| Первичное усвоение материала | - Как вы сможете объяснить(обосновать) свой выбор? Почему именно такой формат продукта поможет разрешить обозначенную проблему? - В этом нам помогут простые логические мыслительные операции – синтез, анализ, умозаключение. Это умение отбирать информацию, классифицировать ее, делать выводы – проще говоря, умозаключение. таким образом, сегодня тему урока определим как… Тема урока – Какую цель поставим перед собой на текущий урок? - Мысли, в которых мы что-то утверждаем или что-то отрицаем, высказанные или записанные в виде повествовательных предложений, называются суждениями или высказываниями. Общение (разговор) людей складывается из вопросов и ответов на эти вопросы. И очень часто, отвечая на вопросы, мы не ограничиваемся только одной высказанной мыслью (высказыванием), но и произносим одно за другим несколько связанных темой высказыванием, то есть рассуждением. Рассуждая, мы можем что-то высказывать в утвердительной форме, то есть утверждать, а о чем-то высказываться в отрицательной форме, то есть отрицать. Ответ на вопрос “Почему?”, подтверждающий или опровергающий истинность высказывания, называется доказательством. Что значит “доказать”? Нужно последовательно рассуждать, чтобы убедить собеседника в истинности высказываний. | Ответы учащихся Учащиеся записывают в тетрадь основные моменты темы урока. | -Л. Самоопределение, смыслообразование ,самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. -П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач -Р. Планирование, прогнозирование, учёт разных мнений. -К. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций, учёт разных мнений. |
| Осознание и осмысление учебной информации | Анализ – выделение признаков предмета, МЫСЛЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Синтез – соединение в одно целое. Сравнение – установление сходств или различий объектов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование – выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Обобщение – объединение однородных объектов по какому-либо признаку. Давайте попробуем решить задачу о ежике, рассуждать, доказывать, а чтобы нам с вами было легче доказывать будем опираться на схему-подсказку (алгоритм): I. Тезис (главная мысль) II. Доказательство (почему?) во-первых, … во-вторых, … III. Вывод | Задача. Может ли ежик на своих иголках унести следующие предметы: яблоко, лист дерева или другого растения, веточку с ягодами, гриб, грушу, веточку с орехами, воздушный шарик, большую и маленькую гири, большой и маленький мяч? Почему? - Разбор задачи: (выполняется с опорой на опорную схему-подсказку, см.выше) Яблоко (лист дерева, веточку с ягодами, гриб, грушу, веточку с орехами) ежик сможет унести на своих иголках, потому что они легкие, их можно наколоть или зацепить за иголки и они не упадут по дороге; Воздушный шарик нельзя унести на иголках, потому что он хоть и легкий, но попав, на иголки, шарик лопнет и то, что ежик принесет, будет уже не воздушным шариком, а кусочком резины; Гири нельзя унести на иголках ежика, потому что они металлические, твердые и их невозможно зацепить на иголки, большая гиря – еще и тяжелая; Мячи нельзя унести на иголках, потому что их нельзя зацепить за иголки, унести, не повредив. Приведенные рассуждения иначе называют аргументацией, а каждое из высказываний – аргументом при доказательстве. Детям предлагается обобщить выделенные предметы (яблоко, лист с дерева, веточка с ягодами, гриб, груша, веточка с орехами) и с помощью учителя определить их главные признаки (легкие, можно наколоть или зацепить за иголки, не упадут с них по дороге, прочные). Сформулированные таким образом признаки можно считать умозаключением. Умозаключение записывается на доске и в тетради: “Ежик унесет на своих иголках легкие и прочные предметы, которые удержатся на его иголках”. | Обязательно обратить внимание детей на то, что записанное умозаключение получено ими из всех утверждений обобщением главных признаков. Умозаключение – это обобщенная мысль, которая была сформулирована и доказана в ходе рассуждений. | | Физминутка Задают вопросы, если необходимо. Учащиеся рассуждают, анализируют свойства и признаки каждого предмета. Обсуждаю в группах. - учащиеся с помощью учителя делают обобщение высказанных рассуждений. Приходят к понятию умозаключение. | -Л. Смыслообразование, анализ, синтез, обобщение. -П.Классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство. -К. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения. |
| Первичное закрепление учебного материала | Постройте правильные умозаключения Задачи на смекалку. Четыре пассажира ждали поезд 2 часа. Сколько времени ждал поезд каждый пассажир? Все ученики 6 класса любят информатику. Дима учится в 6 классе. Значит, На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Как видите, всё очень просто. Надо только внимательно анализировать условие и делать правильные выводы. | Отвечают на вопросы, проговаривают о своих затруднениях . | -П.анализ, синтез, обобщение, классификация. -К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра. -Л. Осознание ответственности за общее дело. |
| Домашнее задание | НАЙДИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ПРОДОЛЖИ ЕЕ. А,б,в,г,д,…. Анна , Борис, Валентина, Геннадий,…. Москва, Абакан, Норильск, Киев, … | Записывают домашнее задание | - П., выполнение действий по алгоритму, доказательство. -Р. Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. -К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |