Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «В тридевятом царстве»
(музыка на выход)
-Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши русские сказки.
-А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответы детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
-Я приглашаю вас сегодня в Тридевятое царство, царство русских народных сказок.
Исполняется песня «Приходите в гости к нам»
-Но чтоб попасть туда, слова заветные надо знать. Мы начнём, а вы подхватывайте.
Музыка “У Лукоморья дуб зелёный” – 3 класс рассказывает на фоне ролика начало стихотворения
- Ох, беда-то какая случилась... Да вы только посмотрите! Был у нас тут невежа, неряха, неумёха, ой-ой, сколько бед-то натворил... Всё затоптал, всё перемешал-запутал... И сам ничего не знает, так ещё и другим не даёт... Что же я теперь делать-то буду?? Это ж когда я тут одна-то во всём разберусь.... Проверим, будет ли от вас польза, сможете ли вы помочь, знаете ли сказки…
Разминка (ВСЕ)
Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: бабка, дедка, внучка? (Жучка)
Кто побывал в подводном царстве у царя Водяника? (Садко)
Назовите имена трех русских былинных богатырей (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)
Имя кота в русских народных сказках (Баюн)
5. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса (Леший)
6. Самый одинокий представитель нечистой силы (Водяной)
7. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
8. Как звали царя, у которого Иван-царевич похитил Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»? (Афрон)
9. Где смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка яйцо, игла)
10. Как звали главного героя сказки «Поди туда- не знаю куда, принеси то - не знаю что» (Андрей-стрелок)
Яблоки, дающие молодость (Молодильные)
12. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри (Меч)
13. Из чего сделана Снегурочка? (снег)
14. Какое яичко снесла Курочка Ряба? (золотое)
15. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
16. Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (яблоньку)
17. Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества? (Гусли)
18. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел? (Барину — голову, барыне — гузку, сыновьям ножки, крылышки дочерям, а себе — все туловище)
19. Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? (Вода)
20. Что затеяли две главные героини русской народной сказки «Правда и Кривда»? (Спор)
21. Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? (Кашу)
22. Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? (Масло)
23. На чем ехали купец в город, а крестьянин — в лес, в русской народной сказке «Два мороза»? (Сани)
24. Что приказывал царь-батюшка своим невесткам,чтобы проверить их на мастерство?
(Испечь хлеб, соткать ковёр)
25. Сколько человек тянуло репку? (3)
26. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
27. Сколько животных встретилось Колобку по дороге? (4)
28. Какое самое популярное число в русских народных сказках? (3)
29. Какого героя провели на пирожках? (Медведя из сказки «Маша и медведь»)
30. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата (Баба Яга)
Конкурс «Сказки водят хоровод» (ВСЕ)
По началу текста узнайте русскую народную сказку.
1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать...» («Царевна - лягушка».)
2. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками...» («Иван-царевич и Серый Волк».)
3. «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла...» («Василиса Прекрасная».)
4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать...» («Сивка-Бурка»)
«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику» (3 медведя)
(выступление 1 класса)
«Исправь ошибку» (ВСЕ)
Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.
«Царевна-Индюшка»;
«По собачьему веленью»;
«Иван царевич и жёлтый тигр»;
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
«Петушок — золотой пастушок»;
«Мальчик-с-кулачок»;
«У страха уши велики»;
«Лапша из топора»;
«Как мужик котят делил»
«Крошечка-лягушка».
«Жар-птица и Серый Волк».
«Кощей - Ясный сокол»
«Даша и медведь»
«Волк и шестеро ягнят»
«Петушок и гороховое зернышко»
«Утки-лебеди»
«Лисичка с кастрюлечкой»
«Зимовье птиц»
«Белка-хваста»
«Кто лишний» (музыка) (ПО КЛАССАМ)
у каждого класса — 5 героев из сказок. Выбрать лишнего (5й — не из русских народных, а из авторских зарубежных)
(выступление 2 класса)
«Угадай сказку» (музыка) (ПО КЛАССАМ)
по 5 картинкам назвать сказку — у каждого класса - своя
1 класс - «Маша и медведь»
2 класс - «Гуси- лебеди»
3 класс - «Царевна- лягушка»
4 класс - «По щучьему велению»
“Угадай слова” (ВСЕ)
1) Какую песенку пел Колобок? А давайте все вместе исполним
(физкультминутка с движениями)
Я колобок, колобок,
По амбару я метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел….
2) Что пела коза своим козлятам?
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
3) Что говорил медведь, пытаясь отдохнуть по дороге в деревню? А Машенька медведю, сидя в коробе?
Сяду на пенек,
Съем пирожок. (Медведь.)
– Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (Машенька.)
4) Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
5)Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? Что говорила в это время лиса?
