II. Проверка домашней работы. | - Заглянем в словарь:- Что же такое морфология? (Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи) - Показ 1 слайда ( географическая карта: Новоселки. Выселки. Белые Колодези. Сенницы…Бояркино )- Мы с вами прибыли в незнакомую местность .Внимательно рассмотрите географическую карту и назовите существительные только мн. числа) Инд. задание-5 уч-ся по карточкам (1, 2 уровень) Устные рассказы на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных». | Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
III. Языковая разминка. | Работа в парах Работа по 2-у слайду презентации, создание проблемной ситуации: -Откроем наш рюкзак. У нас есть : (картинки) очки, ножницы, чернила, плоскогубцы, картофель, свекла, кефир, молоко, сливки, вода, хлеб, крупа, мука. - Ярко светит солнце, значит, сегодня будет очень хорошая….(погода) -Спишите слова, поработайте в парах, распределите их на 2 группы. - Что можете сказать о первой группе слов? О второй? (1-ая- сущ. Только мн. числа, 2-я сущ. только ед. числа ) Показ слайда №3 (сущ. имеющие форму только ед числа) | ТОУУ Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать. |
IV. Словарная работа, подводящая к основному вопросу урока. Формулировка цели урока. | 1. – Сформулируйте тему нашего урока (Имена сущ., которые имеют форму только ед. числа) 2. Сформулируйте цели и задачи нашего урока (ученики формулируют) слайд №3 (цели и задачи урока) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цели и задачи урока. |
V. Открытие новых знаний. | – Продолжаем путешествие по области «Имя существительное» Ярко светит солнце, значит погода … (хорошая) Какого числа сущ. погода? Бывает ли у этого сущ. мн. число? (уч-ся высказывают предположения) 2. Чтение статьи учебника стр. 61 (слайд №4) – В каком числе употребляется сущ. погода? Чем это сущ. отличается от других? (имеет только ед .число) 3. Показ 5, 6, 7 слайда презентации (разряды сущ: вещественные, конкретные, отвлеченные, собирательные) | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. |
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 3. Привал : - Назови только сущ. ед.числа (работа в парах) Слайд №8 Упр. 514 – развивается умение подбирать существительные только единственного числа. (задание выполняется у доски и в тетради) Учитель даёт подсказку: слово должно называть либо совокупность чеголибо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт). Образец выполнения (коллективно): детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие). (слайд №5 ) 4. Физминутка 5. Перевал (слайд №6) А)Подберем к существительным антонимы, которые употребляются только в форме единственного числа: Сила-…. слабость Правда- ….ложь Богатство- …бедность Веселье- ….печаль Старость- …..молодость Злость- ….доброта Беготня-….. спокойствие Свет- ……тьма Крик- …..шепот При проверке определяем род и склонение имен существительных Б) Найдите и исправьте ошибки в предложениях, определите число имен существительных, где возможно, определите род и склонение. Два предложения устно, два самостоятельно со взаимной проверкой. 1. Мост украшало высокое перило (перила). 2. В сентябре обещают хорошие погоды. (погода) 3.На выставке богато представлены фарфоры. (фарфор) 4. Ошибки были исправлены красным чернилом. ( чернила) В) Упр. 516 текст на слайде №7 (работа в группах) 1 группа- Составить распространенные предложения: детство, дети. 2 группа: Студенты, студенчество; 3 группа: Листья, листва. 6. – Вот и завершается наше путешествие. Давайте обобщим то, что мы узнали на нашем уроке. Коллективное составление обобщающей таблицы « Единственное число имён существительных. – Заполните таблицу. – Проверьте себя. Число | Значение | Пример | Только ед.число. | 1) вещества (продукты) 2) совокупность 3) отвлечённые понятия | золото, серебро молодежь, студенчество отвага, баловство | | Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль 5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, схема, таблица). |
VII. Итог урока. | – Запишите ключевые слова темы «Число имён существительных» (карандашом вписывают слова в учебник). – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |