СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность понятия "Правовые знания у школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важно заложить основы гражданского и правового воспитания у младних школьников, статья рассказывает почему необходимо прививать правовые знания как обучающихся, так и их родителей.

Просмотр содержимого документа
«Сущность понятия "Правовые знания у школьников"»

Особенности формирования правовых знаний в начальной школе. Сущность понятия «правовые знания» младших школьников


Задачей гражданско-правового воспитания является формирование у младших школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности[23].

В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры младших школьников, должны решаться следующие задачи:

  • воспитание личности, осознающей достоинства человека, терпимость;

  • формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;

  • воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;

  • формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;

  • формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»;

  • развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов.

Основной целью гражданского и правового воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.

Правовые знания как раз и являются той базовой системой, на которой впоследствии надстраивается вся правовая культура личности.

Рассмотрим определение термина «правовые знания» в различных интерпретациях.

Правовые знания – это содержательные научные представления, воспроизводящие в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и выражающие специфически их юридическую качественную определенность[20].

Правовые знания - это информация о различных сторонах правовой системы жизни общества[2].

Правовые знания - это объективное отношение общества к праву; совокупность норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов[17].

Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания обучающихся. От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.

Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нор­мы права и не выходя за рамки закона[7].

Знание гражданско-правовых норм позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Приоритетное место в работе по гражданско-правовому воспитанию отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у обучающихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми[5].

Формирование правовых знаний должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:

  • чувство собственного достоинства, уважение к себе;

  • требовательность к себе, ответствен­ность;

  • отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;

  • протест против любых проявлений наси­лия, стремление защитить свою честь;

  • жизнестойкость, уверенность в себе;

  • самообладание при промахе, ошибке;

  • умение не падать духом при неудачах;

  • умение радоваться жизни;

  • вера в добро, в справедливость.

Нравственные и правовые предписания очень тесно взаимосвязаны, однако правовые нормы обладают своей спецификой, их знание и усвоение личностью оказывает на нее дополнительное воздействие. Знакомство обучающихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности[18]. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, спо­собствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления обучающихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.

Формирование правовых знаний имеет ярко выраженную практичес­кую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизне­деятельности и к новым социальным ролям.

Сегодня школа обязана прививать правовые знания как обучающимся, так и их родителям. Учитель дол­жен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпи­мость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индиви­дуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.

Систематическая работа с обучающимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию, приучает их добросовестно выполнять общественные поручения[22].

Вывод. Формирование правовых знаний и законопослушного поведения младших школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. Правовые знания и воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей формирования правовых знаний является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением младших школьника.




Содержание правового образования на каждом из этапов определяется с учетом психологических особенностей школьников данного возраста, социальных ролей, которые они выполняют.

Основные характеристики учащихся начальной школы:

1. Основной интерес у школьников данной возрастной группы направлен в узнавание своего «Я»;

2. Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминирующими являются нравственные регуляторы;

3. Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности.

Младший школьник уже знает достаточно много норм и правил поведения, которые человек должен выполнять в повседневной жизни, но значение норм и оценка себя в соответствии с этими нормами ещё далеко не всегда совпадают. Ребёнку младшего школьного возраста куда лучше даются правильные оценки сверстников, чем самооценка. Он может совершенно объективно оценивать поступок другого как несправедливый. Свои неправильные поступки он не оценивает как таковые и протестует, когда классифицируют поступки его сверстники. Ну а если ребёнок умеет сравнивать себя с другими в аналогичных ситуациях, то он может дать себе правильную самооценку[3].

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности[8].

Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от первого к четвёртому классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащается, становится более осознанным, разносторонним, обогащённым.

Так же формируется и моральное поведение. Дети 7-8 лет совершают моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, в частности учителя: ученики третьего класса в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

В поведении младших школьников более отчётливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности. Нервная система младших школьников, как указывал И..П. Павлов, весьма пластична к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий[3].

За типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что необходимо воспитывать у школьников.

К началу школьного возраста происходят значительные качественные изменения и в развитии эмоционально-волевой сферы, которая всё ещё очень ранима[14].

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка - его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребёнка.

Младший школьник уже может сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения принятой цели, преодолевать трудности, но в то же время он легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство[9].

Возрастной особенностью формирования правовых основ личности является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не умеет преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.

Развитие воли ребёнка определено формированием у него мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребёнка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлекающему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами[19].

