Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств с. Александров-Гай»
Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
Классный час
«Сценическое волнение»
Подготовила:
Мамонова Нина Сергеевна
преподаватель первой
квалификационной категории
с. Александров-Гай
2017 г.
Актуальность темы.
Проблема сценического волнения - одна из наиболее актуальных, важных для вокалистов. Столкнувшись с ней впервые, исполнители не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершения этапов своей сценической карьеры.
Успешное выступления на сцене вокалиста является результатом сочетания многих факторов, среди которыҳ необходимо отметить сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня предконцертной психологической подготовки и умения контролировать свое состояние во время выступления. Эмоции певца должны повиноваться его воле, он никогда не должен терять контроль над собой, над своим голосом, действиями. Очень часто психическое состояние певца оказывает решающее влияние на его пение. В связи с этим певец должен иметь устойчивую психику, или владеть приемами психологической регуляции своего состояния. Деятельность по укреплению и тренировке психического состояния, выработке умений и навыков преодоления нервного перенапряжения перед ответственным выступлением имеет для будущих эстрадных певцов первоочередное значение. Волнение обучающегося на сцене нередко уничтожает всю предварительную работу преподавателя в классе. О таких обучающихся говорят, что они непригодны для исполнительской деятельности.
Цель: Научить вокалистов справляться со сценическим волнением, используя разные приемы в процессе подготовки.
Задачи:
1. Дать характеристику понятию «сценическое волнение».
2. Рассказать юным вокалистам о методах, приемах, упражнениях, которые способствуют коррекции эстрадного волнения.
Прежде чем проводить этот классный час, было проведено анкетирование обучающихся отделения «Сольное пение. Эстрадный вокал.» (Анкета. Приложение№1)
научить юных исполнителей справляться с
эстрадным волнением, используя различные методы и приемы в процессе
подготовки к выступлению
научить юных исполнителей справляться с
эстрадным волнением, используя различные методы и приемы в процессе
подготовки к выступле
Преподаватель: Ребята, мы с вами уже много раз выступали на сцене в разных концертных залах. Каждому вашему выходу на сцену предшествует большая работа. Мы неоднократно репетируем в классе, в зале на сцене. И кажется что перед выходом на сцену у нас все готово. Но вот наступает долгожданный день нашего выступления и вас начинает бить дрожь, пересыхает в горле, и вам кажется, что вы все забыли.
Преподаватель: Скажите пожалуйста ребята вам знакомо это чувство, кто хотя бы один раз перед выходом волновался? А теперь давайте посмотрим сколько таких кто ни когда не волнуется перед выходом на сцену? Таких нет.
Преподаватель: Такое психическое состояние называется сценическим волнением и знакомо оно не только начинающим исполнителям, но уже известным певцам с большим опытом и стажем. Разница только в том, что опытные артисты умеют с волнением справляться. А нам еще предстоит учится бороться с эмоциями, чтобы получить желаемый результат.
Преподаватель: Как вы думаете, что нужно уметь и знать, чтобы меньше волноваться?
Обучающиеся: (предполагаемые ответы) хорошо знать текс наизусть, отработать все трудные места, продумать эмоции в исполняемом произведении и т.д.
Преподаватель: Как вы думаете, всегда ли все выше перечисленное помогает? Давайте сегодня мы поговорим не только о самом выступлении, но и затронем день перед выступлением.
Преподаватель: Попробуйте сейчас мне рассказать о своем состоянии, о том, что вы чувствуйте за день до выступления.
Обучающиеся: (Предполагаемые ответы) Переживание, волнение, очень часто забывается текст и т.д.
Преподаватель: Ребята я вам сейчас раскрою секрет – перед выходом на сцену волнуются абсолютно все. Даже известные артисты. Ни спасают даже ни дарование, ни большой опыт, ни гениальность от сценического волнения. Давайте разберемся с вами, в чем же причина сценического волнения и как можно с ним бороться?
Преподаватель: Выступление на сцене - это очень сложное дело и как готовится к нему ответить однозначно сложно. Все мы с вами очень разные, каждый со своим характером, способностями, талантом.
Считается, что эстрадное волнение обычно проходит пять фаз.
Первая - состояние перед концертом, с того момента, когда для исполнителя становится известна дата выступления. Вы чаще начинаете думать о концерте, конкурсе, может появиться бессонница, смена настроения, иногда раздражительность.
Вторая – ожидания выхода на сцену. Появляется характер эстрадного волнения.
Волнение-подъем – ощущение приподнятости, появляется острое желание поскорее выйти на сцену. Это самое желательное, хорошее состояние, перед выступление.
