СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока «Родословное древо».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Родословное древо».

Цели:

педагогическая: создание условий для формирования представления о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим;

ученическая: овладение представлениями о семейных традициях; осознание важности и необходимости культурной преемственности в семье от старших к младшим.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока «Родословное древо».»

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3

Тема: «Родословное древо».

Цели:

педагогическая: создание условий для формирования представления о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим;

ученическая: овладение представлениями о семейных традициях; осознание важности и необходимости культурной преемственности в семье от старших к младшим.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: нравственно-этическая оценка содержания темы; проявление позитивного отношения к семье и семейным ценностям; осознание важности и необходимости для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни;

самоопределение: понимание чувств людей и сопереживание им;

смыслообразование: способность осуществлять добрые и полезные дела;

морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; осознание ответственности за общее дело;

выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций, межпредметных понятий; решение задачи методом поиска способов (по образцу и заданным правилам), используя информацию учебника, справочные материалы.

Предметные: характеризовать традиции своего народа, давать определения понятиям «род», «родословное древо», определять и называть родственные связи, составлять родословное древо и родословную грамоту.

Универсальные учебные действия (УУД метапредметные):

Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений.

Познавательные: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: построение речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися, терминологии, умение в рамках совместной деятельности слушать других.

Техники и технологии: использование ИКТ, игровая технология, проектная деятельность, технология сотрудничества, исследовательская деятельность.

Ресурс: учебник Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Ч. 2 / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, Рос. Акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2013., рабочая тетрадь к учебнику, диск к учебнику, интерактивная доска, планшеты для учащихся, слайдовая презентация к уроку*.

Примечание*: для перехода на следующий слайд следует нажимать на полоску с бисерным орнаментом в верхней части слайда.



















Сценарий урока

Этап (элемент) урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности.

Мотивация на положительный настрой.

-Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Непонятное узнать.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Осознанно осуществляют вхождение в пространство учебной деятельности.

Л: самостоятельное определение и высказывание общих для всех людей правил поведения.

II.Актуализация опорных знаний. Открытие новых знаний.

Актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы; мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению.

1.Проверка домашнего задания.





2. Знакомство с понятиями род, предки.

3.Работа с репродукцией картины С. В. Иванова «Семья»























4.Чтение сказки В. Сухомлинского «Как река рассердилась на дождик




















































5.Определение родственных связей.



Работа по учебнику стр. 30.

Работа на интерактивной доске. (Диск к учебнику)


6. Название родственных связей

Работа на планшетах. (Диск к учебнику)



7. Способы составления родословных древ.

Работа по учебнику. Стр. 28-29.


Работа в рабочей тетради стр. 17.















-Что было задано на дом?





-Рассмотрите репродукцию картины.

(1 слайд)

-Что вы видите на картине?

-Сколько поколений одной семьи изображено на ней?

-Мама, папа, дедушка и бабушка. И у них были мама и папа, дедушка и бабушка. И у тех тоже были родители. Родителей и прародителей еще называют предками.

-Что это значит?

-Подтвердилось ли ваше предположение, узнаете, прочитав под звёздочкой в учебнике на странице 28.

-Что же это значит?



-Отгадайте загадку: Кто родился и не умирал?

-Наших предков, вместе взятых с нами, можно назвать родом.

-Как вы понимаете высказывание «Иван, не помнящий родства»?

(2 слайд: для перехода на следующий слайд следует нажимать на полоску с бисерным орнаментом в верхней части слайда)

-Подтвердилось ли ваше предположение, узнаете, прочитав сказку «Как река рассердилась на дождик» на интерактивной доске.

-Найдите в рассказе самые главные слова.


-К какому выводу пришли?


-Почему?



-Память о наших предках связывает нас с историческим прошлым. Если мы забудем о своих предках, можем вскоре забыть и о том, кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша Родина.

Если перечислить всех предков, получится родословие. Кого из своих предков вы знаете и можете назвать сами?

-Видите, что узнать всех ваших давно живших дедушек и бабушек непросто.

-Кто может помочь узнать и назвать наших прадедушек и прабабушек и еще ранее живших?





-Как можно сохранить память о своих предках?

(3 слайд)

-Наглядно родственные связи между людьми можно изобразить с помощью схемы -родословного древа. Сам Иисус Христос прекрасно помнил и почитал всех Своих предков, начиная с праведного Авраама. Христиане называют Адама праотцом, а Еву праматерью, а вместе их -прародителями, так как они дали начало всему роду человеческому.

-Итак, что нам с вами надо сделать для того, чтобы сохранить память о своём роде?