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера - отзывчивости, любознательности, непосредственности, доверчивости. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах - на всё это необходимо опираться в воспитательной работе[6].

Таким образом, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины, знающего свои права и обязанности, учителю начальных классов необходимо знать возрастные особенности правовых основ младших школьников. Поэтому очень большие возможности воспитательного воздействия учителя на детей, так как он с самого начала становится для них авторитетом, олицетворяет для них мудрость вдумчивого руководителя, чуткость доброжелательного наставника.

Сторонники предметного подхода считают, что формирование правовой культуры младшего школьника должно основываться, прежде всего, на выделении юридических дисциплин в самостоятельные курсы, которым и отводится главная роль в данном процессе при обязательном учете особенностей возраста ученика[16]. В свою очередь, приверженцы интегрированного подхода исходят из того, что курс граждановедения, включающий в себя большое количество часов по правоведению, обладает достаточным воспитательным потенциалом и надо лишь умело воспользоваться им при решении задач формирования правовой культуры, повышения уровня правосознания и развития соответствующих гражданских качеств учащихся. Сторонники же институционального подхода видят формирование правовой культуры школьников, прежде всего, в форме организации школьной жизни, имеющей соответствующее социально-правовое пространство, где на первый план выходят вопросы выстраивания гармоничных и демократических отношений между всеми участниками образовательного процесса на основе норм, зафиксированных в Декларации о правах ребенка[1].

На первом этапе формирования правовых знаний приоритетными являются задачи нравственного, этического воспитания. Их решению служит курс «Я и мой мир», который раскрывает перед учащимися ценности человеческой жизни, правила поведения в обществе, взаимоотношения в семье и т.д[21]. К этим проблемам учащиеся постоянно возвращаются, но на разном уровне и материале. Второй этап преследует цель овладения школьниками опытом гражданско-правовых отношений, адаптированных к конкретным жизненным ситуациям. На третьем – учащиеся изучают права человека, нормы семейного, административного и уголовного права, ответственность несовершеннолетних за совершенные правонарушения. И на четвертом этапе школьники углубленно изучают юридические науки. Отличительной особенностью данной концепции к решению проблемы формирования правовой культуры учащихся является системный подход и выделение этики как основы построения всей системы правового образования в современной школе[7].

Учитывая возрастные особенности учащихся, выделяют несколько возрастных групп, среди которых особое место занимает начальное образование как наиболее важное с точки зрения его значения для построения последовательного процесса формирования правовой культуры личности. Начальная школа закладывает основы правовой культуры, формирует у учащихся устойчивые представления о морали и праве. Без глубоких правовых знаний немыслимо активное участие людей в рыночной экономике, политической деятельности, принимающей грамотные самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки.

В возрасте 6-10 лет (период обучения в начальной школе) ребенок начинает осваивать новый для него мир. Для него важно, чтобы, его замечали и понимали его интересы. В этом возрасте у него появляются образцы подражания, и им достаточно легко манипулировать. Как правило, ребенок легко поддается обучению. Но вся эта совокупность особенностей, появляющаяся на этом возрастном этапе, может сыграть с ребенком злую шутку. Ребенок может встать перед выбором, по какому пути он пойдет: либо он со временем станет законопослушным гражданином, обладающим высокой нравственной культурой, а следовательно, и правовой культурой, либо же, наоборот, он выберет путь беззакония и станет асоциальной личностью.

Первый этап разработки технологии по формированию правовой культуры учащихся начальных классов - проблемный анализ - можно назвать предцелевым, так как он направлен на анализ прошлой деятельности образовательного учреждения как целостной структуры. Здесь важно начать с ретроспективного анализа мероприятий, которые были ранее проведены с целью содействия повышению уровня правовой культуры школьников. Данное исследование поможет выявить оправдавший себя опыт педагогической работы в данном направлении, а также традиции учебного заведения, которые могут иметь продуктивное значение для его инновационного развития в этой сфере[12].