Волнение-паника - это такое волнение, когда состояние тревоги перерастает в страх. Руки начинают трястись, потеть, мысли путаются, теряется концентрация внимания. Такое страх называется боязнью сцены.
Такое состояние может вызвать – плохо выученная программа, плохое самочувствие, психологическая перегруженность т.д. Если такое состояние не контролируемое, то на сцену лучше не выходить.
Волнение – апатия – вместо приподнятого, воодушевленного настроения исполнитель находится в угнетенном и подавленном состоянии.
Третья – выход артиста на сцену. Из всех фаз эта фаза самая коротка, чаще всего она проходит как в тумане и в памяти человека практически не остается.
Четвертая – выступление. Очень важно в этот момент настроиться и внутренне подготовится к исполнению. Мысленно пропеть начало, представить тем, динамику произведения.
Пятая – состояние после выступления. Это состояние напрямую зависит от того как прошло выступление. Если вы выступили хорошо, то естественно вы испытываете радостный подъем, который затем перейдет в чувство усталости. Ну а если концертный номер не удался, то естественно вы испытываете чувство неудовлетворенности, недовольства.
Выступление на сцене напрямую зависит от эмоционального состояния артиста во время выступления. Что же может стать причиной тревоги и страха?
Преподаватель: Давайте с вами разберем некоторые причины эстрадного волнения.
1. Боязнь забыть текст. Это боязнь возникает у артистов, которые плохо знают текс. В основном к моменту выступления произведение хорошо выучено. Чем лучше выучен текст, тем меньше будет эстрадное волнение.
Что бы предотвратить провалы в памяти нужно выучить текс песни на первых урока, и в последствии работать над произведением с выученным текстом, т.е. наизусть.
2. Недостаточно хорошо выученная программа выступления.
Произведение должно быть выучено за месяц до выступления. А весь месяц у вокалиста есть возможность закрепить наизусть, продумать художественный образ произведения.
3. Редкие выступления на сцене.
Для того что бы сценическое волнение было менее обостренным нужно, как можно чаще выступать на концертах. Потому, что чем больше вы выходите на сцену, выступаете перед публикой, тем меньше будете волноваться. К выступлениям надо привыкать, только частые выходы на сцену вырабатывают эту привычку.
4. Новая обстановка.
Для хорошего выступления очень важно, (если вы будете выступать в непривычном для вас месте, а другом, новом зале), адаптироваться к условиям предстоящего выступления. Нужно прейти заранее и провести генеральную репетицию в новом концертном зале. Модно дома создать концертную обстановку: пригласить публику, одеть костюм и пропеть свою программу в концертном костюме с выходом и поклоном.
5. Поведение перед выступлением.
Перед выступлений нужно отвлечься от забот и волнений, хорошо выспаться, ни в коем случае ни петь произведение от начало до конца без остановок, не переутомляться. Перед выступлением организм входит в состояние «боевой готовности» - повышается пульс, дыхание, лучше поделать упражнения на дыхание, артикуляцию.
6. Психологическая установка.
Неправильное установка обучающегося, когда он думает о себе, о своем успехе, о том, какое он произведет впечатление.
Думать надо о художественном содержании, образе произведения.
7. Чувство ответственности.
Бывает так, что чувство ответственности настолько велико, что исполнитель не в состоянии справится с чувством волнения и скованности.
Исполнять нужно на столько на сколько позволяют твои возможности, и не завышать свою планку.
8.Исполнительска воля и выдержка.
Часто обучающиеся участвуют в конкурсах разного уровня, где приходится исполнять подряд два, причем разнохарактерных произведения. Во время такого выступления исполнитель полностью выкладывается, и ему надо уметь контролировать свои силы и энергию. Для этого необходимо во время подготовки исполнять всю программу от начало до конца несколько раз подряд. Это закаливает исполнительскую волю и помогает распределить свои силы.
9. Непредсказуемость выступления.
Очень часто обучающиеся принимают участие в конкурсах, фестивалях, концертах и юным вокалистам приходится выступать за приделами своего зала. От непредсказуемой ситуацией может возникнуть волнение и страх. Что бы избежать этого, лучше всего нужно разузнать об условиях, в которых будет проходить выступление, обсудить моменты которые нужно учесть во время выступления.
10. Неуверенность в себе, недооценка своих возможностей.
Перед выступление ни в коем случае нельзя допускать мысль о провале. Низкая самооценка также может быть причиной волнения и страха перед выступлением. Нельзя расстраиваться сильно, из-за того что была допущена ошибка в исполнении и заострять внимание на этом моменте. Нужно помнить, что известные артисты то же ошибаются. Неудачи должны не вызывать долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз выступить лучше.
