СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Мы такие разные, но мы вместе!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано для районного конкурса, посвященного образованию РФ

«Под флагом единым»

Тема: «Песни поём мы на разных языках, а Родина у нас одна – Россия»

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Мы такие разные, но мы вместе!"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя общеобразовательная школа»











Районный конкурс, посвященный образованию РФ

«Под флагом единым»



«Песни поём мы на разных языках,

а Родина у нас одна – Россия»





Выполнила

учитель русского языка и литературы

муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Васильевская средняя

общеобразовательная школа»

Росихина Оксана Владимировна

т. 89202687680



с. Васильевка – 2016

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: «МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

ЦЕЛЬ: формирование у молодого поколения позитивного восприятия современной России, поддержка патриотических настроений и демонстрация достижений граждан многонациональной России.

ЗАДАЧИ:

-формировать умение жить в обществе вместе с людьми других

национальностей, прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

-воспитывать систему нравственных ценностей;

-донести до учащихся понятия: многонациональная Россия, народность, национальный характер, нравственные ценности;

-рассказать о том, что непреходящие человеческие ценности: добро, счастье, добрососедство, сострадание, помощь, - эти понятия у всех национальностей будут оставаться истинными.

ЭПИГРАФ: «Пусть говорим мы на разных языках, своя земля, свой милый край у всякого, но о любви, о Родине, друзьях, как и всегда, поётся одинаково».

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, презентация, аудиозапись песни «Журавли».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

(СЛАЙД 1)

- Ребята, я рада видеть вас на нашем мероприятии и надеюсь, что

оно будет вам полезно и интересно. Послушайте стихотворение и подумайте, о чём пойдет речь на нашем мероприятии.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой – надел халат.

Один -  рыбак с рожденья.

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна!

(СЛАЙД 2) На территории России проживают более 100 народов. Поэтому нашу страну называют многонациональной. Самыми многочисленными народами в России являются русские, татары, чуваши, башкиры, украинцы, мордва.

Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, вносит свой вклад в общее дело развития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них.

Жители любой страны гордятся своей Родиной. Уж так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит место, с которым связано его детство. Здесь впервые человек ощутил тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестёр…

Но откуда берётся это чувство? Вряд ли кто-нибудь сумеет точно сформулировать ответ на вопрос: за что же мы любим Россию? За что уважаем её законы и традиции, почитаем культуру? Что в ней есть такого особенного? В чём её уникальность?

Как многонациональное государство Россия формировалась на протяжении веков. Великая история страны и ее культурное богатство — плод огромных усилий и трудов многих народов. Каждый большой и малый народ хранит имена тех, кто оставил свой заметный след в российской государственности и русской культуре.

3. БЕСЕДА

(СЛАЙД 3)

Что такое традиции?

(Обычаи, праздники, устои)

-Что такое культура?

(Образованность)

-Какая бывает культура?

(Материальная и духовная)

-Что такое материальная культура?

(Предметы человеческого труда)

-Что такое духовная культура?

(Это идеи, представления, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила).

4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Многонациональная советская литература является невиданным феноменом в эстетическом развитии человечества. Каждая из национальных литератур – явление яркое, уникальное, уходящее своими корнями вглубь веков, впитавшее многовековые фольклорные традиции своего прекрасного народа.

Предлагаю вам познакомиться поближе с поэтами, которые прославили свою малую родину и нашу великую Россию.

5. ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 УЧЕНИКА

(СЛАЙД 4) РАСУЛ ГАМЗАТОВ

Расул Гамзатов, аварский и советский поэт, появился на свет в дагестанском селении Цада 8 сентября 1923 года. Талант передался ему по наследству: отец Расула был народным поэтом Дагестана. Уже в девять лет Расул начал сочинять сам, а когда учился в седьмом классе, газета «Большевик гор» опубликовала его стихотворение.

Окончив в 1940 году педагогическое училище в Буйнакске, Расул Гамзатов стал учителем в собственной школе. На фронт Расул не попал, но потерял во время войны двух старших братьев. В 1943 году вышел его первый стихотворный сборник. Летом 1945 года Расул приехал в Москву поступать в Литературный институт. В студенчестве Расул влюбился в русскую поэзию, открыв для себя Блока, Маяковского, Есенина, Пастернака. Но выше всех он ставил Пушкина, Лермонтова и Некрасова, считая их непревзойденными гениями поэтического искусства.

Первая книга Гамзатова на русском языке появилась еще в 1947 году – сборник «Песни гор». В 1950 году Расул получил диплом Литературного института и с тех пор всегда говорил, что если его стихи хороши, то, прежде всего это заслуга русской литературы, друзей и преподавателей.

