ТЕМА УРОКА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
«Даже любовь не свела
с ума стольких людей,
сколько мудрствования
о сущности денег»
(У. Гладстон,
премьер-министр
Великобритании)
- ЦЕЛИ УРОКА:- проанализировать
происхождение и функции
денег;
- развивать умение осуществлять межпредметные связи;
- формировать познавательный
интерес и экономическую грамотность учащихся;
Понятия, которые должны усвоить
учащиеся :
Деньги;
- Товарные и бумажные деньги;
- Наличные и безналичные деньги;
- Свойства денег;
- Функции денег;
Проанализируйте предложенные высказывания
« Деньги околдовывают людей. Деньги мучают людей, которые в поте лица зарабатывают их. Люди придумывают самые оригинальные способы, чтобы раздобыть их и самые разнообразные, чтобы их растратить. Люди сделают почти все ради денег, а деньги сделают почти все ради людей.» (философ)
«Деньги являются единственным товаром, который не годится ни на что другое, кроме как для того, чтобы от него избавиться. Они рождают ценность для вас только в процессе расставания с ними.» (экономист)
Вопрос : Деньги – это моральная или материальная категория?
Деньги – зло или добро?
2) Интеллектуальная разминка
- Назовите пословицы о деньгах:
Примеры:
«Деньги не пахнут»
«Не в деньгах счастье»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Не было ни гроша, да вдруг алтын»
«Копейка рубль бережет»
«Время-деньги»
«Подбивать бабки»
2.
Вопрос:
Как вы понимаете, что такое деньги?
ДЕНЬГИ- общепризнанное в экономическом отношении средство обмена (универсальный товар, на который обмениваются все остальные товары )
Причины возникновение денег
- Общественное разделение труда
- Переход от натурального хозяйства к товарному
- Необходимость регулярного обмена
- Облегчение обмена
Виды денег:
1 ). Товарные деньги;
Примеры: в процессе исторической эволюции роль денег выполняли различные товары:
У южных народов – раковины;
У славянских племен – скот, мех;
На о-ве Ява – большие каменные колеса;
В Исландии – сушеная рыба;
В Индии – жемчуг;
2.).Деньги из драгоценных металлов;
- Вопрос : В чем преимущества денег из драгоценных металлов?
- ПОДУМАЙТЕ:
- почему бриллианты
- не стали деньгами?
3).Бумажные деньги (родина – Китай VIII ,
- XVII – США, XVIII -Европа )
- краткая характеристика бумажных денег:
- - отношение к бумажным деньгам;
- - реальная и номинальная стоимость бум. денег;
- -сохранение связи бумажных денег с золотом;
- - контроль над правом печатания;
4). Безналичные деньги:
- кредитные карточки
- чеки
- векселя
- электронные расчеты;
5). Международные деньги – СДР и евро
КАЧЕСТВА ДЕНЕГ
- Стабильность
- Портативность
- Долговечность
- Однородность
- Делимость
- Ликвидность
3. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
Задание (превентивное) : назовите функции денег при их использовании
- Получение зарплаты работником
- Покупка товара за наличные деньги
- Оплата коммунальных услуг
- Муж прячет часть зарплаты от жены
- Получение стипендии в ВУЗе
- Родители подарили на день рождения 500 гривен
- Помещение денег в банк
ФУНКЦИИ ДЕНЕГ:
1). Деньги как средство обращения
«Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздается и лепет ленег».
«Деньги – универсальный язык, с помощью которого легко договариваются между собой все продавцы и покупатели».
2). Деньги – средство измерения или
мера стоимости (деньги измеряют стоимость абсолютно всех товаров и
услуг);
3). Деньги – средство сбережения
(наиболее удобная форма хране-
ния богатства);
Вопрос: В чем преимущества денег?
Недостатки?
4) Деньги как средство платежа (мера отложенных платежей – кредитные сделки, коммунальные платежи).
5) Мировые деньги- деньги, созданные международными организациями для осуществления расчетов между странами (Евро…)
ЗАДАНИЕ:
Расположите в порядке ликвидности:
- Загородный дом;
- 100-гривенная купюра;
- Антиквариат;
- Средства на депозите до востребования
- Золотые украшения;
- Автомобиль новейшей марки;
- Ваши носки 2005 года выпуска;
III. Закрепление новых знаний (5м)
- Сформулируйте понятие «деньги»;
- ПОДУМАЙТЕ: Что лучше выполняет
функцию сбережения –
деньги или картина Рубенса?
Выполните задание : напишите на листочках. сколько денег вы хотели бы сейчас иметь?
И на что вы их потратите? Озвучьте…
Что вы планируете в будущем, чтобы такие деньги иметь?
Составьте синквейн понятия «деньги».