СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СВ 210. ОГСЭ.02 История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СВ 210. ОГСЭ.02 История»

ЛИКВИДАЦИЯ (РАСПАД) СССР И ОБРАЗОВАНИЕ СНГ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПРАВОПРЕЕМНИЦА СССР



Цель: определить особенности идеологии, политики и экономики государства в 1990-е годы, охарактеризовать причины распада СССР, определить каковы последствия распада СССР и образования СНГ.



Студент должен:

уметь: определять и аргументировать собственную точку зрения;

знать: особенности распада СССР и образования СНГ.



Обеспеченность занятия

  1. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. Курс лекций. Барсенков А.С.: 2002 г.

  2. Методические рекомендации по выполнению практических занятий.



Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

- кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

- неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

- массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

- все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

- обострение национальных противоречий;

- ослабление центральной власти;

- авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

- резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

- территория России сократилась на четверть;

- доступ к морским портам вновь осложнился;

- уменьшилось население России – фактически на половину;

- возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

- началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

- мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.





Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Назовите основные причины распада СССР.

  2. Назовите основные особенности образования СНГ.



Задания к практическому занятию

1. Прочтите документы и выполните задания

1. История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходиться на декабрь 1991г. Предложите свою периодизацию (несколько этапов) этого исторического отрезка и дайте характеристику каждого их этапов с точки зрения целей, задач, мероприятий, результатов.

Продолжите мысль: После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…

2. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.

Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».

А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемы курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».

3. Проанализируйте и охарактеризуйте мероприятия с экономической точки зрения. Сделайте вывод об их объективных результатах и последствиях. Сформулируйте причины их неудач.

Из указа Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». 3 декабря 1991г.

1.) Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, товары народного потребления, работы и услуги…

3.) Правительству РСФСР:

- Определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования.

- Ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов.

- Осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами – бывшими союзными республиками – переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

5. Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?

Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991г.

Мясо – 81%

Молоко – 56%

Овощи – 84%

Рыба – 56%

6. Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.

Из статьи Председателя Госкомимущества РФ А.Б. Чубайса (1992)

Рыночная экономика – это экономика, основанная на частной собственности… Если собственность раздроблена между множеством владельцев, ни один из них не имеет исключительного права и физической возможности командовать остальными, определять размеры их личных доходов или уровень общественного положения… Ничьи взгляды не являются доминирующими и тем более обязательными для окружающих.

7. Раскрыть суть понятий: перестройка, гласность, плюрализм, путч, парад суверенитетов, демократизация, многопартийность, правовое государство, радикализм.

Порядок выполнения практического занятия

Проанализировав учебные материалы и дополнительную литературу, документы ответьте письменно на вопросы, раскройте термины.



Контрольные вопросы к практическому занятию

    1. 1. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие СССР в период перестройки.

    2. 2. Что такое гласность? Приведите примеры.

    3. 3. Как происходило образование СНГ.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!