СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника для 2 класса "Наша дружная семья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;

Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Оформление: шары, выставка семейных фотографий “Дом глазами детей” и рисунков “Мой дом! Моя семья!”, плакаты.

Плакаты:

“Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”

“Когда семья вместе, так и душа на месте”

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому”.

Музыкальное оформление: песни “Родительский дом”, “Изгиб гитары желтой”

Подготовка: каждая семья выпускает стенгазету с фотографиями всех её членов и интересными подписями,

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника для 2 класса "Наша дружная семья".»

МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа № 5»

Санникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

Наша дружная семья.

Праздник-утренник для 2 класса.

Цели:

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;

Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Оформление: шары, выставка семейных фотографий “Дом глазами детей” и рисунков “Мой дом! Моя семья!”, плакаты.

Плакаты:

“Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”

“Когда семья вместе, так и душа на месте”

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому”.

Музыкальное оформление: песни “Родительский дом”, “Изгиб гитары желтой”

Подготовка: каждая семья выпускает стенгазету с фотографиями всех её членов и интересными подписями,

ХОД ПРАЗДНИКА

1-й ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике. Вы, конечно, знаете, что 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.

2-й ведущий: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.


1. Гремите громче трубы, звонче звените колокола,

На встрече нашей сегодня вся моя семья!

Всех, кого люблю я и сердцем и душой,

Сегодня в этом классе на празднике со мной.

В нашем классе праздник славный, думаю, что нет его важней.

Здесь сегодня наши папы, мамы, есть ли кто-нибудь на свете ближе и родней?


  1. Когда родилась наша дружная семья

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто смотрю я на фото их красивое,

И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую

Спрашиваю папу: Где я был тогда?

Отвечает папа: Не было тебя.

Как же может быть такое, чтобы без меня

Родилась такая дружная счастливая семья?


  1. Я люблю, когда луна глядит в окошко,

И сказки тихо бродят по углам,

А рядом мама держит за ладошку,

И гладит мои волосы слегка.

Учитель: Заглянем в ваши уютные дома, а как проводят время наши семьи.

6. Сегодня в доме выходной. Сегодня воскресенье.

Мы с папой на кухне колдуем вдвоём, для мамы печём печенье.

Мы стол накрываем и ставим цветы, печенье кладём на блюдо.

Мы маме подарим любовь и букет, а мама помоет посуду.


7. Мой папа любит в дневнике красиво расписаться,

А с двойками, что ставят мне, он разрешает маме разобраться.


8. Сегодня праздник у меня, сегодня день рождения!

Придёт поздравить вся семья, готовим угощение!

Две бабушки мои придут и два солидных деда.
Рассказы слушать их люблю про светлый день победы.

Сегодня очень счастлив я! Я жду тебя, моя семья!


9. Сценка «Допрашивает отец»

Ты что принёс сегодня, ученик?

Рассказывай, показывай дневник!

Так… Это что? Откуда эта двойка?

Ах, у тебя опять списала Зойка?

Ну, отвечай, чего же ты притих?

Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?

Ну, молодец! А это что опять?

Разбил окно? Тебя толкнули снова?

А ты забыл, какое дал мне слово?


Учитель: Не все родители бывают строгие, бывает и такое:

Сценка 2 про нерадивых родителей.

Родители: Здравствуйте, юные зрители. Мы Петрушины родители.

Петрушка: Здравствуйте, дети и их родители. Пообщаться со мной не хотите ли?

Я – мальчишка удалой, очень шустрый, озорной.

А подраться, пошалить. Кто же может не любить?

Родители: На часах девятый час, торопись, сыночек, в класс.

Петрушка: Я сегодня инвалид. У меня живот болит.

Больно мне ворочаться, в класс идти не хочется.

Родители: Ты, сыночек, не здоров, позовём мы докторов.

Пусть тебя они осмотрят, капли разные дадут.

Если это нужно очень, пусть укол тебе введут.

Петрушка: Не хочу я докторов. Я почти уже здоров.

Только кружится слегка почему-то голова.

Родители: Ты, сыночек, полежи и о школе не грусти.

Справочку тебе напишут твои добрые родители.

Ведущие. Папа с мамой за порог, а Петруша прыг да скок.

Он к портфелю подбегает, где там с маком пирожок?

Помните, родители, есть такие дети.

Не пишите справок им ни за что на свете!


Учитель: Кто-нибудь себя узнал? Нет? Тогда смотрим дальше!

Сценка 3.

Мама: Доченька, доченька, сделай одолжение,

Покорми братика сливочным печеньем.

Дочка: Надоело, мама, мне братом заниматься,

На качелях я хочу во дворе качаться.