 За свои литературные достижения поэт получил множество наград и почетных званий. О его творчестве писали многие литературоведы, о его жизни снимали документальное кино, по его пьесам ставились спектакли.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ»

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился -

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

(СЛАЙД 5) А эта история случилась в 1945 году, когда на японский город Хиросима была сброшена первая в истории человечества атомная бомба. Вместе с полумиллионом других его жителей, эту беду пришлось пережить и семье японской девочки Садако Сасаки. Город сгорел и был разрушен до основания. Садако находилась тогда чуть ближе двух километров от места, где случился ядерный взрыв. Через несколько недель оставшиеся в живых жители города начали умирать от страшной, непонятной болезни. Признаки лучевой болезни у неё появились в ноябре 1954 года. 21 февраля 1955 года её госпитализировали с диагнозом-приговором «лейкемия». Она лежала в больнице, когда пришла лучшая подруга Чизуко и принесла с собой особую бумагу, из которой сделала журавлика, и рассказала Садако одну легенду: журавль, который в Японии считается счастливой птицей, живет тысячу лет; если больной человек сделает из бумаги тысячу журавликов, он поправится. Садако поверила в легенду и решила сделать тысячу журавликов. Но она умерла так и не успев сделать тысячу журавлей. Маленькая мужественная девочка Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны.

В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках.

(СЛАЙД 6) Расула Гамзатова поразила эта история и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время уже был безнадежно болен и он почувствовал, что эта песня может стать его прощанием, его личным реквиемом. Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку.

За прошедшие годы песню «Журавли» исполняли многие артисты, но все же лучшим исполнением остается исполнение Марка Бернеса.

Расул Гамзатов в 1986 году предложил в память о погибших защитниках Родины отмечать День белых журавлей. С тех пор 22 октября в России отмечают праздник «Белых Журавлей». Этот необычный праздник с поэтическим названием был учрежден Расулом Гамзатовым как праздник духовности и как светлая память о павших на полях сражений во всех войнах и террористических актах.  Такой литературный праздник способствует укреплению культурных и дружественных связей между всеми народами многонациональной России.

Сегодня слово Гамзатова востребовано в нашей многонациональной России, поскольку в своих произведениях Гамзатов воспевал ценности, на которых держится нормальная человеческая жизнь, без которых жизнь людей была бы невозможна, это любовь к женщине, матери, Отечеству, уважение к старикам, бережное отношение к молодежи. И поскольку динамично изменяющийся мир не дает быть нам спокойными, нам  сегодня особенно важно сохранять бдительность, хранить традиции, приумножать ценности, завещанные нам поэтами нашей великой российской многонациональной литературы.

6. ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 УЧЕНИКА

(СЛАЙД 7) МУСА ДЖАЛИЛЬ

Родился Муса Джалиль 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревне Мустафино. Родители были крестьянами. Муса сначала учился в деревне, а после переезда семьи в город начал посещать мусульманскую духовную школу. Муса Джалиль был участником Гражданской войны. Только в 1927 году он сумел поступить в МГУ на этнологический факультет. Муса окончил литературное отделение в 1931году.

В 1931-1932 годах был редактором детских журналов на татарском языке. С 1933 года работал завотделом искусства и литературы в татарской газете «Коммунист», которая тоже выходила в Москве. Два первых сборника стихов Джалиля – «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы» – вышли в 1934 году. Джалиль в 1939-1941 годах занимал должность ответственного секретаря Союза писателей Татарской АССР, был заведующим литчастью Татарского оперного театра.

В июне 1941 года Джалиль ушёл на фронт. Вскоре он стал на Волховском фронте сотрудником фронтовой газеты «Отвага». 26 июня 1942 г. с группой офицеров и солдат, пробиваясь из немецкого окружения, попал в засаду. В завязавшемся неравном бою Муса получил ранение в грудь и попал в плен в бессознательном состоянии. Начались его скитания по фашистским тюрьмам. В Советском Союзе его считали «пропавшим без вести».
Чтобы продолжать борьбу с врагом, Муса Джалиль вступил в легион «Идель-Урал», который создавали немцы. На территории оккупированной немцами Польши, Муса организовал группу подпольщиков среди легионеров и устраивал неоднократно побеги военнопленных.

Джалиль, пользуясь тем, что немцы поручили ему проводить культурно-просветительскую работу, разъезжал по лагерям для военнопленных, устанавливая конспиративные связи и вербуя новых членов организации подпольщиков под видом набора самодеятельных артистов в хоровую капеллу, созданную в легионе. В августе 1943 года Джалиля арестовало гестапо за несколько дней до тщательно подготовленного восстания военнопленных. Муса Джалиль за участие в подпольной деятельности в берлинской тюрьме в 1944 году 25 августа был казнён на гильотине.

