Тема урока. Сумма углов треугольника.
Цель урока. Повторить свойства треугольника. Сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника. Повторить классификацию треугольника по сторонам и рассмотреть виды треугольника по углам. Закрепить полученные знания при решении задач.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня мы снова работаем с геометрической фигурой треугольник. Треугольник в геометрии играет особую роль, можно сказать, что почти вся геометрия строится на треугольнике. Во многих задачах приходится доказывать равенство отрезков или углов. Это осуществляется через доказательство равенства треугольников.
Вопросы к ученикам:
1.Что мы уже на данный момент знаем о треугольнике? (определение треугольника, элементы треугольника, признаки равенства треугольников, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренный треугольник ).
2.Какие виды треугольников мы знаем? (по сторонам: равнобедренный, равносторонний и разносторонний.) рис 1
3.А можно ли классифицировать треугольники по углам?
4.Какие виды углов мы знаем? рис. 2
5.Как дополнить рисунок до треугольника? Что для этого надо сделать? Посмотрите на виды углов в этих треугольниках. А бывают ли треугольники с двумя прямыми углами, с двумя тупыми углами, с прямым и тупым углом, с тремя острыми углами? Почему? (ученики должны высказать свои мнения, обосновывать, сделать рисунки на доске от руки)
Вывод. Треугольник не всегда существует. Его существование зависит от величин углов. В треугольнике либо все углы острые, либо два угла острые, а третий тупой или прямой. Наша сегодняшняя задача выяснить, как связаны углы треугольника. Рис. 3
Устные упражнения.
Найти: углы треугольника АВС и их сумму. рис. 4
ВD||АF Найти: углы треугольника АВF и их сумму. рис. 5
Вывод. Сумма углов данных треугольников равна 1800.
Опыт. У меня в руках бумажный треугольник. Углы треугольника обозначим цифрами. Давайте отрежем углы треугольника и соберем их вместе. Что получилось? Развёрнутый угол.
Вывод. Сумма углов треугольника равна 1800.
Можно ли утверждать после всей проделанной работы, что сумма углов в любом треугольнике равна 1800? Нет, это не доказательство. Мы можем только предложить данный факт.
Изучение нового материала.
Теорема: Сумма углов треугольника равна 1800. Дано: треугольник АВС. Доказать: 0 Доказательство: рис. 6
1)
2)
3) 0 = 0 = 0 .
Закрепление изученного материала.
Устно решить задачи: №223(а,б), 225, 226.
Ответы к задачам:
№ 223. а)580, б)260.
№ 225. углы: А +В +С =1800.углы: А =В =С, т. к. треугольник равносторонний, значит
угол А =600,угол В =600,угод С=600.
№ 226. Если бы углы при основании равнобедренного треугольника были прямыми или тупыми, то их сумма была бы равна или больше 180, что противоречит теореме о сумме углов треугольника.
Письменно решить задачи: 228(в), 229, дополнительно 230.
№ 228 (в). Задачу обсудить устно, решение записать в тетрадь. ( 1000 – градусная мера угла, который лежит напротив основания, используем задачу 226. По теореме о сумме углов треугольника получаем, что сумма углов при основании равна 800. Углы при основании равнобедренного треугольника равны, значит каждый угол равен 400.
Ответ: 400, 400, 1000.
№ 229.
углы: А = С, следовательно, угол DAC = 500 :2 =250. Из трегольника АDC: угол ADC = 1800 - (500 +250 ) = 1050
Ответ: 1050.
Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.
Пункт 31(найти способ доказательство теоремы, отличный от изложенного в учебнике, по желанию), классифицировать треугольники по углам, № 227 (а), № 228(а).
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6