ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1205 МОСКВА
СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
НА ТЕМУ
«ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»
РАЗРАБОТАЛА УЧИТЕЛЬ
И.Н. ЗАДОРОЖНАЯ
2017
Аннотация
В данной методической разработке родительского собрания затрагивается одна из важнейших тем - особенности подросткового возраста. И наша задача определить границы нормы в поведении взрослеющего ребенка, возможность помощи в его развитии и становлении как личности, а также уберечь от опасных направлений. Подростковый возраст не имеет четких границ. Согласно мнению психологов он наступает с 10-ти летнего возраста и продолжается до 15-ти лет. В некоторых случаях его рамки смещаются, и он может быть более короткий или же затянуться. Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психологическом развитии младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психологическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность,
чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Сценарий родительского собрания на тему «Особенности подросткового возраста
Цель:1) правила поведения с детьми данного возрастного периода
Задачи классного руководителя:
1.Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста
2.Дать рекомендации родителям
Подготовительная работа
1.Изучение классным руководителем педагогической литературы по вопросу особенностей подросткового возраста школьника
2.Составление сценария родительского собрания
3.Подготовка классным руководителем презентации по теме собрания
Оборудование в кабинете
1.Интерактивная доска, компьютер.
План собрания
Вступительное слово классного руководителя о теме, цели родительского собрания
Показ презентации «Взрослые и дети»
Заключение. Вывод родительского собрания.
Приложение1. Притча «Разумное воспитание»
Классный руководитель
Дорогие родители! Подростковый период важный и трудный этап в жизни человека. Это период полового созревания и психологического взросления. Это тот период, который называют «конфликтом поколений». В этот период происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. И насколько трудно будет проходить этот период прежде всего зависит от родителей. Правильно построить взаимоотношение с подростком трудно, если не знать законов физиологического развития подростка, индивидуальных качеств его развития. Как помочь ребенку выйти в эту фазу жизни, в этот период взросления, как не сориться и не потакать? Сегодня мы поговорим об этом.
1слайд. Подростковый возраст 10-13 лет и 13-15 лет называют переходным или отрочеством. Это связано с тем, что в течении этого периода происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Происходит перестройка всего организма подростка: бурное физическое развитие, усиленный рост тела, интенсивное окостенение скелета, совершенствование мускульного аппарата, развитие сердечно-сосудистой системы пронизывают все стороны его развития. У подростка может наблюдаться вспыльчивость, повышенная возбудимость, раздражительность, так как это быстропроходящее, совершив какое- то действие, не понимает почему в данный момент поступил так, а не иначе.
Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность,
чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Рекомендации. Быть терпимее. Не кричать, не разговаривать приказным тоном. Будет все воспринято агрессией. Ребенку нужно дать время «остыть», а затем с добром, лаской, пониманием его состояния обсудить ситуацию, найти золотую середину. Главное помнить, ребенок должен знать, что он не брошен, что родители придут на помощь в любую минуту.
2слайд. Развитие самосознания, открытие собственного «Я». Подросток хочет разобраться в том, кто он такой, на что способен.
Рекомендации. Ничего не запрещайте, все ровно сделает так как он хочет. Разговаривайте, приводите жизненные ситуации, объясняйте почему так нельзя поступать, только так ребенок будет переосмысливать свои поступки.
3слайд. Эмоциональная неустойчивость. Выражается в смене настроения и переживаний.
Рекомендации. Жесткие родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают у подростков протест и агрессию. Ослабление же родительского внимания вызывает у подростков ощущение, что родителям нет до него дела. Так, что милые родители, только доброта, разумная забота, объяснения почему не следует делать одно и стоит делать другое, такие отношения проходят без особых переживаний и конфликтов.
4слайд. Уязвимость самооценки. Придирчивость к внешнему виду. Зависит от мнения окружающих.
Рекомендации. Постараться резко не высказываться. Чаще хвалить. Обнимать чаще, показывайте, что он вам нужен, что вы рады что он есть. Постарайтесь по возможности покупать вещи модные, ведь ему очень важно не отличаться от своих сверстников. Не высказывайтесь грубо, даже если эти вещи вам не нравятся, постарайтесь сами перестроиться.
5слайд. Бескомпромиссное отношение. Неприятие другого мнения. Категоричность и упрямство мешают подростку строить отношения –(делаю или отказываюсь, дружу или игнорирую). Восприятие мнения только авторитета.
Рекомендации. Тотальный контроль и запрет могут встретиться очень негативно. Постарайтесь больше разговаривать, больше приводить примеров, что бы ребенок мог обдумывать, сопоставлять.
6слайд. Стремление к самостоятельности. Период эмансипации. Контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать «Я сам все знаю».
Рекомендации. Придется с этим смириться. Надо помнить, что он считает себя уже взрослым. Позвольте ему быть самостоятельным, но отвечать за свои поступки. Больше разговаривайте с ребенком, расскажите ему о себе, как вы себя вели в этом возрасте, что чувствовали. Примеры из своей жизни приводите. Располагайте ребенка к откровенному, доверительному разговору. Покажите ребенку, что вы его понимаете и поддерживаете.
Притча - Разумное воспитание
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнится месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
- Посмотри женщина виноградную лозу, - сказал мудрец
- Если ты не будешь ее обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Заключительное слово классного руководителя.
Дорогие родители! Вы хоть какую-то информацию имеете о проблемах этого возраста: из жизненного опыта, читали, смотрели, а ребенок ничего не знает, и он в ужасе от того, что с ним происходит. Нужно очень грамотно присоединиться и показать ребенку, где его границы – вспомните себя в его возрасте и проиграйте эти ситуации, что вы тогда чувствовали и только на этом языке вы сможете донести до него, где его границы, найдя золотую середину, без категоричности (например, домой возвращаться не в 12 часов, а в 9 или 10). Желаю вам найти общий язык со своим ребенком и помните, что переходный возраст не зря называют переходным, это все проходящее, нужно просто потерпеть.
Использованная литература:
1. Психолого-педагогическое просвещение: «Взять сторону подростка»
2.. http //school4.divedu.ru «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
3. Источник: Еженедельный журнал «Всё для женщины» №27(271), MEDIA GROUP 28 июня 2011 г