СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суждение и умозаключение в проектной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы помогут организовать и провести занятие на развитие способностей ребенка делать умозаключения, делать обобщение информации.

Просмотр содержимого документа
«Суждение и умозаключение в проектной деятельности»


Технологическая карта урока



Предмет, класс

Основы проектной деятельности. Класс 5в

Учитель

Майданова Т.П.

Тема урока

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Цель урока

Познакомить учащихся со способами обобщения полученной информации

Тип урока:

Комбинированный

Основные понятия и термины

Проект, этапы выполнения проекта, анализ, обобщение, умозаключение

Оборудование:

Проектор, наглядный материал, раздаточные карточки с заданиями.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Способствовать формированию знаний об этапах выполнения проекта.

Способствовать формированию умений по определению задач работы над этапами проектом .

Понимание выполнения необходимых операций.

Регулятивные

Определение правильной последовательности выполнения проекта .


Самостоятельное составление плана работы над этапами проекта

Познавательные

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Работа учащихся с инструкционными картами и технологическими картами .

Коммуникативные

Умение работать в группах ,умение вести сотрудничество с одноклассниками и учителем

Выполнение действий по составлению плана работы над проектом .

Личностные

Проведение самооценки достигнутого результата

Самостоятельное выполнение задания.




этапа урока


Структурный компонент урока

Содержание урока


Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент


1. Проверка явки учащихся.

2. Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

  1. Сообщают учителю об отсутствующих на уроке

  2. Готовятся к уроку.

- Л. Самоорганизация;

- К. сотрудничество со сверстниками и с учителем.

Целеполагание и мотивация

–На предыдущих уроках мы ознакомились с этапами выполнения проекта.


- Что такое проект? Как можно решить обозначенную проблему?

- Какие этапы выполнены?


Отвечают на вопросы

Учащиеся называют этапы работы над проектом.


Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

П. Извлечение необходимой информации из текстов

Р. Выполнение пробного учебного действия

К. Учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Актуализация знаний

- Что еще предстоит сделать?


- Как вы можете объяснить , доказать, почему сделан именно такой выбор, именно этот формат продукта проекта?




Ведение диалога. Высказывание своих мыслей




-П. Анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний.

-К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Первичное усвоение материала



- Как вы сможете объяснить(обосновать) свой выбор? Почему именно такой формат продукта поможет разрешить обозначенную проблему?


- В этом нам помогут простые логические мыслительные операции – синтез, анализ, умозаключение. Это умение отбирать информацию, классифицировать ее, делать выводы – проще говоря, умозаключение.

таким образом, сегодня тему урока определим как…

Тема урока –


Какую цель поставим перед собой на текущий урок?

- Мысли, в которых мы что-то утверждаем или что-то отрицаем, высказанные или записанные в виде повествовательных предложений, называются суждениями или высказываниями. Общение (разговор) людей складывается из вопросов и ответов на эти вопросы. И очень часто, отвечая на вопросы, мы не ограничиваемся только одной высказанной мыслью (высказыванием), но и произносим одно за другим несколько связанных темой высказыванием, то есть рассуждением.

Рассуждая, мы можем что-то высказывать в утвердительной форме, то есть утверждать, а о чем-то высказываться в отрицательной форме, то есть отрицать.

Ответ на вопрос “Почему?”, подтверждающий или опровергающий истинность высказывания, называется доказательством.

Что значит “доказать”? Нужно последовательно рассуждать, чтобы убедить собеседника в истинности высказываний.



Ответы учащихся










Учащиеся записывают в тетрадь основные моменты темы урока.
























-Л. Самоопределение, смыслообразование ,самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

-П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач

-Р. Планирование, прогнозирование, учёт разных мнений.

-К. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций, учёт разных мнений.

Осознание и осмысление учебной информации



Анализ – выделение признаков предмета, МЫСЛЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Синтез – соединение в одно целое.

Сравнение – установление сходств или различий объектов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование – выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

Обобщение – объединение однородных объектов по какому-либо признаку.



Давайте попробуем решить задачу о ежике, рассуждать, доказывать, а чтобы нам с вами было легче доказывать будем опираться на схему-подсказку (алгоритм):

I. Тезис (главная мысль)

II. Доказательство (почему?)

  1. во-первых, …

  2. во-вторых, …

III. Вывод



Задача.

Может ли ежик на своих иголках унести следующие предметы: яблоко, лист дерева или другого растения, веточку с ягодами, гриб, грушу, веточку с орехами, воздушный шарик, большую и маленькую гири, большой и маленький мяч? Почему?

- Разбор задачи: (выполняется с опорой на опорную схему-подсказку, см.выше)

  1. Яблоко (лист дерева, веточку с ягодами, гриб, грушу, веточку с орехами) ежик сможет унести на своих иголках, потому что они легкие, их можно наколоть или зацепить за иголки и они не упадут по дороге;

  2. Воздушный шарик нельзя унести на иголках, потому что он хоть и легкий, но попав, на иголки, шарик лопнет и то, что ежик принесет, будет уже не воздушным шариком, а кусочком резины;

  3. Гири нельзя унести на иголках ежика, потому что они металлические, твердые и их невозможно зацепить на иголки, большая гиря – еще и тяжелая;

  4. Мячи нельзя унести на иголках, потому что их нельзя зацепить за иголки, унести, не повредив.

 Приведенные рассуждения иначе называют аргументацией, а каждое из высказываний – аргументом при доказательстве.

Детям предлагается обобщить выделенные предметы (яблоко, лист с дерева, веточка с ягодами, гриб, груша, веточка с орехами) и с помощью учителя определить их главные признаки (легкие, можно наколоть или зацепить за иголки, не упадут с них по дороге, прочные).

Сформулированные таким образом признаки можно считать умозаключением. Умозаключение записывается на доске и в тетради:

“Ежик унесет на своих иголках легкие и прочные предметы, которые удержатся на его иголках”.

Обязательно обратить внимание детей на то, что записанное умозаключение получено ими из всех утверждений обобщением главных признаков.

Умозаключение – это обобщенная мысль, которая была сформулирована и доказана в ходе рассуждений.














Физминутка





























Задают вопросы, если необходимо.


Учащиеся рассуждают, анализируют свойства и признаки каждого предмета. Обсуждаю в группах.





























- учащиеся с помощью учителя делают обобщение высказанных рассуждений. Приходят к понятию умозаключение.

-Л. Смыслообразование, анализ, синтез, обобщение.

-П.Классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-К. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения.


Первичное закрепление учебного материала

Постройте правильные умозаключения

Задачи на смекалку.

Четыре пассажира ждали поезд 2 часа. Сколько времени ждал поезд каждый пассажир?

Все ученики 6 класса любят информатику. Дима учится в 6 классе. Значит,

На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

Как видите, всё очень просто.

Надо только внимательно анализировать условие и делать правильные выводы.






Отвечают на вопросы, проговаривают о своих затруднениях









.

-П.анализ, синтез, обобщение, классификация.

-К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра.

-Л. Осознание ответственности за общее дело.

Домашнее задание

НАЙДИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ПРОДОЛЖИ ЕЕ.

А,б,в,г,д,….

Анна , Борис, Валентина, Геннадий,….

Москва, Абакан, Норильск, Киев, …


Записывают домашнее задание

- П., выполнение действий по алгоритму, доказательство.

-Р. Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия


На уроке мы говорили о .....

На уроке я узнала о ……….

Я выполняла задание …….

Цели урока…………………..

(достигнуты, не достигнуты)


Всем спасибо за урок!


Отвечают на вопросы

-П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-К. Планирование учебного сотрудничества.