СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суффикс как морфема.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок русского языка в 5 классе

 

Тема урока: Суффиксы.

Тип и форма урока: урок введения нового знания . 

Цель урока:  Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи.

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД:

Личностные УУД: 

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

проблемный диалог;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.

Методы обучения: проблемно-поисковые; практические; словесные.

Оборудование:

компьютер; карточки для групповой работы; карточки для самооценки и рефлексии; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса

Просмотр содержимого документа
«Суффикс как морфема.»


Урок русского языка в 5 классе


Тема урока: Суффиксы.

Тип и форма урока: урок введения нового знания . 

Цель урока:  Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи.

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД:

Личностные УУД: 

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

проблемный диалог;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.

Методы обучения: проблемно-поисковые; практические; словесные.

Оборудование:

компьютер; карточки для групповой работы; карточки для самооценки и рефлексии; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса


Ход урока

I Оргмомент 

Вступительное слово учителя (3 мин.)

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня, 
А они первородного смысла полны... 
И когда я слышу: 
- Извини меня! - 
Это значит: 
- Исключи меня из вины! 
У слова цвет своего огня. 
Свое пространство. Свои рубежи. 
И когда я слышу: 
- Береги меня! 
Это значит: 
- Берегами меня окружи! 
У слова есть корни. И есть родня. 
Оно не подкидыш под сирым кустом. 
И когда я слышу: 
- Защити меня! - 
Это значит: 
- Спрячь меня под своим щитом! 
Вслушайся. Вникни. Не позабудь. 
У слова свой норов. Свое нутро. 
И если ты в эту проникнешь суть - 
Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, а что значит проникнуть в суть слова?

- Какие разделы науки о языке изучают слово?

- Что о слове мы узнаем в морфемике?

Сегодня мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Мы побывали в гостях у корня и окончания. Куда же мы отправимся сегодня? Давайте получим разрешение на дальнейшее путешествие по этой стране. А для этого надо потренировать свою орфографическую зоркость.

II. Актуализация знаний.

Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)

  • Сколько букв в алфавите? (33)

  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)

  • Как называется первый месяц зимы…(декабрь)

  • Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)

  • Какой сегодня день недели? (пятница)

  • Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)

  • Сколько звуков в слове «яма»? (4)

  • Какой частью речи является слово «быстро»?

  • Назовите антоним к этому слову

2. Развитие орфографической зоркости (3 мин.)

Задание: исправить слова, указать в каких морфемах допущены ошибки, устно объяснить их написание.

.Сонце садилось, и косыми лучями освещало вирхушку высокой бирёзы.

Запишите предложение, исправив ошибки. Синтаксический разбор предложения.

III. Формулирование темы и учебных целей урока

а) Наблюдение над ролью суффиксов.

- Вспомните, как называют ребяток-зверяток у животных.

Ёж (ежонок, ежата),

волк (волчонок, волчата),

медведь (медвежонок, медвежата)

-Как называются эти слова? (однокоренные)

- Назовите корень в словах.

- Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня)

- Может кто-то знает, как называется эта часть?

б) Формулирование учащимися темы урока

-Кто попробует сформулировать тему урока?

-Часть слова – суффикс.

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

Называю … (суффиксом)

в) Целеполагание.

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

- Какие задания хотели бы вы выполнить?

IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

- Суффиксов в русском языке огромное количество.

-Давайте познакомимся с некоторыми из них ( на слайде )

-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.

-Запишите в два столбика. Выделите корень. (слайд)

-А теперь выделите суффикс в этих словах.

-Объясните лексическое значение новых слов.

Цвет- цветник, цветок, цветные,

Лес- лесник, лесок, лесные,

-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)

- Так что же такое суффикс?

- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)


2. Чтение правила. Учебник с.50

Проверим себя (слайд)

- Сверимся с учебником.

- Совпали ли наши выводы с выводами учебника?

- Давайте оценим свою работу в оценочных листах. (оценивание )

О чем мы не сказали? (значимая часть)

-Как понимаете? (несет значение)



3. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.

Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений. Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах).

V. Физминутка.

Ребята, давайте отдохнем. Встаньте, слушайте внимательно. Если я назову слово без суффикса, то вы должны сесть. Если же в слове есть суффикс, вы должны встать и руками сделать над головой крышу. Готовы?

Дом, снежок, ветер, сильный, столик, класс, язык, водяной, лесник, снег, бабушка, трава, баянист, друг, тихо

VI. Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы)

Задания группе 1.

1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.

- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)

- А с другой стороны….(10)

2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.

Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.(диктует учит.)

- Какое значение придали словам суффиксы?

( уменьшительно - ласкательное).

Задания группе 2 .

1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный …

запад, ветвь, дождь, , октябрь(слайд 11)

К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод.

(эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)

2)- Найдите в словах храбрость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс.(словарн. диктант)

- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)

-С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево.

Задания группе 3.

1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .

- Найдите суффиксы. Какое значение они придали словам?

( получились слова, обозначающие профессии)

2) Сам. работа упр. 107 «Как их зовут?»

Подведение итогов работы групп

-Какие значения могут иметь суффиксы?

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

VIII. Творческое домашнее задание.

Написать рассказ на тему “ Зима”, используя суффиксы –ик, -ник.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!