При проведении анализа, прежде всего, необходимо обратить внимание на уровень готовности коллектива учителей и воспитателей к инновационному поиску методов и средств, стимулирующих формирование высокого уровня правовой культуры ученика, и на базе этого сформировать четкое представление о педагогических проблемах, которые являются преградой на пути этого поиска, а также вскрыть конкретные причины, порождающие эти трудности. Результатом анализа должна стать систематизация педагогических проблем с объяснением причин наличия каждой из них[17]. К числу возможных причин, следствием которых может стать возникновение различных педагогических проблем, следует отнести плохое финансовое обеспечение, отсутствие современных ТСО, «расплывчатость» мотивационно-психологических ориентиров у школьников и преподавателей, метафизический (как противоположный диалектическому) характер методологии образования, догматизм в обучении, невысокий уровень разработки правовой учебно-методической литературы, слабую эффективность методической структуры оценки уровня культуры ученика (отсутствие современных систем оценки, например, балльно-рейтинговой) и т.д. На данном этапе разработки технологии по формированию правовой культуры учащихся начальных классов необходимо произвести исследование ресурсного обеспечения в образовательном учреждении, параметры которого обычно в педагогической науке выделяют следующие: материально-финансовое, правовое, информационное, учебно-методическое, мотивационно-психологическое[15].

В процессе проведения соответствующей работы учителем дети должны овладеть основами правовых знаний. Но правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл:

- чтобы знание прав помогло ребёнку защитить себя в той или иной ситуации;

- сформировать привычку моральной оценки поступков, как своих, так и сверстников, с позиций норм и требований Декларации прав человека т.е. с позиций доброжелательности и уважения;

- накопление опыта предотвращения конфликтных ситуаций и решения уже возникших;

- формировать задатки самоконтроля в поведении;

- обучение учащихся умению общаться друг с другом;

- знание учащимися не только своих прав, но и обязанностей, т. к. не бывает прав без обязанностей.

Таким образом, в этом параграфе мы подробно рассмотрели особенности формирования правовых знаний у детей младшего школьного возраста и выяснили, что данный возрастной этап крайне важен для формирования правовой культуры подрастающего поколения и современным педагогам необходимо активизировать работу в этом направлении.



Список литературы
  1. Аникеев,А.С. О развитии гражданского образования в России [Текст]/ А.С. Аникеев.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015.-№8.- С.24-26.

  2. Давыдов, Г.П. Правовое воспитание учащихся[Текст]/Г.П. Давыдов. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.

  3. Дубровина, И.В. Психология[Текст]/И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 464 с.

  4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь[Текст]/Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 176 с.

  5. Лавренкова, И.Н. Деятельностный подход в системе воспитательной работы[Текст]/ И. Н. Лавренкова. //Завуч. – 2014. – № 3.- С.25-31.

  6. Лихачёв, Б.Т. Педагогика[Текст]/ Б.Т. Лихачёв. – М.: Юрайт, 2013. – 464 с.

  7. Мицкевич, А.В. Методика правового воспитания учащихся[Текст]/А.В. Мицкевич. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

  8. Мухина, В.С. Возрастная психология[Текст]/В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 456 с.

  9. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология[Текст]/А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.

  10. Пидкасистый П.И. Педагогика/П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 640 с.

  11. Подласый, И.П. Педагогика[Тескт]/И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 576 с.

  12. Рябинена, И.Г. Организация воспитательной работы в начальной школе[Тескт]/И.Г. Рябинена. //Завуч. – 2014. – № 1.- С.5-8.

  13. Сластенин, В.А. Педагогика[Текст]/В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 576 с.

  14. Соболева, О.Б. Использования личного опыта учащихся при изучении обществознания[Текст]/О.Б.Соболева//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015. – №10.- С.17.

  15. Харламов, И.Ф. Педагогика[Текст]/И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2013. – 519 с.

  16. Яковлев, Ю. Ваши права, дети[Текст]/ Ю.Яковлев. – Москва: Международные отношения, 2014.

  17. Википедия, Правовая культура[Электронный ресурс]/ Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

  18. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников [Электронный ресурс] /Режим доступа: https:// www.cross-ipk.ru. – 2013.

  19. Туркина, М.А. Образование в ХХI веке: материалы всероссийской научной заочной конференции [Электронный ресурс] / М.А.Туркина.- Режим доступа: https:// www.cross-ipk.ru. – 2012.

  20. Туркина, М.А., Профессиональная компетентность субъектов деятельности и основы ее совершенствования [Электронный ресурс] / М.А. Туркина.- Режим доступа: https://www.cross-ipk.ru. – 2011.

  21. Федякова, И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс] / И.А.Федякова .-Режим доступа: http://festival.1september.ru.

  22. Харламова Т.Н. Компетентное обсуждение [Электронный ресурс] / Т.Н.Харламова.- Режим доступа: http://psy.1september.ru. – № 20 – 2014.

  23. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской.- Режим доступа: https:// www.eidos.ru. – 2012. – 23 апреля.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!