Преподаватель: Небольшое волнение перед выступление должно быть, это нормальное состояние, которое в какой-то мере помогает артисту настроиться на нужный лад. Как подчеркивает Г. Коган, «Волнение волнению рознь. Известная взволнованность, «приподнятость» перед выступлением и во время него не только естественна, но и желательна, полезна, благотворна. Она спасает исполнение от будничности, способствует возникновению артистического подъема». После того как артист уже вышел на эстраду, он целиком отдается исполнению, его психика подчиняется творческому процессу. Волнение остается как бы за гранью происходящего. Теперь уже исполнителя не интересует окружающая его действительность, он целиком поглощен своими ощущениями и тем, что он хочет рассказать людям посредством своего исполнения. Как же достичь этого творческого состояния в процессе исполнительской деятельности? Как же совместить особое состояние творческого подъема с умением владеть собой?
Для преодоления сценического волнения можно применять некоторые рекомендации и упражнения с которыми мы сейчас познакомимся.
Рекомендации:
1.Для того что бы меньше волноваться перед выступление нужно:
а) что бы программа была идеально выученная, это придает уверенности в себе;
б) одежда в которой вы выступаете должна быть удобной, комфортной, что бы в ней ни чего не отвлекало, не мешало;
в) перед выступление не принимать ни каких успокаивающих средств, это может вызвать заторможенность, вялость;
г) перед выступление не переедать, переедание дает ощущение тяжести;
д) перед выступлением для поднятия настроение можно съесть небольшую шоколадку. Это способствует восстановлению кровообращения, а также к нормальному питанию мозга;
е) перед выходом на сцену, лучше не бегать, а посидеть в удобной позе, хорошо мысленно отвлечься;
ж) выйдя на сцену, не смотреть в зал, не думать о том, кто там сидит;
з) на сцене вести себя спокойно и уверенно;
и) не суетиться и не паниковать в случае ошибки, если забыли слова ни в коем случая не уходить со сцены, а продолжить исполнение с удобного места.
Упражнения:
1.Дыхание - это залог успешного выступления. Это те упражнения, которые мы с вами делаем каждый урок перед распеванием:
а) сделать глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот через букву «С»;
б) сделать глубокий вдох через нос, задержать на 10 секунд и медленный выдох через рот через букву «С».
Повторить 3 раза (при необходимости больше). Такое упражнение приводит в норму сердцебиение, дает возможность успокоиться.
2. Я - артист.
Смысл этого приема заключается в том, что вы, входите в образ хорошо известного певца, не боящегося публичных выступлений, и начинает петь как бы в образе другого человека, за счет чего приобретает уверенность в себе. Развитое воображение то же может помочь в преодолении эстрадного волнения
3. Аутотренинг (самовнушение.)
Перед каждым выступление нужно повторить несколько раз слова «Я спокоен. Я совершенно спокоен. Я все знаю. Я готов. Я уверен. Мне дышится легко и спокойно. Спокойно и ровно бьется мое сердце. У меня все получится».
Это упражнение позволит вам избавиться от излишней скованности и зажимов, снимет эмоциональное и физическое напряжение.
Запомните! Успех достигается легче, если вы умеете справляться с волнением перед выступлением.
Преподаватель: Давайте подытожим все выше сказанное. Что необходимо, для того, что бы избежать сильного сценического волнения?
(Ответы обучающихся.)
Преподаватель: Спасибо ребята за ваше внимание. Наш классный час подошел к концу. До свидания!
Приложение №1
Анкета
Вопрос | Ответ |
Назовите своё самое запоминающееся выступление? | |
Назовите самое неудачное выступление? Почему? | |
Как долго у тебя было испорчено настроение после неудачного выступления? | |
В каком зале, перед какими слушателями тебе хотелось бы выступать? | |
Чего не хватает тебе для отличного выступления? | |
Что ты чувствуешь за день до выступления? | |
Что ты чувствуешь за час до выступления? | |
Нужно ли преподавателю быть всегда с тобой рядом перед выступлением? | |
Когда у тебя волнение сильнее – за день, с утра, за два часа, за час, в момент выхода на сцену? | |
Чем ты будешь огорчена в случае плохого выступления? | |
Что может сильно помешать твоему выступлению? | |
Были ли выступления, когда твоё настроение спокойно, радостно и ты ждёшь с нетерпением своего выхода? | |
Любишь ли ты выступать? | |