СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность технологии в производстве. Виды технологий.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сущность технологии в производстве. Виды технологий.»

Сущность технологии в производстве. Виды технологий.

5 класс


Учитель: Панфилова Ольга Владимировна

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия «технология», истории развития технологий, цикла жизни технологий, закономерностей технологического развития, влияния технологий на мировое хозяйство, проблем антропогенного воздействия технологий на окружающую среду; научить учащихся различать материальные и нематериальные технологии.

Задачи урока:

Образовательные:

— познакомить обучающихся с понятием «Технология» И для чего она предназначена;

ознакомить обучающихся с видами технологий и производства;

- расшить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов

Развивающие:

- формировать способности учащихся к новому способу действия;

— способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности; помочь учащимся

распознавать и выделять главное в источнике информации;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, умение работать

самостоятельно;

- способствовать развитию взаимооценки, самопроверки и самооценки результатов

своей Деятельности

Воспитательные:

- содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;

- воспитывать у учащихся чувство ответственности, прививать навыки по сохранению

собственного здоровья и здоровья окружающих, навыки

культуры труда и аккуратности

Оборудование и материалы:

тетради, письменные принадлежности, презентация, карточки - задания, образцы работ,

учебники, инструкционные карты, фетр, ножницы, клей

Тип урока — урок «открытия» нового знания

Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая

Методы: словесные - беседа, дискуссия; наглядные — демонстрация; игровые - ребус;

практические работа с учебником, словарем, интернет—ресурсом‚ изготовление изделия


Современные технологии и перспективы их развития

Вы уже знаете происхождение слова «технология». Ознакомьтесь с современным значением этого понятия. Технология — комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на создание продукта труда с заданным качеством и минимально возможными затратами и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. При этом продукт труда может быть материальным, информационным, интеллектуальным и др.

История развития технологий.

Любая технология возникает не сразу. Например, древний человек, изготовивший первый каменный топор, был умельцем, изобретателем, и до него никто не мог создать что-то подобное. Спустя некоторое время сформировалась последовательность действий, позволяющая изготовить такой топор, удобный в обращении и обладающий достаточной прочностью. Эта последовательность действий и была примитивной технологией. То есть технология возникает тогда, когда процесс достижения какого-либо результата раскладывают на действия (операции). Затем, повторяя эти операции в определённой последовательности, получают необходимое количество требуемых объектов (изделий).

Цикл жизни технологии.

Каждая технология применяется на протяжении некоторого времени, причём в какие-то периоды менее интенсивно, а в какие-то — более интенсивно. То есть технология проходит определённый цикл жизни (жизненный цикл), в котором имеются следующие периоды: формирование (становление), устойчивое развитие, период наибольшей востребованности, спад.



Цикл жизни технологии


В стадии формирования технологию называют новейшей, на стадии устойчивого развития — передовой, на стадии наибольшей востребованности — современной, на стадии спада — устаревшей. Таким образом, жизненный цикл технологии — это совокупность периодов развития технологии от становления до спада.

В период спада предшествующей технологии, как правило, зарождается более совершенная, последующая технология

Эти процессы можно проследить на примере развития технологий изготовления посуды. Первоначально (в период становления технологии) из обожжённой глины вручную изготавливали небольшое количество кувшинов, горшков и других изделий, а после изобретения гончарного круга глиняная посуда появилась практически во всех странах (начался период устойчивого развития данной технологии). Своего пика эта технология достигла в XIX веке, после чего начался её спад в связи с появлением технологий промышленного производства металлической и фарфоровой посуды.

Мы уже отмечали, что причиной возникновения технологий является развитие потребностей. Что же является источником дальнейшего развития технологий? Разберём это на примере водного транспорта.
• Эволюция потребностей. Человеку, применявшему ранее для передвижения по воде небольшую лодку, выдолбленную из ствола дерева, потребовалась большая лодка, и таким образом возникла задача разработки технологии её изготовления.
• Практический опыт. Человек освоил практику получения досок из ствола дерева, и этот практический опыт позволил создать технологию изготовления корпуса большой лодки из досок.
• Научное знание. Знание методов получения и обработки металлов позволило разработать технологию изготовления речных и морских судов с металлическим корпусом.
• Технологизация научных идей. Учёные выдвинули научную идею о том, что чем меньше корабль погружён в воду, тем большую скорость он может развить. На основании этой идеи была создана технология строительства быстроходных кораблей на подводных крыльях.

С течением времени существующую технологию заменяет более совершенная, позволяющая удовлетворить всевозрастающие потребности людей. Это и является главной закономерностью технологического развития.