Мама: Доченька, милая, убери в квартире,

На твоём столе давно горы мусора и пыли.

Дочка: Если очень нужно вам, уберите сами.

Три часа уже решаю трудное задание.

Бабушка: Внученька, родная, едем мы на дачу,

Без тебя на даче наш котёнок плачет.

Внучка: Я на дачу не хочу, Что на даче делать?

Ведь полоть я не могу, а малина не поспела.

Все вместе: Что делать с девочкой подскажите нам.

Может показать её докторам?

Учитель: Дорогие мамы и папы, давайте вместе поможем тем детям и родителям, о которых шла речь в нашем представлении.

Учитель: Давайте немного поговорим о наших мужчинах.

  1. Папа утром сам вставал, всё до капельки съедал,

Не ронял, представьте, чашек, никогда не рвал рубашек.

И не бегал босиком, и не щёлкал языком.

И с дворняжкой не дружил – очень скучно папа жил!


  1. Папа в зеркало глядит, свитер как на нём сидит?

Мама ловит папин взгляд: папа рад или не рад?

Ну, а мне того и надо, если каждый в доме рад,

Значит в доме мир и лад!


  1. Люблю когда папа дома и никуда не торопится.

И можно сидеть с ним вечером сколько тебе захочется.

Рассказать ему что-то негромко, головою к нему прижаться,

И целую ночь после этого сны хорошие снятся!


  1. Я ушибусь, но не плачу, потому что рядом дедушка идёт,

Боль свою за шуткой прячу - всё до свадьбы заживёт.

Кто-то стал сейчас мужчиной – сам себе заметил дед.

Улыбаться нет причины, и сдержаться силы нет.

Незаметно тру колено, боль стихает постепенно,

Потому что рядом дедушка идёт!


  1. Как хорошо звучат слова: братишка, братик, брат!

Когда с тобою рядом брат, ну как не будешь рад?

Когда есть брат, пусть сыплет град, пусть тысяча преград,

Ты не попятишься назад – тебе поможет брат!


Учитель. Настало время поговорить и о женской половине.

Сценка «Разговор»

Мальчик: Наш звонок ужасно звонкий, вылетаю в коридор.

У меня с одной девчонкой состоялся разговор.

А мой папа – чемпион! Ходит он на стадион.

Он кидает кверху гири – будет самым сильны в мире.

Девочка: Хоть мужчины и сильны, не умеют печь длины.

Вы мужчины недотёпы, вас воспитывать, учить,

И петрушку от укропа вы не в силах отличить.

Кстати, дома кто стирает? Богом вам талант не дан.

Телевизор «потребляя» вы ложитесь на диван.

Мальчик: От мужчины нету толку? Это нам талант не дан?

Кто прибил для книжек полку? Починил на кухне кран?

Девочка: Борщ варить вам неохота, не пожарите котлет.

Вам удрать бы на работу. Ну, а больше толку нет!

Мальчик: Ты, колючая заноза, плохо знаешь нас, мужчин,

То и дело льёте слёзы и к тому же без причин.

Ты колючие слова говоришь, робея,

Папа в доме голова!

Девочка: А мама в доме – шея!


Мальчик: Нет, решать не надо в споре, в коридорном разговоре,

Кто сильней и кто важней. Просто мама всех нежней.


  1. Живём на свете мы немного лет, и многого ещё , друзья, не знаем.

Но верится в победу и успех, когда с тобою рядом мама!


  1. Мама! На земле добрее всех!

Мама! Дарит сказку, дарит смех!

Мама! Из-за нас порой грустит.

Мама! Пожалеет и простит!


  1. Я маму мою обидел,
    Теперь никогда-никогда
    Из дому вместе не выйдем,
    Не сходим с ней никуда.
    Она в окно не помашет,
    Я тоже
    не помашу,
    Она ничего не расскажет,
    Я тоже
    не расскажу...
    Возьму я мешок за плечи,
    Я хлеба кусок найду,
    Найду я палку покрепче,
    Уйду я, уйду в тайгу!
    Я буду ходить по следу,
    Я буду искать руду,
    Я через бурную реку
    Строить мосты пойду!
    И буду я главный начальник,
    И буду я с бородой,
    И буду всегда печальный
    И молчаливый такой...
    И вот будет вечер зимний,
    И вот пройдет много лет,
    И вот в самолет реактивный
    Мама возьмет билет.
    И в день моего рожденья
    Тот самолет прилетит.
    И выйдет оттуда мама,
    И мама меня простит!


  1. Улыбаюсь я как мама. Также хмурюсь я упрямо.

У меня такой же нос и такой же цвет волос.

