СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность, признаки и условия протекания химических реакций.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сущность, признаки и условия протекания химических реакций.»

8 класс

Урок № 14

Дата проведения: 07.11.19 г

Тема. Сущность, признаки и условия протекания химических реакций.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные

Обеспечить восприятие и осмысление учащимися понятий « химическое явление», «признаки химических явлений».

Закрепить опорные знания понятий «вещество», «физические свойства вещества», «физическое явление».

Познакомить с признаками и условиями течения химических реакций, повторить признаки и  условия протекания химических реакций.

Метапредметные

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, делать выводы, планировать и регулировать свою учебную деятельность.

Личностные

Формировать ответственное отношение к учебной деятельности, познавательную и информационную культуру, умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, работать самостоятельно.

Способствовать формированию у учащихся умения выслушивать мнение других, владению различными формами устных выступлений, оценке разных точек зрения.

УУД:

Регулятивные УУД:

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь.

Личностные:

формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению.

Познавательные: формирование умений работать с лабораторной посудой, систематизация и обобщение информации, делать выводы на основании сравнений.

Методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа)

  • объяснительно – иллюстративный (лабораторный опыт)

  • проблемный

  • исследовательский

Методы работы: фронтальная беседа, тестирование, самостоятельная работа.

Оборудование: штатив с пробирками, стеклянная палочка, таблица растворимости, таблица Менделеева, учебник, рабочие тетради, карточки, наглядные пособия.

Реактивы: NaOH, FeSO4, HCl, NaOH, CuSO4, H2SO4, фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальный индикатор.

Структура урока

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Работа над ошибками (выполняется у доски)

Фронтальная беседа

  • Что изучает химия?

(вещества и их превращения)

Учитель. Вся живая и неживая природа состоит из веществ.

  • Какие бывают вещества? (простые и сложные)

Учитель. С самого момента нашего рождения нас окружает огромный и удивительный мир веществ, с которыми происходят различные изменения.

  • Изменения, происходящие с веществами? ( называются явлениями).

  • Как классифицируются явления?

(Явления делятся на физические и химические)

  • Какие явления называют физическими?

(Физическими называют явления, при которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав остается постоянным).

  • Дайте описание физических свойств следующих веществ:

1-й ряд – вода

2-й ряд – поваренная соль

  • Приведите примеры физических явлений.

(Таянье снега или льда, замерзание воды, плавление металла, испарение спирта и др.).

Вопрос: Что происходит с веществом при физических явлениях?

(изменяются некоторые его свойства: форма, агрегатное состояние)

  • В чём отличие химического явления от физического?

(В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления  состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел).


2. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

  • Какова же тема нашего урока? ( Дети формулируют тему урока).

Учитель. При изучении новой темы:

выявим – признаки химических реакций;

отметим – условия протекания реакций;

определить – отличия химических и физических явлений

познакомиться – с условиями протекания реакций

провести – химический эксперимент


Учитель. Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля.

Скажите, вы сможете отличить физическое явление от химической реакции?

( При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами).

  • Достаточно ли ваших знаний для этого?


3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения


Учитель. Сегодня мы совершим научное открытие. А для этого отправимся в 18-й век в лабораторию великого русского учёного М. В. Ломоносова.

Ломоносову не давал покоя один вопрос: как одно вещество превращается в другое?

Между атомами одних веществ химические связи разрушаются, атомы становятся свободными и образуют химические связи с другими атомами, т.е. перегруппировываются. В результате образуются новые вещества с другими свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Поэтому, химические реакции часто сопровождаются внешними признаками.


Учитель. Перечислите признаки химических реакций:

1) Изменение окраски

2) Появление запаха

3) Образование осадка

4) Растворение осадка

5) Выделение газа

6) Выделение или поглощение теплоты, иногда света



Демонстрация опытов:

Нам предстоит работать с реактивами, в том числе с кислотами и щелочами.

Вспомните правила ТБ, которые необходимо знать при работе с этими веществами.


Техника безопасности при перемешивании, при нагревании, при переливании жидкостей:


11) Перед началом работы необходимо изучить инструкцию.

1) Аккуратно работать с реактивами и посудой.

2) Не трогайте вещества, посуду и не приступайте к работе без разрешения учителя.

3) Запрещается брать вещества руками и пробовать на вкус.

4) Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.

5) При нагревании нужно направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от себя и соседей.

6) Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.

7) При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.

8) Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы.

9) Опыты производите только над столом.

10) Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю или лаборанту.