Судьба Мусы Джалиля долгое время оставалась совершенно неизвестной. Только благодаря напряжённым многолетним усилиям следопытов его истинная судьба и трагическая гибель были установлены. Через 12 лет после его гибели 2 февраля 1956 г. Мусе Джалилю было присвоено звание и орден Героя Советского Союза посмертно за исключительное мужество и стойкость, которые он проявил в ходе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Было также присуждено поэту за цикл стихотворений, написанных в фашистской тюрьме, «Моабитская тетрадь» – звание лауреата Ленинской премии – посмертно. (СЛАЙД 8)

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «НА ПАМЯТЬ ДРУГУ»

(Перевод В. Тушновой)

Ты ушел в наряд, и сразу стало
Как-то очень грустно без тебя.
Ну, а ты взгрустнешь ли так о друге,
Коль наступит очередь моя?

Мы ведь столько пережили вместе,
Связанные дружбой фронтовой!
До конца бы нам не разлучаться,
До конца пройти бы нам с тобой!

А когда вернемся мы с победой
В наш родимый город — я и ты,
Сколько ждет нас радости и ласки,
Как нас встретят!.. Эх, мечты, мечты!

Были между жизнью мы и смертью
Столько дней!.. А сколько впереди?!
Станем ли о прошлом вспоминать мы?
Упадем ли с пулею в груди?

Если, послужив своей отчизне,
Вечным сном засну в могиле я,
Загрустишь ли о поэте-друге,
По казанским улицам бродя?

Нам скрепили дружбу кровь и пламя.
Оттого так и крепка она!
Насмерть постоим мы друг за друга,
Если нам разлука суждена.

На своих солдат глядит отчизна,
Как огонь крушат они огнем...
Поклялись мы воинскою клятвой,
Что назад с победою придем.

1941

7. ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 УЧЕНИКА

(СЛАЙД 9) ГАБДУЛЛА ТУКАЙ

Замечательный классик татарской поэзии, знаменитый далеко за пределами своей родины. Тукая называют основателем литературного татарского языка, поэтом-революционером, чья биография буквально иссечена шрамами от страданий целого народа. По сей день творческое наследие поэта восхищает современников, по сей день его исторический вклад вдохновляет новых художников на познание истины.

Родился в деревне Кушлавыч Казанской губернии. Будучи сыном религиозного учителя, он, увы, так и не успел познать родительскую любовь: уже в четыре года мальчик остался круглым сиротой. Детство Габдуллы прошло в скитаниях от одних родственников к другим, но ни дома, ни семьи он так и не обрел. Зато дух странствий и поисков сопровождал его на протяжении всей жизни. Первые стихи Габдуллы Тукая были написаны в городе Уральск, где проходила юность поэта. Там он посещал мусульманскую школу и, в частности, русский ее класс. Одаренность Тукая была очевидной, что неоднократно подчеркивали все учителя. И вот уже восемнадцатилетний Тукай держит в руках журнал «Новый век». Именно в этом рукописном издании были запечатлены его первые поэтические строки, первые переводы на татарский. Литературные кумиры юного Габдуллы — Лермонтов и Пушкин. Но поэт еще не знает, что за будущий вклад в литературу своего народа его вознесут на один пьедестал с величайшими корифеями искусства.

(СЛАЙД 10) Умер поэт 15 апреля 1913 года. Татарские газеты запестрили заголовками, что из жизни ушел их величайший национальный поэт, а на похоронах Тукая собрались тысячные толпы неравнодушных. Похоронен в Казани. Ныне на могиле Тукая установлен красивый памятник с рельефным портретом.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Как я горд, народ прекрасный,
Что тебе принадлежу!
Быть хочу твоим поэтом,
За тебя стоять стеной.

Близок сердцу дух народный,
Я мечтаю, край родной,
Жить с тобой одной печалью
Или радостью одной

Чувства выше нет на свете,
Чем любовь к тебе народ,
Одержим одной я страстью -
сердцем быть всегда с тобой.

8. ВЫСТУПЛЕНИЕ 4 УЧЕНИКА

(СЛАЙД 11) КОСТА ХЕТАГУРОВ

Родился 15 октября 1859 года в селе Нар в Осетии. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество.

С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, но летом 1885 года был вынужден вернутся в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском.

Работал он и как живописец, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно – музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ» .

В феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ» . В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, – не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений.

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. 19 марта 1906 г. он умер. Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество стихотворений на русском языке.

При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

ВЕСНА

Снег сходит, в природе

Все стало пестрей.