Ростом ниже я, но всё же и глаза и нос похожи.

Ходим в ногу я и мама. Так похожи, говорят.

Только мама смотрит прямо, я – налево и направо.

А ещё смотрю назад!

Спорить с вами не хочу, вы не так поверьте:

Моя мама лучше всех, лучше всех на свете!


  1. Дорогие наши мама, мы и сами признаём,

Что конечно не всегда мы хорошо себя ведём.

Мы вас часто огорчаем, что порой не замечаем.


  1. Мы вас очень, очень любим, будем добрыми расти!

И всегда стараться будем хорошо себя вести!


  1. Со мною бабушка моя, а значит главный в доме – я!

Шкафы мне можно открывать, цветы кефиром поливать,

Играть подушкою в футбол, и полотенцем чистить пол.

Могу я есть руками торт, нарочно хлопать дверью,

А с мамой это не пройдёт, я уже проверил!


  1. Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
    Говорю я бабушке: "Позову врача,
    От его лекарства станешь ты здорова,
    Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

    Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
    Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
    Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
    Видишь, как я прыгаю, это так легко".

    Улыбнулась бабушка: "Что мне доктора,
    Я не заболела, просто я стара,
    Просто очень старая, волосы седые,
    Где-то потеряла я годы молодые.

    Где-то за огромными, за лесами темными,
    За горой высокой, за рекой глубокой.
    Как туда добраться, людям неизвестно".
    Говорю я бабушке: "Вспомни это место!

    Я туда поеду, поплыву, пойду,
    Годы молодые я твои найду!


  1. Есть у меня сестрёнка, хорошая девчонка,

Любит и поплакать, и потанцевать,

Любит веселиться, любит баловать!


  1. Я иду по хрустящему гравию и тащу два батона торжественно,

У меня и у папы правило: помогать этим слабым женщинам.

От рождения крест наш таков… Что они без нас, Мужиков!


  1. Мама на папу глядит,
    Улыбается,
    Папа на маму глядит,
    Улыбается,
    А день самый будний,
    Не воскресенье,
    И за окошком – не солнце,
    А вьюга,
    Просто такое у них
    Настроение,
    Просто они
    Очень любят друг друга.
    От этой любви
    И легко, и светло.
    Мне с папой и мамой
    Так повезло!

Учитель: Семья начинается с любви, а любовь с дружбы. Самая крепкая дружба – школьная. Очень хочется, чтобы в нашем классе ребята были дружными.

  1. Не ходи гулять с Алёшей, мама Люде говорит.

Он мальчишка нехороший. Озорник и всем грубит.

Хорошо, сказала Люда, раз Алёша озорной,

Я с таким гулять не буду. Пусть гуляет он со мной!

  1. Со Светкой соседкой не буду водиться,

Она то смеётся, то плачет, то злится,

Но мама сказала, что так не годится,

Что с девочкой надо уметь подружиться,

Что с папой они ещё с детства дружили,

И вместе играли и рыбу удили…

С такою девчонкой как мама моя,

Конечно бы, мог подружиться и я!

  1. Всем сейчас довольна я: мирная у нас семья.

Были выборы вчера до самозабвенья

Мы считали до утра дома бюллетени.

Спикер – бабушка у нас, мама – президентом.

По снабжению сейчас папа наш агентом.

Будет он снабжать немножко и капустой и картошкой.

Помидорами в салат. В общем, чем базар богат!

  1. Мы желаем родным нашим никогда не унывать,

С каждым годом быть всё краше, и поменьше нас ругать.

  1. Оставайтесь сердцем молодыми. И живите много-много лет,

И улыбкой вашею отныне озарён пусть будет белый свет.

  1. Пусть невзгоды и печали обойдут вас стороной.

Чтобы каждый день недели был для вас как выходной.


Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!


Приложение.

1-й ведущий: Итак, самое время начинать нашу конкурсную программу.

КОНКУРС “СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ”

Каждая команда-семья расскажет о своих семейных увлечениях интересно, творчески. Итак, послушаем рассказы семей под названием “Дело было вечером, делать было нечего…”

Выступление команд, представление. Каждая семья должна оформить свою ветку дерева, которое изображено на доске.

КОНКУРС “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ”

2-й ведущий: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.

– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

1-й ведущий: А теперь продолжите пословицу.

– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).

2-й ведущий: Разминка прошла успешно. Теперь конкурсное задание. Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.

Задания:

– Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)
– Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)
– Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)
– Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)
– Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)

КОНКУРС “ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ”

1-й ведущий: Кончился рабочий день, но не закончились семейные хлопоты. Дети сели за уроки. Родители им помогают.

Урок русского языка: вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.

