чертёжные инструменты, учебник, чертежи и записи на доске.
I. Актуализация знаний
1. Мобилизующее начало урока
2. Постановка проблемной задачи с целью мотивации изучения нового материала.
3.Постановка учебной задачи.
II.Формирование новых знаний и способов действий.
1. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
IV.Применение знаний, формирование умений и навыков.
1. Решение проблемной задачи.
2. Решение задач по готовым чертежам.
V. Подведение итогов урока.
VI.Постановка домашнего задания.
Этапы работы | Содержание этапа |
I.Актуали-зация знаний. | Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли готовы сегодня плодотворно потрудиться на уроке? Учитель: Ну, раз вы готовы, то сообщаю вам план нашей работы: 1.Изучение нового материала. 2.Итог урока. 3.Домашнее задание. |
1.Мобили-зующее начало урока. Задачи: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке, настроить учащихся к успешной работе. |
2.Постановка проблемной задачи с целью мотивации изучения нового материала. На данном этапе урока учитель ставит цель: во время устного опроса и при решении проблемной задачи воспроизвести в памяти учащихся изученные сведения о треугольнике. Учащиеся должны чётко формулировать изученные ранее признаки и свойства | Учитель: На предыдущем уроке мы с вами написали контрольную работу и тем самым закончили изучение главы учебника, которая называлась «Параллельные прямые». Сегодня на уроке мы приступаем к изучению последней главы нашего учебника. Но сначала ответьте на следующий вопрос:" Изучению какой геометрической фигуры мы уделяли больше всего внимания на уроках?" Ученик: Треугольник. Учитель: Правильно, треугольник. Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в строительстве и земледелии. Любой многоугольник можно диагоналями разделить на треугольники. Вспомните, что важного о треугольнике мы уже узнали в курсе изучения геометрии? Ученик: Признаки равенства треугольников, виды треугольников, элементы треугольника — биссектриса, медиана и высота. Учитель: Но пока мы не умеем находить элементы треугольников: стороны и углы. Наша цель – научиться это делать. Начнем с нахождения углов. Рассмотрим такую задачу.(на доске) Дано: АВС, угол А=600 , угол В=700 Найти: угол С
Учитель: Как вы считаете, можно ли найти угол С? Ученик: Да. Измерить транспортиром. Учитель: Возьмите транспортир и измерьте. Чему равна величина этого угла? Сверьтесь с соседом по парте. Учитель: А можем ли мы узнать, чему равен неизвестный угол без измерений? Ученик: Не можем. Учитель: Для решения задачи надо знать величину суммы углов треугольника. |
3.Постановка учебной задачи. Цель деятельности педагога: организовать работу детей по группам для выполнения практической работы с целью нахождения углов треугольника. Цель деятельности учащихся: на практике определить сумму углов треугольника | Учитель: Перед нами стоит задача: в ходе урока мы должны будем определить, чему равна сумма углов треугольника и научиться решать задачи, связанные с нахождением углов треугольника. На первом этапе урока в ходе практической работы вы должны будете выдвинуть гипотезу о величине суммы углов произвольного треугольника. Первый ряд строит в тетради остроугольный треугольник, второй ряд - прямоугольный и третий ряд -тупоугольный. Теперь измерьте все углы, найдите сумму углов построенного треугольника и сверьтесь ответами в своей группе. Учитель: Какие результаты вы получили? Ученики: 179°, 181°, 182°, 185°, 179°, 178°, 183°, 180°. Учитель: Вы, наверное, заметили, что все суммы близки к 180°. Учитель: Почему мы пока не можем утверждать, что сумма углов абсолютно любого треугольника равна 180°. Ученик: Нельзя выполнить ни абсолютно точных построений, ни произвести абсолютно точного измерения. Учитель: Рассмотренные нами треугольники имеют сумму углов приблизительно равную 180°. Чтобы убедиться в том, что сумма углов треугольника точно равна 180° и при том для любых треугольников, нам надо еще провести соответствующие рассуждения, то есть доказать справедливость утверждения, подсказанного нам опытом. |
