СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Существительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Обобщение знаний по теме: «Имя существительное».

Цели урока: способствовать обобщению и систематизации изученного материала по теме «Имя существительное»

Задачи: совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Содействовать развитию памяти, логического мышления, обогащению устной и письменной речи.

Методы: частично – поисковый, словесный, практический, метод стимулирования и мотивации учения.

Просмотр содержимого документа
«Существительное»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степновская школа Первомайского района Республики Крым»









Урок русского языка в 4 классе




Подготовила

учитель начальных классов

Шведова Нина Ивановна



2022/2023 учебный год


Тема. Обобщение знаний по теме: «Имя существительное».

Цели урока: способствовать обобщению и систематизации изученного материала по теме «Имя существительное»

Задачи: совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Содействовать развитию памяти, логического мышления, обогащению устной и письменной речи.

Методы: частично – поисковый, словесный, практический, метод стимулирования и мотивации учения.

УУД: предметные: обобщение и систематизация сведений об имени существительном как части речи; развитие умения определять падеж существительных, правильно писать безударные падежные окончания.

Работать над развитием орфографической зоркости.

Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Познавательные: уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию.

Регулятивные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности через игру; учиться проводить рефлексию.

Оборудование: ноутбук с интерактивной доской, раздаточный материал, презентация, аудиозапись.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие детям: Мои друзья! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда –

Сиянье ваших умных глаз.

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира…

2. Актуализация знаний обучающихся.

Минутка каллиграфии.

Учитель. Запишите число, классная работа.

Учитель. Чтобы узнать какую букву будем сегодня писать, нужно отгадать загадку:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла … ЗИМА

Пропишем заглавную и строчную букву «З» в соединении.






Работа над фразеологизмом.

Зарубить на носу - ? (запомнить крепно – накрепко )


С ловарная работа.

- Посмотрите внимательно на таблицу, выпишите слова по теме «Зима».















- Зачитайте выписанные слова.(Не повторяться!)Ученики зачитывают слова.

- Составьте предложение с одним из слов, найти грамматическую основу.

Взаимопроверка выполненной работы.

3.Самоопределение к деятельности.

Упражнение «Шифровальщик»

Учитель. Ребята, я получила шифровку. Ничего не пойму. Помогите мне, пожалуйста, найдите зашифрованные слова. У вас на партах (у каждого) лежит карточка-шифровка.


УДТЫСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕГРЖА

ВПРКДЖЭЫУЦРОДПВКУАЧТЖС

СЦЙДБЧИСЛОПЛЖБЮЧВФТКЫ

ЛРВТСБЮЖВРПАДЕЖУВРБФВЧ


- Кто выполнил задание? Прочитайте.

4.Определение темы и задач урока.

Учитель. Вы догадались, какая тема будет урока? (Имя существительное)

Мы будем сегодня создавать на уроке кластер. (Учитель указывает на доску, где будет создаваться кластер)



5. Основной этап урока.

Учитель. Имена существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи. Она составляет 44%, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

-Что такое существительное? (часть речи) – на доску

-Что обозначает имя существительное? (предмет) – на доску

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?) – на доску

Вывод: сформулируйте правило, что такое имя существительное?


«Поймай» слово – существительное.

Сейчас вы прослушаете песню, но не просто так. Вам необходимо «поймать» имена существительные, запомнить их и выписать в тетрадь.

(звучит песня «Я вешаю на елочку игрушки»)

- Поднимите руку, кто выполнил задание.

- Зачитайте выписанные слова.

- На какие 2 группы можно распределить существительные? (ед.ч. и мн.ч. ) число на доску. Надпишите над существительным число.

Взаимопроверка. Проверьте друг у друга. Оцените работу соседа.( + или -)


Игра «Найди «лишнее» слово». (самостоятельно)

Учитель. Обратите внимание на экран. Там вы видите три ряда слов. Подумайте, по какому принципу сформированы ряды. Какое слово в каждом ряду лишнее?


1. Снег, зима, мечта, полночь, прогулка.

2.Мороз, ковёр, небо, лагерь, урок.

3.Тропинка, солнце, облако, веселье, окно.

Вывод: О каком признаке имен существительных идет речь в этом задании?

(Род– на доску)

- Какой род имеют имена существительные?


Физкультминутка. (музыкальная « Вместе весело шагать..»


Практическая работав парах.

Учитель: У вас на парте лежат карточки. Подвиньте их к себе поближе, посмотрите, что необходимо сделать? (дописать окончания).

- Для этого нам надо подумать, что мы должны знать, чтобы не допустить ошибок в окончаниях существительных?

(падеж, склонение – на доску )

-Назовите падежи (хором)

- Сколько склонений имеет имя существительное.

*Практическое выполнение работы на карточке.


находился на площадк...е

 

 

ушёл с площадк…и




был рад встреч…е

 

 


пришло письмо Маш…е

 

 


понеслись по дорог…е

 

 


пели песни о Родин…е













Проверка выполненной работы. (по доске )


Работа с учебником (в группах). Написать мини-сочинение, тема на выбор – стр.142

Прослушивание работ – 1представитель от группы.


6. Закрепление знаний: Блиц-опрос «ДА или НЕТ».

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное». Если утверждение верно, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Условие понятно? Тогда начинаем.

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).

2. Небо – это существительное мужского рода (-).

3. Сорока, заяц, Снегурочка – это неодушевлённые существительные (-).

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я (+).

5. Склонение – это изменение существительных по падежам (+).

6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).


1

2

3

4

5

6









Взаимопроверка.

- Давайте проверим. Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками.

Верните назад друг другу листочки. Оцените свою работу сами. Встаньте, кто справился с заданием и не допустил ошибок.

Молодцы!

7.Самооценка. Украшение елочки.

-Все, кто считает, что хорошо работал на уроке, добился поставленной цели, возьмите игрушку и украсьте елочку.

Дети украшают елочку. Звучит песня «Я вешаю на елочку игрушки»

8.Рефлексия («Лестница»)




9.Домашнее задание. Составить словарный диктант для соседа, творческое – написать сказку «Сон новогодней елочки» - желающие.


Урок наш подошел к концу,

И умный вид вам всем к лицу.

Вы все милы и симпатичны

И отвечали на «отлично».

Минутка юмора

Оценить творчество Незнайки, сделать вывод. (Работая в группах, учащиеся исправляют в стихотворении окончания имён существительных, обмениваясь, осуществляют проверку, оценивают работу – если останется время).

- Над чем вы так смеялись?

Вывод. Слова: метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, шоссе, шимпанзе, кофе, домино, пенсне не изменяются по падежам.


Приложение

Минутка юмора: найти ошибки в тексте на слух.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты без кашне и без пальты.

Любит кина детвора,

Если в кинах кенгура.

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумках шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв песню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать-

Будут польта выдавать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!