СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СВ 110 Русский язык 01.11.21

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СВ 110 Русский язык 01.11.21»

СВ 110 ОУД.01. Русский язык

Преподаватель: Вишнякова В.В. [email protected]

Задание выдано 01.11.2021 г. , выполнить до 03.11.2021 г.

Прислать на Эл.адрес [email protected]

Источник:
  1. Учебник Русский язык 10-11 класс Под ред. Греков Крючков



Тема: «Принципы русской орфографии.

Безударные и чередующиеся гласные в корне слова»


  1. Знакомство с основными принципами русской орфографии:

1. Морфологический - требует одинакового написания приставок, корней и суффиксов (подводный, подпольный; столик, столовая; торфяной, слюдяной).


2.Фонетический связывает написание некоторых слов с их произношением (расписание, но роспись; вечерние зори, но заря).


3. Традиционный закрепляет историческую традицию в написании слов обака, топор).


4. Дифференцирующий помогает средствами орфографии разделить значения одинаково звучащих слов (в течение времени - в течении реки; ожог (сущ.) -ожёг (глаг.)).


  1. Объяснение пропущенных орфограмм.

Разноцветными ..гнями оз..ро бл..стит.

(Огнями - όгненный (проверяемая безударная гласная в корне слова), озеро - озёрный (проверяемая безударная гласная в корне слова), блестит - чередование гласной в корне слова).


  1. Работа с правилом: проверяемые безударные гласные в корне слова.

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова? (Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь.)


- Запомните ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.


Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минёр, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.


  1. Записать и выучить: Корни с чередующимися гласными


! Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.


1. Суффикс определяет написание гласных в корнях

(если есть суффикс А – в корне пишем И)


Корень

Примеры

Исключения

Кас - кос

Касаться, прикасаться, коснуться, прикосновение


Блист- блест, блеск, блесн

Блистать, блестеть, блеснуть, блеск


Бир - бер

Избирать, изберу


Тир - тер

Вытирать, вытереть


Мир - мер

Замирать, замереть


Дир - дер

Отдирать, отдеру


Стил - стел

Расстилать - расстелить


Жиг - жег

Разжигать, разжечь


Чит - чет

Вычитать, вычет

Сочетание, сочетать


2. Согласные в корне определяют написание гласных


Корень

Примеры

Исключения

Лаг - лож

Излагать, полагать, изложить



Раст - рос ащ

Вырасти, выращенный, выросла

Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, подростковый

Скак - скоч

Проскакать, выскочить

Скачок, скачу, скачи


3. Ударение в слове определяет написание гласных


Корень

Примеры

Исключения

Гор - гАр

ЗагАр, угАр, загорЕлый, угорЕть

Выгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.);


Клан - клон

Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: поклОн, клАняться

без ударения - О: ПоклонИться, наклонИть



Зар - зор

В безударном положении А: зарЯ, зарнИца;

Под ударением пишется то, что слышится: зОри, зАрево

ЗоревАть, зоревОй, зорЯнка

Плав - плов -плыв

В безударном положении А: поплАвок, плАвунец;

пловЕц, пловчИха, плывУн


Твор - твар

Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением:

творчество, тварь.

Без ударения - О: творИть, претворЯть, затворИть.

утварь


4. Значение слова определяет написание гласных в корнях:


Корень

Примеры

Исключения


Мак - мок - моч

1.Если слово имеет значение "опускания чего-либо в жидкость" - А:

обмакнуть перо в чернила.

2.В значении "мочить, становиться мокрым" - О: мочёные яблоки, промокательная бумага.

3.Под ударением пишется то, что слышится: мОкрый.



Равн - ровн

1. В значении "ровный, прямой, гладкий, без отклонений от необходимых размеров" - О:

выровнять газон, сровнять с землёй.

2. В значении "равный, одинаковый по величине", "поравняться с кем-либо" - А:

равновесие, уравнять в правах.

3.Под ударением пишется то, что слышится: рОвный, рАвный.


Равнина, поровну, ровесник, уровень.




  1. Домашнее задание:

  1. Выучить и записать теоретический материал урока.

  2. Перепишите, вставляя и подчеркнув пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами:


Пл..вучий мост, зам..реть ; от страха, оз..рять верхушки деревьев, соб..раться в дорогу, зап..реть дверь, бл..стящий ответ, зеленый р..сток, платье на выр..ст, заст..лить постель, покл..ниться таланту, вечерняя з..рница, заск..чить на часок, проск..чи по комнате, отск..чи в сторону, ко всему прид..раться, ска..чкообразная походка, неприемлемое преп..рательство, сло..жное упражнение, р..внозначные величины, прим..рить противников, изл..жить факты, импортная заж..галка, жуткое отвр..щение, вым..кнуть под дождем, разж...гать неприязнь, распол..жение армии, ур..внять в правах, сидеть зап..ршись.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!