Виды технологий


В настоящее время существует множество технологий.

Материальные технологии

Производственные технологии:
• промышленные технологии: технологии добычи полезных ископаемых, машиностроительная и судостроительная технологии, строительные технологии, технологии производства тканей и одежды из них, химические технологии, технологии изготовления мебели, технологии получения продуктов питания и др.;
• технологии сельского хозяйства: технологии животноводства, растениеводства, лесоводства и др.

Технологии в сфере быта: технологии содержания и ремонта жилья, освещения и отопления помещений, безопасности частных владений, оформления жилых помещений и др.

То есть материальные технологии подразумевают работу с так называемыми материальными ресурсами: минеральным сырьём, металлами, древесиной и древесными материалами, химическими веществами, тканями, продуктами сельскохозяйственного производства, пластмассами, стеклом и др. На рисунке 8 показаны составляющие материальной технологии.



Элементы материальной технологии

Нематериальные технологии

Информационные технологии: технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.

Социальные технологии: технологии общения, распространения новостей, решения общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, технологии применения социальных сетей и др.

Интеллектуальные технологии: технологии кинопроизводства, постановки спектаклей и зрелищных мероприятий, создания картин, книг и др.

То есть в рамках нематериальных технологий имеют дело с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др. На рисунке показаны составляющие информационной технологии.

Элементы информационной технологии


Существует множество других технологий: транспортные, военные, инновационные, банковские, телекоммуникационные (Интернет, телевидение) и др.

В настоящее время быстро развиваются так называемые высокие технологии: робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др.

Технологии и мировое хозяйство.

С начала XXI века технология оказывает значительное влияние на развитие мирового хозяйства: освоение наиболее эффективных и высоких технологий способствует сближению национальных хозяйств различных стран, созданию межнациональных производственных комплексов и в конечном счёте ускоренному развитию стран и росту благосостояния людей.

Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.

Антропогенным называют любое человеческое воздействие на окружающую природу, приводящее к её изменениям, как правило, в худшую сторону. Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.

Техногенные факторы, отрицательно влияющие на окружающую среду


Например, технологии добычи полезных ископаемых разрушают природные ландшафты, в результате чего гибнут леса, загрязняются реки, а морская добыча нефти может привести к экологической катастрофе. На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, которые засоряют природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу (см. рис. а). На тепловых электростанциях при сжигании угля также происходят вредные выбросы в атмосферу. Атомные электростанции, хотя не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива, но опасность представляют радиоактивное топливо и радиоактивные отходы.

Выхлопные газы различных автомобилей, которыми мы пользуемся для передвижения и перевозки грузов, тоже попадают в атмосферу (см. рис. б). В сельском хозяйстве химические удобрения и химические средства борьбы с вредителями посевов проникают в почву и грунтовые воды, что вредоносно для природной среды (см. рис.в).

Поэтому необходимо научиться использовать и развивать технологии, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия путём применения малоотходных и безотходных технологий, ограничения выбросов в атмосферу, применения ветряных и солнечных электростанций, восстановления разрушенных природных ландшафтов высадкой зелёных насаждений и др.


Практическая работа


Ознакомление с технологиями

1. Выберите из приведённого списка одну из потребностей человека и перечислите в рабочей тетради, какие технологии необходимы для удовлетворения данной потребности:
• потребность в жилище;
• потребность в транспортировке грузов;
• потребность в учёбе;
• потребность в занятии спортом;
• потребность в изучении космоса;
• потребность в развлечениях.

2. Приведите примеры производственных технологий и технологий в сфере быта.

3. Запишите в рабочей тетради последовательность действий для одной из простейших технологий:
• укладка школьных принадлежностей в рюкзак перед выходом в школу;
• уборка комнаты подростка;
• мытьё посуды вручную;
• подготовка велосипеда к прогулке;
• посещение продуктового магазина;
• подготовка грядки на садовом участке к посадке.


Запоминаем опорные понятия

Технология, жизненный цикл технологии, источники развития технологий, материальные и нематериальные технологии.


Самостоятельная работа

Подготовка к образовательному путешествию (экскурсии).

Узнайте, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, какие предприятия вашего города (региона проживания) работают на основе современных производственных технологий. Выберите предприятие для совершения экскурсии и ознакомления с применяемыми на нём технологиями. Сохраните информацию в форме описания, фотографий и др.


Проверяем свои знания

1. Что такое технология?

2. Перечислите периоды развития технологии в жизненном цикле.

3. Почему разработанные технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду?