Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 4:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 5:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Ученик 6:
Мы сегодня вам расскажем,
И, конечно же, покажем,
Что нам Азбука дала,
Как учила нас она.
Учитель.
Дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Мы заканчиваем наше веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека.
- Подскажите, ребята, как она называется?
Дети (хором). Азбука!
Учитель. Итак, праздник начинается!
Учитель.
Ребята, а кого не хватает на нашем празднике? Давайте вместе дружно позовём Азбуку!
(Входит Азбука)
Азбука.
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучите на «пять»
И сможете тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в этом вам помогали мои верные друзья – помощники. Угадайте кто это?
С виду чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят.
(Буквы)
Азбука.
Ребята, а знаете ли вы буквы?
Дети рассказывают стихи про буквы.
Буква А: А – как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
Буква Б: Буква Б проснется рано,
Буква Б – бочонок с краном.
Буква В: Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
Буква Г: перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Буква Д: Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Буква Е. На дворе, какая жалость!
Наша лесенка сломалась!
Наша лесенка сломалась,
Буква Е – зато осталось.
Буква Ё. Е и Ё – родные сестры –
Различить сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Буква Ж. Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком.
Буква З. З – непросто завитушка,
З – пружина, крендель, стружка.
Буква И. На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Буква Й. Букву Й – зовут И кратким
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не спутать с И
Сверху палочку пиши.
Буква К. Сигнальщик держит два флажка
С флажком он, словно буква К.
Буква Л. Алфавит продолжит наш –
Буква Л – лесной шалаш.
Буква М. Взявшись за руки мы встали,
И на М похожи стали.
Буква Н. На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
Буква О. В старом дереве дупло,
Ну совсем, как буква О.
Буква П. На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в поле.
Буква Р. Буква Р – на мачте парус,
Вдаль летит небес касаясь.
Буква С. Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Буква Т. Молоток стучит: «Тук – тук,
Букве Т я старый друг».
Буква У. У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Буква Ф. Все мы знаем без подсказки,
Буква Ф, как ключ из сказки.
Буква Х. Буква Х все ходит, ходит,
Места словно не находит.
Буква Ц. Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Буква Ч. Ч с четверкой спутал чижик
И прочел «четыре ижик».
Буква Ш. На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Буква Щ. Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Буква Ъ. Дверь закрылась: «Ай-яй-яй!»
Вот он, ключик, открывай.
Буква Ы. Вот топор, полено рядом,
Получилось то, что надо,
Получилась буква ы
Все мы знать ее должны.
Буква Ь. Буквы Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Буква Э. Над полями в синеве
Пролетела буква э.
Буква Ю. На арене укротитель,
Грозных тигров победитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.
Буква Я. И сказала буква Я:
«Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит –
Гол! Закончен алфавит!»
Учитель. Сколько букв в русском алфавите?
Правильно! Молодцы! Теперь все видят, что вы, действительно, выучили все буквы русского алфавита.
Учитель:
Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съем?
Мягкий знак ответил:
- Семь.
Был мягкий знак высоковат...
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твердый знак.
Учитель.
Что общего между Ь и Ъ?
- Что знаете про Ь?
- Что знаете про Ъ?
Дети стараются вспомнить все, что знают о Ь и Ъ.
Учитель. Какие вы умники! А сейчас предлагаю вам мини-опрос.
1. Как можно превратить слово MEЛ в мелкое место, а слово ШЕСТ - в число? (Мель и шесть.)
2. Как называется знак, который может превратить слово КОЛЯ в слово КОЛЬЯ? (Разделительный Ь, после него буква Я обозначает два звука — Й, А.)
Учитель. Молодцы!
«Гласные и согласные». (физ.минутка)
Учитель.
Сколько в русском языке звуков? (42 звука.)
- А букв? (33 буквы.)
- Буквы мы пишем, а звуки? (Слышим.)
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие?
(Гласные и согласные.)
- А что вы про них знаете?
1-й ученик.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет –
Звук получается гласный.
2-й ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
3-й ученик.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Дети встают, если слово начинается на гласный, то дети хлопают, если на согласный. То дети поднимают руки вверх.
Дети поют частушки
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю любую книжку
Одним махом “проглочу”!
- Конечно же, изучив Азбуку теперь вы сами можете читать стихи, рассказы, сказки, в любой момент встречаться с любимыми литературными героями.
Ученик.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Отгадайте, о ком идёт речь.
Всем по сказке интересной
Мальчик - луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся… (Чиполлино).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит).
Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляла сноровку.
Хлеба пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос? (Буратино)
На ней жениться хочет
Слепой и жадный Крот.
Мышь над ней хохочет,
А ласточка спасет!
Подскажи мне, Вовочка,
Кто это? (Дюймовочка)
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный…(Колобок)
Такое лишь в сказке волшебной случается,
Карета из тыквы большой получается!
В чудесном наряде, легка, словно перышко,
Со сказочным принцем знакомится…(Золушка)
Игра «Какое слово в ряду лишнее?» (обрати внимание на первый звук в слове):
а) аист, арбуз, медведь, автобус;
б) белка, заяц, бант, бочка.
в) колбаса, карандаш, книга, сосиски
г) стол, стул, коробка, свёкла
д) линейка, лучик, ластик, солнце
е) крот, ведро, вешалка, ворона
Произнести скороговорку:
1.Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
2. Зимним утром от мороза
На заре звенит берёза.
3.Дятел жил в дупле пустом,
Дом долбил как долотом.
4.На базаре спозаранок
Накупил баран баранок.
Ученик:
Вот учебник первый мы закончили.
Азбука нам очень дорога.
Нас учила и письму и грамоте,
И читать учиться помогла.
Ученик:
Спасибо, Азбука, за все,
Что сделала для нас!
За слово доброе твое, за стих,
За первый твой рассказ.
Прошли с тобой от А до Я
И с нами будешь ты всегда!
Ученик:
Берём мы Азбуку в последний раз!
И ценной книге говорим: «Благодарим!»
Книга первая моя,
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Теперь смогу я их прочесть.
Ученик:
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те, что были в «Азбуке».
Ученик:
Прощай, дорогая «Азбука»,
Расставаться с тобой нам жаль.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
За всё огромное спасибо!
Ученик:
Был наш путь не очень долгим.
Незаметно дни бегут.
А теперь на длинной полке
Нас другие книжки ждут.
Ученик:
Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы до свидания!
Здравствуй !- новой книге говорим!
Азбука приводит литературное чтение.
Литературное чтение. Я знаю ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен.
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
-Берегите новые учебники!
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Учитель:
Вот мы и преодолели самую первую, самую трудную ступеньку в школьной жизни. Преодолели благодаря вашему старанию, трудолюбию и желанию учиться, а так же при помощи ваших родителей. Вы запомнили все буквы русского алфавита и научились хорошо читать. А помогла вам в этом Азбука!
В добрый путь по дороге знаний, ребята!
Я надеюсь вы подружитесь с новой книгой! Будете много читать!
Расти умными и добрыми детьми!
Азбука.
Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению – пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения…
Вам сегодня выдают – Удостоверения!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтете любые книжки.
(Вручение Удостоверений и ценных подарков)
10