СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суд над Гринёвым. По роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Суд над Гринёвым. Подобных разработок уже достаточно, но я предпочитаю не давать готовый сценарий. В Процессе урока могу подсказать прокурорам или адвакатам, в каком направлении размышлять, но в 8 классе обучающиеся достаточно компетентны, чтобы вынести приговор самостоятельно. Главное- объективность при вынесении приговора.

Просмотр содержимого документа
«Суд над Гринёвым. По роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»

Урок 19. «Роман "Капитанская дочка": Суд Петра Гринева»

Предмет: литература

Класс: 8 «К»

Учебник (УМК): Русский язык: 8 класс/ Коровина В.Я. и др., 2022 год, часть 1.

Оборудование: смарт-доска.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста и создания высказываний аналитического и интерпретирующего характера.

Ход урока

  1. Организационный момент

Взаимное приветствие (доклад дежурного кадета о готовности к уроку)

  1. Актуализация знаний

Наш урок сегодня будет проходить в форме ролевой игры - урока-суда. Материалом для судебного заседания будет служить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Мы заранее распределили роли, вы индивидуально и группами готовились к участию в игре, и сейчас я хочу напомнить права и обязанности судебного процесса. Судья и народные заседатели определяют вину и меру наказания подсудимого. Прокурор обвиняет подсудимого, адвокат и его коллегия (защитники) его защищают и ищут для него смягчающие вину обстоятельства (находят в тексте повести доказательства проявления чести и благородства П.А. Гринёвым). Не забывайте, что всё, известное вам как читателям, неизвестно суду и другим героям произведения. Ищите свидетелей и доказательства!

Представление действующих лиц:

Судья – 1 человек

Подсудимый (Гринев П.А.) – 1 человек

Прокурор и прокурорские помощники: 5 человек

Адвокат и его коллегия: 5 человек

Секретарь судебного заседания – 1 человек

Народные заседатели, свидетели (по требованию) — остальные ученики.



  1. Формулировка темы и целеполагание

Самостоятельно формулируют тему урока и цели.

  1. Самостоятельная работа обучающихся

8-10 минут на подготовку обвинительной и защитительной речи (по группам адвокатов и прокуроров), подготовку свидетелей, формулирование вопросов.

  1. Проверочная работа

Прокурор и его помощники предъявляют обвинение: измена Родине, доказывают фактами из текста.

  1. Когда восставшими была захвачена Белогорская крепость, то а) Пугачев расправился со всеми, кто не перешел на его сторону, и лишь Гриневу даровал жизнь, б) приглашал его на свои пирушки и военный совет, в) отправил в Оренбург со своим посланием, пожаловал ему тулуп, лошадь и полтину денег.

  2. Свидетелями выступают а) урядника Максимыча, отца Герасима; б) Швабрин; в) Андрей Карлович Р.

Адвокаты и адвокатская коллегия ищут аргументы в пользу Гринёва, объясняют истинные мотивы поступков героя и призывают свидетелей.

  1. Пугачёв не убил Гринёва, т.к. узнал в нём своего спутника в метель (свидетель – Савельич);

  2. Гринёв сам приезжал на территорию Пугачёва (без приглашения!). Цель визита могут подтвердить отец Герасим и Андрей Карлович Р.;

  3. В Оренбург поехал, чтобы служить Родине (свидетель – комендант Оренбургской крепости)

Секретарь ведёт записи в две колонки: факты «ЗА» обвинение и «ПРОТИВ» обвинения на доске.

Последнее слово прокурора и адвоката перед совещанием народных заседателей.

Народные заседатели голосуют «ЗА» или «ПРОТИВ», затем судья выносит приговор (вне зависимости от текста романа).

*Здесь нет предсказуемого сюжета, иногда Гринёва оправдывают, иногда осуждают. По роману, Гринёву было дано помилование, следовательно, он был-таки осуждён. Учитель должен следить только за тем в ходе суда, чтобы факты, известные только читателю, не были использованы в зале заседания. С точки зрения государственных органов, Гринёв – преступник. Машу Миронову в качестве свидетеля не привлекать. Мнение Савельича тоже под вопросом, т.к. он крепостной Гринёва.

**Итогом урока является приговор, вынесенный Гринёву.

  1. Рефлексия

Как вы сегодня оцениваете вашу подготовку к уроку

Подчеркните  нужное

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне

Был полезен / бесполезен, интересен / скучен



  1. Задавание на дом

Подготовиться к сочинению по роману