Исследовательская работа «Чистый свет этого подвига не погаснет в грядущих веках»
Выполнил: Цуканов Дмитрий 8 г
Научный руководитель: Михайлова Н.Н.
.
Священники во время Великой Отечественной войны
Актуальность даннной исследовательской работы:
приоритет духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения и возрождение
духовных начал русского народа.
Цель - изучить патриотическую деятельность
Русской Православной Церкви в годы
Великой Отечественной войны и духовный подвиг участников
Курской битвы
протоиерея Василия Брылева
и монаха Самуила, насельника Саввино-Сторожевского монастыря.
Задачи исследовательской работы:
1.Исследовать деятельность православных
священников в годы Великой Отечественной войны.
2. Изучить период духовного становления Василия Брылева
- «жить по заповеди даже ценой собственной жизни».
3.Показать героизм участника Курской битвы связиста Василия Брылева.
4. Рассмотреть основные этапы жизненного пути протоиерея Василия
в послевоенный период, как основу духовного подвига во имя Христа в эпоху богоборчества.
5. Указать на приоритетные составляющие служения Богу во время
Великой Отечественной войны монаха Самуила.
6.Доказать, что Русская Православная церковь внесла
значительный вклад в разгром немецко-фашистских
захватчиков на Курской земле.
Гипотеза: процесс восстановления православных традиций в Курской области и духовный подвиг священнослужителей в годы Великой Отечественной войны на Курской дуге, несмотря на все сложности, привел к победе русского народа над фашистскими захватчиками и духовно-нравственному возрождению края. Область исследования: процесс возрождения духовно-нравственных приоритетов в Курской области в период Великой Отечественной и беззаветного служения Родине молитвой и оружием. Предмет исследования: духовно-нравственное возрождение населения на основе православных традиций защиты Отечества священниками на Курской земле. .
Методы исследования: 1. Изучение архивных документов; 2. Интервьюирование приходских священников и прихожан; 3. Изучение церковно-метрических книг. Новизна исследования заключается в изучении процесса духовно-нравственного возрождения на примере подвига священнослужителей в период Великой Отечественной войны на Курской дуге , а также в изучение метрических книг и интервьюировании прихожан. Практическая направленность: данная работа может быть использована на уроках истории и краеведения, а так же самостоятельно для более глубокого изучения основ православия
Нательный крест на одной цепочке с жетоном «смертника», спрятанная в нагрудный карман гимнастерки иконочка Божией Матери, переписанный дрожащей рукой девяностый псалом «Живый в помощи Вышняго», который солдаты называли «живые помощи»,– полуистлевшие свидетельства веры поисковики находят на полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками.
А священники все же молились…
К началу Великой Отечественной войны духовенство Русской Православной Церкви было почти уничтожено. Безбожная пятилетка была в разгаре. Закрыты и разрушены тысячи храмов и монастырей. Расстреляно более 50 тысяч священнослужителей. Сотни тысяч сосланы в лагеря. К 1943 году на территории СССР не должно было остаться ни одного действующего храма и ни одного действующего священника.
18 июля умер протоиерей Василий Брылев, ветеран Великой Отечественной войны, участник боев на Курской дуге. Священник, прослуживший больше 60 лет Богу и Церкви.
Протоиерей Василий Брылев — О его удивительной жизни хотелось слушать снова и снова
Последние годы здоровье отца Василия постоянно ухудшалось. Сказывалось тяжелое ранение, многие операции, прогрессировал рак. Тем не менее отец Василий и думать не желал о том, чтобы перестать служить, уйти на покой. Для него главной потребностью жизни оставалось служить Богу , стоять у Его престола.
Да упокоит Господь его светлую душу в небесных обителях!
Началась война
Когда закрыли женский монастырь, у нас стала жить монахиня Татьяна. Она воспитыва-ла нас, семерых детей. Мы были все с Богом, и мать, и отец. Именно монахиня Татьяна, отправляя на фронт Василия Брылева, скажет, что он вернется живым, но без одной руки.
Всю зиму наступали, отступали. Всякое было…
В 1942 году, как только исполнилось 18, Василия отправили учиться в офицерскую школу Ижевска. Все ребята там собрались и говорят: «Наши отцы защищают Родину, отдают за нее жизнь, а мы будем здесь сидеть. Давайте запишемся в добровольцы, чтобы нас отправили на фронт». Все записались, и я с ними.