II.Формирование новых знаний и способов действий. | Учитель :Открываем тетради и записываем тему урока «Сумма углов треугольника». Учитель: Изучение теоремы начнём со следующей задачи: На рисунке прямые ВД и АС параллельны. Найдите сумму углов треугольника АВС. (Один ученик оформляет решение у доски) Решение: Учитель: Как связать сведения о развернутом угле, смежных углах, односторонних углах при отыскании суммы углов треугольника? После обсуждения записываем решение: Угол 2 = углу 5 как накрест лежащие при ВД || АС и секущей АВ. Угол 3 = углу 4 как накрест лежащие при ВД|| АС и секущей ВС. Угол 4 + угол 1 + угол 5 = 180°- развернутый угол. Угол 1 + угол 2 + угол 3 = 180°- сумма углов треугольника. Учитель: Следующий этап - построение чертежа и краткая запись теоремы. Запишем, что дано и что требуется доказать. Перед вами на слайде план доказательства теоремы: План доказательства теоремы. Через одну из вершин треугольника провести прямую, параллельную противолежащей стороне. Доказать равенство внутренних накрест лежащих углов. Записать сумму внутренних односторонних углов и выразить их через углы треугольника. Доказательство и его запись. 1. Проведем BD || АС (аксиома параллельных прямых). 2.ட3 = ட4 (так как это накрест лежащие углы при BD || АС и секущей ВС). 3.டА + டАВD = 180° (так как это односторонние углы при BD || АС и секущей АВ). 4.டА + டАВD = ட1 + (ட2 + ட4) = ட1 + ட2 + ட3 = 180°, что и требовалось доказать. |
1.Доказатель-ство теоремы о сумме углов треугольника. На данном этапе урока целью деятельности учителя является формирование новых знаний и способов действия на основе ранее изученного. Цель учащихся : закрепление и применение изученных ранее свойств и признаков параллельности прямых при решении проблемной задачи и при доказательстве теоремы |
III.Физкультминутка Цель данного этапа: отвлечь внимание детей от работы и провести физминутку для глаз | Учитель: Нарисуйте глазами треугольник, напишите глазами свою фамилию своё имя и ту отметку, которую хотели бы заработать на уроке. |
IV.Приме-нение знаний, формирование умений и навыков. | Учитель: После доказательства теоремы вернемся к задаче, которая явилась мотивацией для изучения теоремы. Дано: АВС, угол А=600 , угол В=700 Найти: угол С Учитель: Чему равна величина угла С? Ученик: டA + டB + டC = 180° (по теореме о сумме углов треугольника) ⇒ டC = 180° - (டA + டB) = 180° - (60° + 70°) = 50°.
|
1. Решение проблемной задачи. Цель педагога: вернуть учащихся к проблемной задаче, поставленной в начале урока Цель учащихся: применить новые знания при решении задачи |
2. Решение задач по готовым чертежам. Перед педагогом стоит цель: научить детей применять при решении задач на готовых чертежах изученные сведения о треугольнике. Цель учащихся: Вспомнить и применить сведения о сумме углов треугольника, о признаках и свойствах равнобедренного треугольника, знания о равенстве вертикальных углов и о сумме смежных углов | Учитель: А теперь внимание на следующий слайд. Найдите неизвестные углы треугольника ABC. |
V. Подведение итогов урока. Цель данного этапа: в ходе короткой беседы воспроизвести в памяти учащихся тот материал, который усвоен на уроке, показать применение изученного материала в жизни | Учитель: Что нового узнали на уроке? А знаете ли вы, где применяется в жизни это свойство? Ученики: Узнали, что сумма углов треугольника равна 1800 . Доказать этот факт нам помогли уже имеющиеся знания. Применяется это в строительстве, в архитектуре. |
VI.Постановка домашнего задания. Задача данного этапа: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность выполнения данного этапа | Учитель: Урок подошел к завершению. Спасибо, вы все хорошо потрудились. Напоминаю, что нужно выполнить дома: Составить план доказательства теоремы. Придумать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника. Выполнить №223 (в,г). |