11) Особая осторожность должна соблюдаться при работе с кислотами и щелочами

Выполнение лабораторного опыта №7

Опыт 1. Взаимодействие сульфата меди (II )и гидроксида натрия)

  • По какому признаку вы догадались, что произошла хим. реакция?

(выпал осадок)


Опыт 2.К полученному осадку долить кислоту (растворение осадка)


Опыт 3.2CO3 + HCl = выделение газа


Опыт 4. NaOH + ф/ф = изменение цвета ( ф/ф - индикатор –«указатель»- вещества, которые под действием кислот или щелочей изменяют свой цвет)


Опыт 5. Горение лучины = выделение теплоты и света.

  • Дайте определение реакции горения.

Реакция горения – это реакция, протекающие с выделением теплоты и света.

Опыт 6. Взаимодействие магния с серной кислотой (выделение теплоты)

В связи с этим по тепловому эффекту реакции можно разделить на:

  • экзотермические - реакции, протекающие с выделением теплоты (экзо – «наружу»).

  • эндотермические - реакции, протекающие с поглощением теплоты (эндо – «внутрь»).


Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!


Учитель. Мы рассмотрели признаки химических реакций, но, чтобы химическая реакция произошла надо создать условия для ее протекания.

Учитель. Выясним условия, необходимые для протекания химических реакций?

  • Соприкосновение реагирующих веществ.

  • Нагревание.

  • Твердые вещества измельчают и перемешивают, а хорошо растворимые вещества и растворы сливают.

  • Время реакции


4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного


Фронтальная работа (по цепочке определяют явление)

Сгорание бензина в двигателе автомобиля.

Приготовление порошка из куска мела.

Скисание молока.

Гашение чайной соды уксусом.

Таяние снега.

Образование ржавчины.

Горение дров.

Гниение растительных остатков.

Горение угля.

Образование инея на деревьях.

Замерзание воды.

Протухание яйца.


Тестирование (карточки)

1.Соотнесите:    

химические явления                                            признаки, сопровождающие их

Горение газа в газовой плите                                    а)  изменение цвета

Протухание мяса                                                        б)  выпадение осадка

Ржавление железа                                                      в)  изменение запаха

Прокисание молока                                                    г)  выделение теплоты и света


2. Верны ли следующие суждения?

А. Выпадение осадка свидетельствует о протекании химической реакции.
Б. Чем больше площадь соприкосновения реагентов, тем быстрее идет химическая реакция.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


3. Верны ли следующие суждения?

А. Выделение тепло­ты свидетельствует о протекании химической реакции.
Б. Испарение жидкой воды — это химическая реак­ция.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

Учитель. В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Вы с помощью опытов нашли свою истину. Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности:

– Какую цель мы ставили на уроке?

-Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке?

- Тема урока мне  понятна

-Я могу определить признаки химических реакций

-Я  доволен своей работой на уроке

- На самостоятельной работе у меня все получилось

  • мне было легко

  • я затруднялся

  • мне было трудно


Домашнее задание: §44 стр152 тесты устно, §45 стр154 учить свойства, стр 155 № 3,4, №5 ( высокий уровень),учить правила, конспект.

Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания.





































































Алгоритм составления уравнений реакции

  1. Записать элементы, которые вступают в химическую реакцию

  2. Соединить атомы после реакции

  3. Определить валентность элементов

  4. Найти НОК для каждого значения валентности

  5. Записать индексы

  6. Уравнять уравнение при помощи коэффициентов (согласно закону сохранения массы вещества).

Посмотрим опыт и определим признак хим.реакции

(Реакция соединения серы и железа.) Видео

Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом

Железо + сера → сульфид железа (II)

Но в химии слова отражаются химическими знаками.

Запишем это уравнение химическими символами.

Fe + S → FeS

Химическое уравнение - условная запись реакции

Все химические процессы, происходящие в природе, подчиняются закону сохранения массы веществ, поэтому он является единым законом природы. В результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка. Так как число атомов до и после реакции остается неизменным, то их общая масса тоже не изменяется.

Итог урока.

Выставление отметок.

Объяснение домашнего задания § 18 стр 62 № 3 письменно, § 19-20 правила,

стр67-68 № 3-4 письменно.

Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания.

Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности:

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Вы достигли цели урока?

- Тема урока мне  понятна

-Я знаю химические свойства кислот

-Я  доволен своей работой на уроке

- На самостоятельной работе у меня все получилось

  • мне было легко

  • я затруднялся

  • мне было трудно


Домашнее задание: §44 стр152 тесты устно, §45 стр154 учить свойства, стр 155 № 3,4, №5 ( высокий уровень),учить правила, конспект.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!