Сущность и содержание коммерческой деятельности
План
-
Цели, задачи и сущность коммерческой деятельности.
-
Принципы коммерческой деятельности.
-
Содержание коммерческой деятельности.
-
Цели, задачи и сущность коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т.е. коммерческая деятельность. Ее цель _ увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.
В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные из них:
-
коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно определению из Толкового словаря Даля);
-
коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;
-
коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;
-
коммерческая деятельность – это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
-
коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами, представляющих в широком смысле слова;
-
коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Термин «коммерция» (от латинского commercium – торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом – торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции.
Термины «торг», «торговые обороты» означают коммерцию с позиций выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги – рынок. Производитель изготовляет товар и продает его торговому предприятию по определенной цене. В свою очередь торговое предприятие продает этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком.
Задачи коммерческой деятельности
1.Вовлечение в товарооборот продукции предприятий-изготовителей разных форм собственности, поставщиков-посредников, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
2. Изучение и прогнозирование емкости региональных и товарных рынков, развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности, координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей.
3. Компьютеризация процессов управления коммерческой работой по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров.
-
Принципы коммерческой деятельности
Основными принципами коммерческой деятельности являются:
-
соблюдение действующего законодательства;
-
высокая культура обслуживания покупателей;
-
оптимальность коммерческих решений;
-
доходность, прибыльность.
Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.
Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант должен верить в торговый бизнес, расценивая его как привлекательное творчество. Признавая необходимость конкуренции, он должен понимать и необходимость сотрудничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.
Вопросы умелой и грамотной коммерческой деятельности в торговле и других отраслях хозяйствования в условиях рыночной экономики пробрели исключительную актуальность. И потому резко возрастает роль профессиональной подготовки коммерческих работников, включая умение активно изыскивать товары, проявлять и развивать свою коммерческую инициативу и предприимчивость, знать способы и методы регулирования хозяйственных взаимоотношений между покупателями и поставщиками товаров и услуг, основы рекламного дела, маркетинга, менеджмента и многое другое.
Коммерсанту нужно знать не меньше, чем врачу, адвокату или архитектору. Область знаний в коммерции наибольшая и охватывает большое количество специальных предметов.
Переход к рыночной экономике обусловил появление нового типа коммерческого работника – инициативного, самостоятельного в принятии решений, предприимчивого.
Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно вести коммерческую работу. Коммерсант должен уметь найти свободные товарные ресурсы, закупить их у производителей товаров, на оптовых ярмарках, у оптовых поставщиков, на товарных биржах по наиболее низким ценам, с учетом покупательского спроса, уметь быстро продать эти товары, используя современные методы продажи, хорошую, убедительную рекламу этих товаров, при необходимости пойти на разумный, оправданный риск.
Такие задачи может успешно выполнить только высокообразованный профессионал-коммерсант, получивший соответствующую теоретическую подготовку им имеющий практический опыт в этой сфере деятельности.
-
Содержание коммерческой деятельности
Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:
-
установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;
-
изучение и анализ источников закупки товаров
-
согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обновление выпускаемой продукции);
-
осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;
-
расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;
-
сокращение издержек обращения товаров.
По мере развития рыночных отношений составляющие элементы коммерческой деятельности будут подвергаться качественным изменениям. С переходом к рынку усиливается значимость овладения работниками торговли знаниями в области теории и практики коммерческой деятельности.
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности. В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения.
Контрольные вопросы
-
Что такое торговля?
-
Кто может быть субъектом торговли?
услуги.