II.Актуализация опорных знаний. Открытие новых знаний. Актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы; мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению. 1.Проверка домашнего задания. 2. Знакомство с понятиями род, предки. 3.Работа с репродукцией картины С. В. Иванова «Семья» 4.Чтение сказки В. Сухомлинского «Как река рассердилась на дождик 5.Определение родственных связей. Работа по учебнику стр. 30. Работа на интерактивной доске. (Диск к учебнику) 6. Название родственных связей Работа на планшетах. (Диск к учебнику) 7. Способы составления родословных древ. Работа по учебнику. Стр. 28-29. Работа в рабочей тетради стр. 17. | -Что было задано на дом? -Рассмотрите репродукцию картины. (1 слайд) -Что вы видите на картине? -Сколько поколений одной семьи изображено на ней? -Мама, папа, дедушка и бабушка. И у них были мама и папа, дедушка и бабушка. И у тех тоже были родители. Родителей и прародителей еще называют предками. -Что это значит? -Подтвердилось ли ваше предположение, узнаете, прочитав под звёздочкой в учебнике на странице 28. -Что же это значит? -Отгадайте загадку: Кто родился и не умирал? -Наших предков, вместе взятых с нами, можно назвать родом. -Как вы понимаете высказывание «Иван, не помнящий родства»? (2 слайд: для перехода на следующий слайд следует нажимать на полоску с бисерным орнаментом в верхней части слайда) -Подтвердилось ли ваше предположение, узнаете, прочитав сказку «Как река рассердилась на дождик» на интерактивной доске. -Найдите в рассказе самые главные слова. -К какому выводу пришли? -Почему? -Память о наших предках связывает нас с историческим прошлым. Если мы забудем о своих предках, можем вскоре забыть и о том, кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша Родина. Если перечислить всех предков, получится родословие. Кого из своих предков вы знаете и можете назвать сами? -Видите, что узнать всех ваших давно живших дедушек и бабушек непросто. -Кто может помочь узнать и назвать наших прадедушек и прабабушек и еще ранее живших? -Как можно сохранить память о своих предках? (3 слайд) -Наглядно родственные связи между людьми можно изобразить с помощью схемы -родословного древа. Сам Иисус Христос прекрасно помнил и почитал всех Своих предков, начиная с праведного Авраама. Христиане называют Адама праотцом, а Еву праматерью, а вместе их -прародителями, так как они дали начало всему роду человеческому. -Итак, что нам с вами надо сделать для того, чтобы сохранить память о своём роде? (4 слайд) -Сформулируйте тему урока. -Прочитайте тему в учебнике, подтвердилось ли ваше предположение. (5 слайд) -Рассмотрите родословное древо А. С. Пушкина. Поделитесь впечатлениями. -Как думаете, что нужно хорошо знать, чтобы правильно составлять родословное древо? -Прочитайте текст в учебнике. -Выполните задания на интерактивной доске по определению родственных связей. - Выполните задания на диске. -Кто выполнил задания без подсказки? -Кому пришлось обратиться за помощью? -У кого вызвало много затруднений? -Как можно составить родословное древо? -Прочитайте, как авторы учебника предлагают составить родословное древо. -Составьте своё родословное древо. -Расскажите товарищу о родословном древе своей семьи. | -Приклеить фотографии своих родственников и подписать каждую в соответствии со степенью родства по отношению к нам. -Семью. -Три Предполагают. Читают. -Это значит, что предки предшествуют, идут перед нами, нашим днем рождения. Отгадка – Род. -Человек, который забывает о своих предках, прошлом. Читают сказку. Вот так и нам не следует забывать, откуда мы родом. -Человек должен знать и помнить своих предков. - Память о наших предках напоминает нам, кому мы обязаны своим рождением. Ответы учащихся -Спросить у наших пап и мам об их папах и мамах и спросить своих бабушек и дедушек об их родителях и бабушках и дедушках. Предполагают. -Надо составлять родословное древо. Формулируют. Тема урока: Родословное древо. -Древо большое. На нём хорошо видны родственные связи. -Чтобы правильно составлять родословное древо, нужно хорошо знать названия родственных связей. Читают. Коллективная работа. Взаимопроверка. Самостоятельная работа. Самопроверка. Отвечают учащиеся. Отвечают учащиеся. Рассказывают о способах составления родословного древа. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Работа в парах. | П: осмыслить понятия, связанные с темой; осознать свою роль в семье; уметь различать степени родства, с помощью терминов родства, определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; выделение познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения. Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; Способность отличать новое знание от известного; овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения, овладение адекватным межличностным восприятием, овладение навыками речевого отображения содержания учебных действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. Л: нравственно-этическая оценка содержания темы; осознание ответственности за общее дело, выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций, межпредметных понятий; решение задачи методом поиска способов (по образцу и заданным правилам), используя информацию учебника, справочные материалы, самоопределение: понимание чувств людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые и полезные дела; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; проявлять позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни. |
IV. Первичное закрепление. Выявить границы применимости нового знания, а также уровень овладения ранее полученными знаниями, создать комфортную и естественную атмосферу при использовании групповых и индивидуальных форм работы. Составление родословной грамоты семьи. Работа в тетради стр. 16 | -Раньше для того, чтобы не забыть предков, также составлялись специальные записи. Они назывались родословными грамотами. Там записывались все имена предков. -Составьте родословную грамоту для вашей семьи. -Прочитайте друг другу. | Самостоятельная работа Взаимопроверка. Работа в парах. | Л: выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций, межпредметных понятий; решение задачи методом поиска способов (по образцу и заданным правилам), используя информацию учебника, справочные материалы. П: освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделения информации, содержащей существенные признаки, практическое её использование на межпредметной основе. |