите, какие вы все разные, но у вас у всех одинаковые права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права. Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

Ребята, я очень надеюсь, что все, о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.

Нам предстоит еще ответить на последний вопрос: Для этого нарисуйте ладошку.

И на ней напишите: Что вы считаете нужно запомнить после нашего мероприятия, что вы узнали или поняли.

Написали и передали соседу по кругу. Затем чтение.


И если соблюдать все, что записано в Конституции РФ, в Декларации прав человека, то жизнь, уверяю вас, станет спокойнее и счастливее. Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!