(4 слайд)

-Сформулируйте тему урока.

-Прочитайте тему в учебнике, подтвердилось ли ваше предположение.

(5 слайд)

-Рассмотрите родословное древо А. С. Пушкина. Поделитесь впечатлениями.

-Как думаете, что нужно хорошо знать, чтобы правильно составлять родословное древо?


-Прочитайте текст в учебнике.


-Выполните задания на интерактивной доске по определению родственных связей.

- Выполните задания на диске.


-Кто выполнил задания без подсказки?

-Кому пришлось обратиться за помощью?

-У кого вызвало много затруднений?

-Как можно составить родословное древо?

-Прочитайте, как авторы учебника предлагают составить родословное древо.

-Составьте своё родословное древо.

-Расскажите товарищу о родословном древе своей семьи.














-Приклеить фотографии своих родственников и подписать каждую в соответствии со степенью родства по отношению к нам.



-Семью.


-Три






Предполагают.



Читают.

-Это значит, что предки предшествуют, идут перед нами, нашим днем рождения.


ОтгадкаРод.



-Человек, который забывает о своих предках, прошлом.








Читают сказку.


Вот так и нам не следует забывать, откуда мы родом.

-Человек должен знать и помнить своих предков.

- Память о наших предках напоминает нам, кому мы обязаны своим рождением.










Ответы учащихся





-Спросить у наших пап и мам об их папах и мамах и спросить своих бабушек и дедушек об их родителях и бабушках и дедушках.


Предполагают.













-Надо составлять родословное древо.


Формулируют.


Тема урока: Родословное древо.


-Древо большое. На нём хорошо видны родственные связи.

-Чтобы правильно составлять родословное древо, нужно хорошо знать названия родственных связей.

Читают.


Коллективная работа.

Взаимопроверка.


Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Отвечают учащиеся.





Отвечают учащиеся.


Рассказывают о способах составления родословного древа.

Самостоятельная работа.


Взаимопроверка. Работа в парах.


П: осмыслить понятия, связанные с темой; осознать свою роль в семье; уметь различать степени родства, с помощью терминов родства, определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.;

выделение познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения.

Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач;

Способность отличать новое знание от известного;

овладение пооперационными действиями,

готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;

К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения, овладение адекватным межличностным восприятием,

овладение навыками речевого отображения содержания учебных действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию.

Л: нравственно-этическая оценка содержания темы; осознание ответственности за общее дело,

выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций, межпредметных понятий; решение задачи методом поиска способов (по образцу и заданным правилам), используя информацию учебника, справочные материалы,

самоопределение:

понимание чувств людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые и полезные дела; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им;

проявлять позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.


III.Физкультминутка

Снятие усталости и утомления.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Выполняют упражнения по профилактике утомления.

Л: понимание важности проявления заботы о своём здоровье, профилактических действий по снятию усталости и утомления.

IV. Первичное закрепление.

Выявить границы применимости нового знания, а также уровень овладения ранее полученными знаниями, создать комфортную и естественную атмосферу при использовании групповых и индивидуальных форм работы.

Составление родословной грамоты семьи.




Работа в тетради

стр. 16















-Раньше для того, чтобы не забыть предков, также составлялись специальные записи. Они назывались родословными грамотами. Там записывались все имена предков.

-Составьте родословную грамоту для вашей семьи.

-Прочитайте друг другу.




















Самостоятельная работа

Взаимопроверка. Работа в парах.

Л: выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций, межпредметных понятий; решение задачи методом поиска способов (по образцу и заданным правилам), используя информацию учебника, справочные материалы.

П: освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделения информации, содержащей существенные признаки, практическое её использование на межпредметной основе.



V. Итог урока. Рефлексия.

Фиксация нового содержания, обеспечение рефлексорно- оценочного компонента ( в том числе самооценки собственной деятельности); помощь учащимся в соотнесении цели учебной деятельности и её результатов.

(6слайд)

-О чём мы сегодня на уроке говорили?

-Что нового узнали?

-С какими знаниями, полученными на уроке, вы поделитесь со своими друзьями и родственниками?


Ответы учащихся.

Р: Эмоционально оценивают свою деятельность и деятельность класса, определяют уровень выполнения задания совместно с учителем.

К: заложены основы для слушания и понимания речи других; сориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; отображают в речи содержание действий с целью контроля, оценки предметной деятельности.

VI. Домашнее задание

(7слайд)

-Составить вместе со своими близкими «Родословное древо рода», дополнительно по желанию можно оформить слайдовую презентацию.