Конспект урока по биологии(5 класс)
Подготовила учитель биологии
Аджикелямова Найле Алядиновна
1. Профиль урока
Тема: Свет в жизни растений и животных
Задачи:
А) Образовательные:
- раскрыть глобальную роль света в жизни растений и животных;
- показать связь в системе свет-растение-человек.
-сформировать понятия: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые растения
Б) Развивающие:
- уметь анализировать и делать выводы
-продолжить формирование умений работы с различными источниками информации
В) Воспитательные:
-формировать экологическое мировоззрение
-прививать любовь к природе
Тип урока: комбинированный
Понятия: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые растения, фотосинтез
Связь с раннее изученным: среда обитания, экологические факторы живой и неживой природы
Методы: Аудиальные (объяснение, беседа, рассказ)
Визуальные(иллюстрации)
Оборудование: учебник по биологии 5 класса
2. Структура урока
Организационный момент 1мин
Актуализация опорных знаний 5 мин
Изучение нового материала 25-27 мин
Закрепление 5 мин
Домашнее задание
(пояснения к практической работе№1) 2мин
Рефлексия 2-3 мин
Собственно конспект
2.1 Организационный момент
Приветствие+(отметка отсутствующих)
2.2 Актуализация опорных знаний
На прошлом занятии вы ознакомились с особенностями Наземно-воздушной среды обитания.
А)А какие среды обитания вы еще знаете?(почвенная,водная,организменная)
Б)А что же такое-Среда обитания?
Среда обитания —условия в которых обитает организм, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Б)Экологические факторы?
Экологи́ческие фа́кторы — свойства среды обитания, которые влияют на организм
В)Давайте вспомним:Какие есть экологические факторы живой и не живой природы?
Факторы живой природы- все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ (микроорганизмов, влияние животных на растения и наоборот, влияние человека на окружающую среду).
Факторы неживой природы, имеющие важное значение для растений – это свет, температура, обеспеченность водой, газовый состав воздуха, почва.
Г)Как вы думаете какой главный фактор в жизни растений?-свет
А сегодня мы с вами выясним, какую же роль свет играет в жизни организмов
2.3Изучение нового материала
Открываем тетради записываем число ,Классная работа и тему нашего урока: Свет в жизни растений и животных.
Как мы уже выяснили,свет нужен растениям для многих жизненных процессов. Но важнее всего, что
благодаря свету растения создают органические вещества, которые потом служат пищей не только самим растениям и животным ,а даже бактериям и грибам.
Кто помнит: как называется процесс,когда на свету из неорганических веществ образуются органические?
Мы с вами уже знаем, что по отношению к свету растения делят на 3 группы.
Открывайте учебник на страничке 24 и найдите на какие же 3 группы делят растения по отношению к свету.
Итак берем наши тетради и Записываем:
По отношению к свету растения делят на:
1 Светолюбивые приспособленные к жизни на хорошо освещаемых солнцем местах(плохо переносящие длительное затенение )( сосна, берёза,яблоня,виноград)
2 Теневыносливые растения- терпимые к затенению (т.е те которые не любят но могут расти в тени)( сирень, дуб,ландыш)
3 Тенелюбивые-растущие ТОЛЬКО в затемнённых условиях.( мхи, лишайники, плауны, папоротники)
Физ-минутка
А сейчас давайте все встанем и представим,что каждый из нас красивая яблоня( яблоня-любит свет?)ну-ка потянулись все к свету , рассправили веточки,подул ветерок и наши листики зашевелились)
А теперь представим,что мы важные папоротники(-раскинули листья,но папоторники тенелюбивые,они боятся света,так ,что мы прячемся и садимся на свои места)
Как вы думаете свет важен только для растений?
А теперь отложите ручки и послушайте как же важен свет для человека.
Кроме органических веществ во время фотосинтеза выделяется кислород,который просто необходим не только нам и животным но и самим растениям для дыхания,а значит мы с вами дышим благодаря нашим растениям и свету.
Как вы думаете а для животных свет важен?
Почему?
потому что при свете животные ищут пищу,убегают от хищников и очень активно себя ведут,но есть и такие которые не любят свет.
давайте запишем:
животные которые активны днем:куры, воробьи,ласточки,стрижи,зайцы
ночью:совы,летучие мыши,ежи,филины,волки
2.4.Закрепление
Давайте с вами поиграем,я вам называю 3 вида животных,а вы говорите какое из них лишнее и почему.
1 заец,воробей и СОВА
2 ЛАСТОЧКА,летучая мышь и ежик
3 куры,ФИЛИНЫ и стрижи
2.5.Домашнее задание
А сейчас открываем тетради и записываем:
Практическая работа №1
Влияние света на рост и развитие растений
Цель: выяснить влияние света на рост и развитие растений на примере клубня картофеля
И на стр.25 прочтите подробное описание опыта.
2.6.Рефлексия
Итак,подведем итоги,что нового мы сегодня узнали?
Приведите примеры светолюбивых,теневыносливых и тенелюбивых растений.
А теперь дневных и ночных животных.
А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание:
§7 стр 22-25.начать оформлять пр.работу №1
Раздаточный материал
(ЧИСЛО)
Классная работа
Свет в жизни растений и животных
По отношению к свету растения делят на:
1 Светолюбивые( сосна, берёза,яблоня,виноград)
2 Теневыносливые( сирень, дуб,ландыш)
3 Тенелюбивые( мхи, лишайники, плауны, папоротники)
По отношению к свету животных делят на:
1 Дневные животные:куры, воробьи,ласточки,стрижи,зайцы
2 Ночные животные: совы,летучие мыши,ежи,филины,волки
Практическая работа №1
Влияние света на рост и развитие растений
Цель: выяснить влияние света на рост и развитие растений на примере клубня картофеля
Домашнее задание
§7 стр 22-25.начать оформлять практическую работу №1