СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Существительные только единственного числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка составлена для урока русского языка в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Существительные только единственного числа»

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Тип урока. Урок открытия новых знаний (урок-путешествие).

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

6ЛР: опознавать имена существительные, имеющие формы только единственного числа, определять их тематическую принадлежность, различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного).

3ЛР: находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа, правильно употреблять их в речи.

Оборудование: м/ проектор, презентация, толковый словарь, раздаточный материал.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Нацеливание:- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране Морфологии, посетим город: Имя существительное. Тему урока сформулируем мы с вами немного погодя.



II. Проверка домашней работы.


- Заглянем в словарь:- Что же такое морфология? (Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи)

- Показ 1 слайда ( географическая карта: Новоселки. Выселки. Белые Колодези. Сенницы…Бояркино )- Мы с вами прибыли в незнакомую местность .Внимательно рассмотрите географическую карту и назовите существительные только мн. числа)

Инд. задание-5 уч-ся по карточкам (1, 2 уровень)

Устные рассказы на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».


Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)


III. Языковая разминка.



Работа в парах

Работа по 2-у слайду презентации, создание проблемной ситуации:

-Откроем наш рюкзак. У нас есть : (картинки)

очки, ножницы, чернила, плоскогубцы, картофель, свекла, кефир, молоко, сливки, вода, хлеб, крупа, мука.

- Ярко светит солнце, значит, сегодня будет очень хорошая….(погода)

-Спишите слова, поработайте в парах, распределите их на 2 группы.

- Что можете сказать о первой группе слов? О второй? (1-ая- сущ. Только мн. числа, 2-я сущ. только ед. числа )

Показ слайда №3 (сущ. имеющие форму только ед числа)

ТОУУ

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать.




IV. Словарная работа, подводящая к основному вопросу урока. Формулировка цели урока.


1. – Сформулируйте тему нашего урока (Имена сущ., которые имеют форму только ед. числа)

2. Сформулируйте цели и задачи нашего урока (ученики формулируют)

слайд №3 (цели и задачи урока)


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цели и задачи урока.


V. Открытие новых знаний.


Продолжаем путешествие по области «Имя существительное»

Ярко светит солнце, значит погода … (хорошая)

Какого числа сущ. погода? Бывает ли у этого сущ. мн. число? (уч-ся высказывают предположения)

2. Чтение статьи учебника стр. 61 (слайд №4)

– В каком числе употребляется сущ. погода? Чем это сущ. отличается от других? (имеет только ед .число)

3. Показ 5, 6, 7 слайда презентации (разряды сущ: вещественные, конкретные, отвлеченные, собирательные)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.



VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


3. Привал : - Назови только сущ. ед.числа (работа в парах)

Слайд №8

Упр. 514 – развивается умение подбирать существительные только единственного числа. (задание выполняется у доски и в тетради)

Учитель даёт подсказку: слово должно называть либо совокупность чего­либо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт).

Образец выполнения (коллективно): детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие). (слайд №5 )

4. Физминутка

5. Перевал (слайд №6)

А)Подберем к существительным антонимы, которые употребляются только в форме единственного числа:

Сила-…. слабость

Правда- ….ложь

Богатство- …бедность

Веселье- ….печаль

Старость- …..молодость

Злость- ….доброта

Беготня-….. спокойствие

Свет- ……тьма

Крик- …..шепот

При проверке определяем род и склонение имен существительных

Б) Найдите и исправьте ошибки в предложениях, определите число имен существительных, где возможно, определите род и склонение.

Два предложения устно, два самостоятельно со взаимной проверкой.

1. Мост украшало высокое перило (перила).

2. В сентябре обещают хорошие погоды. (погода)

3.На выставке богато представлены фарфоры. (фарфор)

4. Ошибки были исправлены красным чернилом. ( чернила)

В) Упр. 516 текст на слайде №7 (работа в группах)

1 группа- Составить распространенные предложения: детство, дети.

2 группа: Студенты, студенчество;

3 группа: Листья, листва.

6. – Вот и завершается наше путешествие. Давайте обобщим то, что мы узнали на нашем уроке.

Коллективное составление обобщающей таблицы « Единственное число имён существительных.

– Заполните таблицу.

Число

Значение

Пример











– Проверьте себя.

Число

Значение

Пример

Только ед.число.

1) вещества (продукты)

2) совокупность


3) отвлечённые понятия

золото, серебро

молодежь, студенчество

отвага, баловство



Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3.



Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль

5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, схема, таблица).



VII. Итог урока.



– Запишите ключевые слова темы «Число имён существительных» (карандашом вписывают слова в учебник).

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?



Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ


VIII. Домашнее задание.


(заключительный слайд)

Выполнить упр. 518, выучить слова в рамочке стр. 61, 62. Инд. домашнее задание сильным учащимся: составить связное высказывание на лингвистическую тему: имена сущ. только ед числа





5