ЛИКВИДАЦИЯ (РАСПАД) СССР И ОБРАЗОВАНИЕ СНГ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПРАВОПРЕЕМНИЦА СССР
Цель: определить особенности идеологии, политики и экономики государства в 1990-е годы, охарактеризовать причины распада СССР, определить каковы последствия распада СССР и образования СНГ.
Студент должен:
уметь: определять и аргументировать собственную точку зрения;
знать: особенности распада СССР и образования СНГ.
Обеспеченность занятия
Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. Курс лекций. Барсенков А.С.: 2002 г.
Методические рекомендации по выполнению практических занятий.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.
Если говорить кратко причины распада СССР следующие:
- кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
- неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
- массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
- все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
- обострение национальных противоречий;
- ослабление центральной власти;
- авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.
Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.
Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.
Вот только основные последствия распада СССР:
- резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;
- территория России сократилась на четверть;
- доступ к морским портам вновь осложнился;
- уменьшилось население России – фактически на половину;
- возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;
- началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;
- мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Назовите основные причины распада СССР.
Назовите основные особенности образования СНГ.
Задания к практическому занятию
1. Прочтите документы и выполните задания
1. История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходиться на декабрь 1991г. Предложите свою периодизацию (несколько этапов) этого исторического отрезка и дайте характеристику каждого их этапов с точки зрения целей, задач, мероприятий, результатов.
Продолжите мысль: После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…
2. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.
Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».
А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемы курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».
3. Проанализируйте и охарактеризуйте мероприятия с экономической точки зрения. Сделайте вывод об их объективных результатах и последствиях. Сформулируйте причины их неудач.
Из указа Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». 3 декабря 1991г.
1.) Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, товары народного потребления, работы и услуги…
3.) Правительству РСФСР:
- Определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования.
- Ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов.
- Осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами – бывшими союзными республиками – переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.
5. Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?
Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991г.
Мясо – 81%
Молоко – 56%
Овощи – 84%
Рыба – 56%
6. Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.
Из статьи Председателя Госкомимущества РФ А.Б. Чубайса (1992)
Рыночная экономика – это экономика, основанная на частной собственности… Если собственность раздроблена между множеством владельцев, ни один из них не имеет исключительного права и физической возможности командовать остальными, определять размеры их личных доходов или уровень общественного положения… Ничьи взгляды не являются доминирующими и тем более обязательными для окружающих.
7. Раскрыть суть понятий: перестройка, гласность, плюрализм, путч, парад суверенитетов, демократизация, многопартийность, правовое государство, радикализм.
Порядок выполнения практического занятия
Проанализировав учебные материалы и дополнительную литературу, документы ответьте письменно на вопросы, раскройте термины.
Контрольные вопросы к практическому занятию
1. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие СССР в период перестройки.
2. Что такое гласность? Приведите примеры.
3. Как происходило образование СНГ.