Где север, усеян

Склон грудой камней.


Склон южный весь в дружных

Побегах весны.

Землица дымится,

Дороги грязны.


Шалун мотылечка

Поймал... Для чего?

Весны ты защита, -

Не мучь ты его!


ЛЕТО

Созрела, поспела

На солнце морковь.

У тына – малина;

Лукошко готовь!


Съедобные травы

Сбирай на обед.

Уж места орехам

За пазухой нет.


Готовы у горца

Серпы и плетни...

Будь счастлив, земляк мой,

Во все свои дни!


ОСЕНЬ

Желтеют, темнеют

Трава и кусты,

На скатах щербатых

Туманы густы.


Вот сжали, убрали

Мы хлеб наконец;

Колотят, молотят...

Стричь будут овец.


Садами, стадами

И хлебом полна,

О, как ты богата,

Родная страна!


ЗИМА

Суровы покровы

Ненастной зимы;

В туманах, в буранах

Скитаемся мы.


Грозят нашим саклям

Обвалы с вершин.

Как предки, мы гибнем

От грозных лавин.


Бедняк сиротливый

Работы лишен,

И к небу взывает

В отчаянье он.



9. ВЫСТУПЛЕНИЕ 5 УЧЕНИКА

(СЛАЙД 12) МУСТАЙ КАРИМ

Мустай Карим, поэт и драматург, народный поэт Башкортостана, участник Великой Отечественной войны, выдающийся общественный деятель, родился 20 октября1919 в ауле Кляш. Ныне это Чишминский район республики Башкортостан, Россия. Отец был крестьянином-середняком, татарином по национальности. В семье было 12 детей. Детство поэта прошло в годы коллективизации. В детстве будущий поэт много слышал произведений устного народного творчества. Он впитал в себя много впечатлений от жизни в ауле, слышал легенды и предания, которые рассказывали его сверстники у костра во время выездов в ночное. Окончил школу и поступил в Башкирский педагогический институт, который окончил в 1941. Он учился на факультете башкирского языка и литературы.
Поэт начал печататься в детстве в газете "Юный строитель". В 1938г. был издан его первый сборник стихов "Отряд тронулся". Самобытное творчество поэта привлекло внимание читателей и критиков.

В члены Союза Советских писателей БАССР поэт был принят в 1940 году, в1941 году продолжил учёбу в училище связи, будучи призванным в Красную Армию. Окончив училище, он получил младшее офицерское звание и был назначен начальником связи в мотострелковую бригаду, попал на фронт. Вскоре он был тяжело ранен. Через полгода он снова вернулся на передовую, но уже в качестве корреспондента. Мустай Карим работал во время войны в нескольких газетах, выходивших на башкирском языке. Получил несколько боевых наград, а также орден Отечественной войны.
Мустай Карим стал выдающимся советским писателем. Вышло более 100 его книг, было написано 10 драматических произведений. Значимыми произведениями были повести: "Таганок" (1962), "Помилование" (1985), "Деревенские адвокаты" (1987). Большое место в его произведениях занимала тема Великой Отечественной войны. Много произведений было написаны для юношества. Произведения писателя вышли в переводах на многочисленные языки народов СССР и мира.

Мустай Карим умер 21 сентября в 2005 году. Похоронен писатель на мусульманском кладбище Уфы. В 2013 году в Уфе был поставлен памятник Мустаю Кариму.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ»

Взгляни на глобус:

Вот он - шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка,

Береза же - великая Россия -

Так зелена, так высока!

Веками тот листок

Сорвать с березы

Пытались и огонь,

И ливни, и морозы,

Заморские далекие ветра,

И заморозки

С самого утра.

И сколько гусениц

К ней прилипало встарь?

«Религия»,

«Покорность»,

«Государь!».

Но зеленел листок

Среди ветвей,

Питаясь соком

Матери своей.

Но, бури и ветра

Преодолев,

Крепчает листьев

Радостный напев.

10. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КЛАССНОГО ЧАСА

(СЛАЙД 13) Люди разных национальностей говорят на разных языках, у них могут быть разные религии и традиции, но у всех людей есть общее – это нравственные (духовные) ценности: совесть, добро, любовь, милосердие, вежливость, честь, справедливость, дружба.

Надо уважать и ценить не только свой, но и другие народы, людей других

национальностей.

(СЛАЙД 14)




ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.people.su/131687

arscity.ru/istoriya-sadako-sasaki-ili-1000-bum

cbs-fryazino.org/publ/vystavki_obzory_rekomendatel...kh_poehtov/5-1-0-103

ossetians.com/rus/news.php?newsid=380



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!