1.  Сын моей матери.
2. Мой родитель.
3. Брат отца или матери.
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
5. Та, что дала нам жизнь.
6. “Святая кровь” – мать мужа.
7. Сестра мамы или папы.
8. Сын моего ребенка.
9. Мой наследник.
10. Сын моей сестры или брата.
11. Отец мужа.

Урок музыки: кто больше споет песен о семье. (Болельщики могут помогать своей команде.)

Урок рисования: нарисовать дом, в котором хотела бы жить эта семья.

Урок математики: вопросы на внимание.

1. Что случилось 31 февраля? (Его нет)
2. Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно)
3. Может ли петух назвать себя и пищей? (Нет, петух не умеет говорить)
4. Чем до неба докинешь? (Взглядом)
5. Почему собака бегает? (По земле)
6. За чем во рту язык? (За зубами)
7. Какой год продолжается всего 1 день? (Новый год)
8. Как написать “сухая трава” 4 буквами? (Сено)
9. В каком числе столько же цифр сколько букв? (Сто)
10. В каком слове состоящем из 5 букв 5 “О”? (Опять)

КОНКУРС “ЗНАЮ ЛИ Я СВОЕГО РЕБЕНКА?”

2-й ведущий: Сейчас родителям и детям раздаются листы с анкетой. Им одновременно необходимо ответить на вопросы.

1. Любимый цвет вашего ребенка?
2. Любимый праздник вашего ребенка?
3. Как зовут друзей вашего сына (дочери)?
4. Любимый предмет вашего ребенка?
5. Какие книги прочитал сын (дочь) за последний месяц?

КОНКУРС “УСТАМИ МЛАДЕНЦА”.

– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
– В них играют все дети. (Игрушки)
– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)

ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ КОНКУРС “САМЫЙ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ДЕТСТВА”

КОНКУРС “КУЛИНАРНЫЙ”

Ведущий вручает командам листки с заданиями, а жюри – бланк с ответами, и наблюдает за ходом конкурса.

Задания:

1. Подчеркнуть лишний напиток: кока-кола, морс, боржоми, фанта, лимонад. (Морс – негазированный напиток.)
2. Составить из букв названия блюд и подчеркнуть лишнее: АЯЦИНЧИ, МЕОТЛ, ЯЗГНАЬЛУ, НСРЫИК. (Сырник – для приготовления не используются яйца.)
3. Вставить слово, которым заканчивается первое и начинается второе слово: ТВО(…)АЛИК. (Рог)
4. Написать название продукта, необходимого для приготовления блюда: РАС(…)НИК. (Соль)
5. Подобрать слова в скобках: (мужское имя) + (местоимение) + ы = изделие из муки. (Макароны)

КОНКУРС “ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ”

1-й ведущий: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”?

Команды отвечают.

– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.

Семьи-команды выполняют задание. Далее – защита проектов “Дом моей мечты”.

2-й ведущий: Благодарим всех строителей. Дома у всех оказались прекрасными. Пока жюри подводит итоги конкурсов, мы поиграем с болельщиками.

БЛИЦ ТУРНИР ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

1. Без чего хлеб не испечь? (Без корки)
2. В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном).
3. Какую воду можно принести в решете? (Замороженную)
4. На что больше походит половина апельсина? (На другую половину)
5. На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)
6. На каких полях не растет трава? (На полях школьной тетради)
7. Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
8. Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (Спит)
9. Где вода стоит столбом? (В стакане)
10. Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской)
11. По чему ходят, но никогда не ездят? (По шахматной доске)
12. Название какой птицы состоит из буквы и названия реки? (Иволга)
13. Что находится между городом и деревней? (Союз “И”)
14. Что можно смотреть с закрытыми глазами? (Сон)
15. Сын моего отца, но мне не брат. Кто он? (Я сам)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

2-й ведущий: Слово жюри. Награждение по номинациям “Самая дружная семья”, “Самая творческая семья”, “Самая музыкальная семья”, “Самая интеллектуальная семья” и т.д.

1-й ведущий: Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

2-й ведущий: А теперь, уважаемые участники и болельщики, заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что семейный праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Давайте возьмемся за руки и все вместе споем песню, слова которой являются девизом нашего праздника “Изгиб гитары желтой…”

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнется купол неба – большой и звездно-снежный…
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Литература:

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Еременко Н.И., Раткевич Н.В. Воспитательная работа в 5 классе. – Волгоград: Экстремум, 2005.

3. Зайцева О.В. На досуге. – Ярославль, 1997.

4. Журнал “Классный руководитель” № 3, 2005.

5. Журнал “Воспитание школьников” № 3, 2006.

6. Журнал “Читаем, учимся, играем” № 3, 2006.