- Ловись, рыбка, и мала, и велика.
Ловись, рыбка, и мала, и велика! (Волк.)
- Ясны, ясны, на небе звезды.
Мерзни, мерзни, волчий хвост! (Лиса.)
6) Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
7) Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
- По щучьему велению, по моему хотению!
Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади?
(«Сивка-Бурка, вещая каурка,
Встань передо мной, как лист перед травой!» (Иванушка-Дурачок)
(Танец)
Восстанови последовательность событий в сказках (ПО КЛАССАМ)
Детям выдаются карточки, в которых нужно восстановить правильный порядок событий.
1 класс - героев «Репки»
2 класс — героев «Колобка»
3 класс — героев «Теремка»
4 класс - героев «Лиса и заяц»
«Лиса и заяц»
Зайчик встретился с медведем.
Петушок выгнал лису.
У зайчонка была избушка лубяная, а у лисы ледяная
Зайчонок встретился с собакой.
Лисы выгнала зайца.
Зайчик живет с петушком.
Зайчик встретил петушка.
«Гуси – лебеди»
Машенька встретилась с речкой.
Девочка в избушке бабы-яги
Сестрица приводит братца домой.
Девочка встретилась с печкой.
Гуси-лебеди унесли Иванушку.
Мышка помогает Машеньке.
Девочка встретилась с яблоней.
Машенька бросилась догонять гусей.
- А давайте проверим, так ли на самом деле дела обстояли...
(выступление 3 класса)
Ну, а сейчас прошу внимание —
У нас серьезное задание:
В сказках многих скатерть есть,
Что не можно глаз отвесть.
Квас, картошка, пирожок —
Наедайся, мой дружок.
Вместо скатерти, ребята,
Показать уменье надо.
конкурс «Волшебные предметы» (ПО КЛАССАМ)
Назвать предмет и в чём его сила.
1 класс:
метла + ступа
печка
палочка
зеркальце
2 класс
Волшебная игла + яйцо
Серебряное блюдце (Показывало города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю Русь-матушку)
перо Жар-птицы
блюдечко и яблочко
шапка-неведимка
3 класс
скатерть-самобранка
сапоги-скороходы
клубок
кольцо
4 класс
ковёр-самолёт
гусли-самогуды
меч-кладенец
живая и мёртвая вод
конкурс «Кто?» (ВСЕ)
Я даю вам описание сказочного героя, а вы попробуете его узнать и назвать сказку, героем которой он является.
1. У него нет ни ручек, ни ножек, он имеет форму шара. (Колобок.)
2. Все звери остались без крова, а жить они стали все вместе в одном домике. И только один большой, косолапый зверь не вошел в их маленький домик и развалил его. («Теремок», медведь.)
Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. Ему пришлось звать на помощь всю свою семью. («Репка». Дед.)
Эта героиня искала своего братца, которого унесли гуси-лебеди. («Гуси-лебеди». Сестрица Аленушка.)
5. Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят. («Волк и семеро козлят». Волк.)
6. Кто попил воды из копытца и стал блеющим животным? (Братец Иванушка)
7. Кто с кем такой делёж устраивал: "Твои вершки, а мои корешки".
(Мужик с медведем в сказке"Мужик и медведь")
8. Кого считали дурачком, а он оказался умным? (Иванушка-дурачок)
У кого были странные друзья — иголка, лапоть, а сам он от хохота лопнул? (Пузырь)
Кто варил кашу, применяя ум и смекалку? (Солдат в сказке "Каша из топора")
Внимание! Внимание!
Артисты, спешите!
Сказку эту вы нам покажите.
Смелее, артисты, вперед,
Нас встреча со сказкою ждет!
( выступление 4 класса)
Собери имена (ПО КЛАССАМ)
Наш вредитель разорвал имена сказочных героев, и части имен перепутались, сложите карточки, на которых написаны имена. Нужно найти две части одного имени.
1 класс:
Курочка Ряба
Царевна Лягушка
Баба Яга
Иван Царевич
2 класс:
Илья Муромец
сестрица Аленушка
Змей Горыныч
Кощей Бессмертный
3 класс:
Добрыня Никитич
серый волк
Сивка Бурка
Жар птица
4 класс:
Алеша Попович
Соловей Разбойник
Василиса Премудрая
Елена Прекрасная
- Вот теперь гостей можно в сказку приглашать! Всё по местам расставили, путаницы распутали.
Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Спасибо вам за ваше старание, вы помогли навести порядок в сказочном тридевятом царстве. А на прощание я вам хочу пожелать — читайте книги, читайте русские сказки, в них вы узнаете много интересного, научитесь быть добрыми и честными. И — ВЕРЬТЕ В ЧУДЕСА!
Исполняется песня «Верь в чудеса»