Весёлый урок математики
«Математика и поэзия»
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята. Вы много читаете и, наверное, любите разные приключения и фантастику. А кто из вас не любит читать и учить стихи?
Ведущий 2. Ты что-то путаешь. Мы ведь на уроке математики. Какая уж тут поэзия?
В.1. Ничего я не путаю. «Математика и поэзия» - это тема сегодняшнего урока. На уроке сегодня ребята услышат много стихов, будут отгадывать загадки, решать задачи в стихах.
В.2. Этот урок проведут учитель _______________ и ученики ________класса.
Учитель. Ребята, на каждом уроке вы узнаете что-то новое. Сегодня я расскажу вам о великом ученом-математике поэте Омаре Хайяме.
Ученик. «Омар Хайям – ученый».
Персидский и таджикский философ, астроном и математик. Родился в 11 веке. Получил блестящее по тем временам образование. Большие способности Омара привлекли внимание правителя Бухары, и его взяли к султанскому двору. Ему поручили руководить реформой старого персидского календаря. Он первым среди математиков создал теорию решения уравнений до 3-й степени и дал общую классификацию всех уравнений. Первый поставил вопрос о связи геометрии с алгеброй. Именем Хайяма назван кратер на обратной стороне Луны.
Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося ученого: математика, физика, астронома, философа. В современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший - мудрых, полных юмора, лукавства и дерзости рубаи.
Рубаи:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
*
Нет благороднее растений и милее,
Чем чёрный кипарис и белая лилея:
Он, сто имея рук, не тычет их вперёд,
Она всегда молчит, сто языков имея.
Учитель. А теперь немного посчитаем. Как это важно, вы сейчас услышите.
В.1. Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа
В.2. Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
В.1. Летит выше звёзд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины куёт,
До самого неба рукой достаёт.
В.2. Считайте, ребята, точнее считайте.
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
Учитель предлагает классу устные упражнения (приложение 1).
В.1. К нам на урок пришли два важных гостя. Вот первый из них. Угадайте, кто это.
В.2. Могу назвать его мячом, а хочешь – дыркой назовём,
А хочешь – бубликом, почти что кругленьким.
Но как его мы назовём? Он называется … (нулём).
«Нулик». Раньше, когда считали, клали кружок с цифрами на нужное место, а вместо нуля оставляли пустое место. Древние майя обозначали ноль стилизованным изображением ракушки. На языке Древней Индии пустое место -«сунья», а арабы перевели как цифра. Само слово «нуль» означает «ничто». Как ни странно, «ничто» самая важная цифра счётной системы. От нуля можно ожидать всяких фокусов.
Учитель. У людей говорят: «Не шути с огнём!»
В математике говорят: «Не шути с нулём!»
У нуля про запас сотни каверз и проказ,
Нужен глаз за ним да глаз!
Вспомним, что получится, если к числу прибавить нуль; отнять нуль; умножить на нуль; поделить на нуль.
Назовите крылатые выражения, в которых есть слова «нуль», «ничто».
(Начать с нуля; Ноль без палочки; Ноль внимания; Абсолютный ноль. Ничто не вечно под луной. Ничто человеческое мне не чуждо; стричь под нуль; )
«Нулик». Отгадайте мою задачу-загадку:
Повезло опять Егорке –
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт? (нисколько)
Учитель. А где мой второй помощник?
Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Он не стоит ничегошеньки.
Ну, а если рядом с ним единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
Послушайте, какая история приключилась с этими героями. (ст. С.Маршака)
Сказал весёлый круглый Ноль Соседке Единице:
- С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице!
Она окинула его Сердитым гордым взглядом:
- ты, Ноль, не стоишь ничего. Не стой со мною рядом!
Ответил Ноль: - Я признаю, Что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью, Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас, Мала и худощава,
Но станешь больше в десять раз, Когда я встану справа.
Напрасно думают, что Ноль
Играет маленькую роль!
Что же ты расскажешь нам, Единичка?
«Единица». Мы с Нуликом расскажем 10 правил школьника.
Мы для вас, друзья, составим
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
«Нулик».
1. Как проснулся, так вставай,
Лени волю не давай.
«Единица»
2. Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло.
3. Понукания не жди,
В школу вовремя иди.
5. В школе, классе не сори,
А насоришь – убери.
7. Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен.
9. Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
4. Прежде, чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой, проверь.
6. Не таскай в кармане мела,
Это, милый мой, не дело.
8. На уроках не болтай,
Как заморский попугай.
10. Содержи всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
«Нулик». А теперь поиграйте со мной. Игра называется «Рифмы».
Один – пластилин. Два – (дрова) Три – (смотри) Четыре – (руки шире) Пять – (гулять)
Единица. Отгадайте –ка мои загадки.
Во всём помочь охотники –
Целый десяток верных ребяток. (пальцы)
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифры)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Не провалишься в снегах.
А проедешь без труда,
Только лягут два следа. (лыжи)
Учитель. А теперь, как и на каждом уроке, физкультминутка.
В.1. Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, правой – раз, посмотрите все на нас!
В.2. Все захлопали в ладошки – дружно, веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
Нулик. По коленочкам ударим – тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше!
Единица. Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
В.1. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – туда, два – сюда, повернись вокруг себя.
В.2. Раз – присели, два – встали, Ванькой-встанькой снова стали.
Руки к телу все прижали и подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
Нулик. Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора.
Отдых наш – физкультминутка, занимай свои места.
Учитель. А вот на урок спешат опоздавшие геометрические фигуры. Вы узнали их? Послушаем, что они расскажут.
Жили –были два брата – треугольник с квадратом.
Старший, квадратный – добродушный, приятный.
Младший, треугольный – вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат: «Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре!»
Но квадрат ответил: « Брат, я же старше, я – квадрат.»
И сказал ему нежней: «Неизвестно, кто нужней».
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратом, а проснёшься без углов!»
Но наутро младший брат страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата. Онемел…стоял без слов…
Вот так месть – теперь у брата восемь новеньких углов!
В.1. Не правда ли, математика- очень поэтичная наука?
В.2. И даже если вы не очень успеваете по математике, то вспомните, что даже трудную задачу можно представить в стихах, и тогда решать её легче. Давайте порешаем ещё задачи.
И на прощание послушайте стихотворение о математике:
Думы нездешней полна,
Чуть загрустив отчего-то,
Молча стоит у окна,
В мыслях – расчёты, расчёты…
Да, математике надо
Мир познавать наш, и вот
Страсть отстранённого взгляда
В прорву пространства ведёт.
Пусть ей взгрустнётся немножко,
Жалобы не услыхать.
Строгая, смотрит в окошко,
Сущее хочет познать.
Стихотворение «Ноль» (напечатано в 1932г. в австрийской газете)
Внимай! Кому? Ты в удивленье?
Доступен слуху я – не зренью.
Я бестелесен, невесом,
А кто я, я скажу потом.
Без «Некто» я остался б нем,
И «Некто» возвещает всем,
Что нет меня. И правда, я –
Лишь отрицанье бытия.
Меня кружочком очертили,
Нулём кружочек окрестили,
Понять же людям мудрено
То, что во мне воплощено.
Они запомнили названье
И видят только начертанье –
Для них всего лишь цифра я;
Подвергли действиям меня
И всем прямым, и всем обратным…
Мне умноженье лишь приятно,
Ведь при сложеньи, вычитаньи
Меня оставят без вниманья,
О том же, чтоб на нуль делить,
Не стоит даже говорить…
А то, что ты на нуль помножишь,
В одно мгновенье уничтожишь.
Так берегись же ты нуля, Чтоб он к нулю не свёл тебя!