В 1971 году я служил в Сокольниках в парковой зоне. Обычно мне угрожали, а потом стали оскорблять. Я говорю: «Что же вы делаете из меня преступника? Я отдал жизнь за Родину. Знаете, как я воевал?».
Помощь Бога
Я стал искать сильных людей, которые отменили бы решение о закрытии церкви. Потом я поехал в министерство по делам религии в Москву, и там меня приняла старая женщина. Я ей говорю: «Нельзя ли как-то иначе поступить?». Она подумала и сказала: «Я верю в Вас. Собери такую сумму, и я постараюсь отменить это решение». Московские прихожане собрали нужную сумму, и я отдал ей деньги. После этого отменили решение о закрытии. Это было в 1971 году.
День
Георгия Победоносца, служение на Поклонной горе с Патриархом
Удивительная жизнь и яркая личность отца Василия привлекали к нему людей и из Москвы, и из близлежащих мест. Как священник он был востребован и всегда с готовностью служил людям, ищущим его пастырского окормления.
Протоиерей Василий Брылев с сотрудницами храма
Монах Самуил- насельник Саввино-Сторожевского монастыря.
«На Курской дуге я был с самого первого дня»
Курская дуга
С 5 июля по 23 августа 1943 года проходила битва на Курской дуге, ставшая одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Победа под Курском ознаменовала переход инициативы к советской армии. Советские войска завершили разгром белгородско-харьковской группировки противника и заняли выгодное положение для перехода в общее наступление с целью освобождения Левобережной Украины и Донбасса.
Рассказы монаха Самуила о тех страшных днях...
На Курской дуге я был с самого первого дня, как она организовалась – весна 1943 г. и до самого конца – июль 1943 года. Снабжение было настолько слабое, что нас неделю не кормили вообще, мы питались подножным кормом. Весна была. Говорили, что к нам обоз идет. Потом выяснялось, что никакого обоза не будет. А солдат просто обманывали.
Я попал на Курскую дугу в марте 1943 года. Обоза нет, а кормиться надо как-то: у населения просить картошки, у хозяев, в мягкой форме. Только нам сказали, чтобы мы не залезали в погреб подвала за картошкой, — часто потом не закрывали его, и зимой многое мерзло. Попросить надо!
Мы вышли из окопов, и нам дали задание подойти поближе к немецким окопам, чтобы немцы не таскали туда наших раненых. Нам говорили, что немцы их истязают и, в конце концов, расстреливают. Видим, лежит солдат, красивый такой, и новые сапожки у этого солдата. А солдат очнулся и кричит: «Ой, братики пришли, спасли меня, слава Богу!» Он оказался из Рязани, командир взвода.
Я тоже был ранен на Курской дуге.
А 7 июля 1943 года началось наступление на Курской дуге. Мы были в 70 километрах от деревни Прохоровка и видели своими глазами, что такое ад: небо горит, земля дрожит…Страшно.
«А каково сейчас тем солдатам, кто сражается там?» — думал я с замиранием сердца.
Потом я был ранен в наступлении. В госпитале девочки меня на плечи взяли и отвели в первое отделение, где тяжелораненые. Я три дня там пролежал. Но не особо тяжелораненый был. Нога только повреждена.
Случай такой был...
Получил приказ – выполняй. Хороший — не хороший, правильный — неправильный – ты выполни, а потом обжалуешь. И вот, конечно, промысел Божий. Я думаю: почему вот так они дают команду – по своим стрелять? И потом, я, опять-таки, хорошо знал буссоль — прибор, который служит для того, чтобы можно было миномет наводить на цель по телефону. Дают команду: «Буссоль 15», а я говорю, по цепочке, офицерам: «У вас неправильно собран буссоль». И вот после этого они передают: «Буссоль 45», то есть в противоположную уже сторону, на противника. Тут, конечно, я уж открыл огонь!.. Офицеры быстро согласились со мной, потому что увидели, что буссоль собран неправильно на 180 градусов при сборке. Шкала перевернулась.
День победы!!!
Когда наступил День Победы, я учился в училище. Меня как-то вызвали для вручения медали «За боевые заслуги», а я говорю: «Я не хочу медаль». Ну, её другому солдату и отдали, не стали спорить со мной.
Отказался, значит… Но потом подумал: и правильно! Медали не было, значит пришел с фронта без медали. А если бы медаль была, то каждая медаль в начале Отечественной войны ценность имела. А потом уже стали больше цениться ордена. Я не гордился. Смирение – ведь это самое большое, что надо человеку, а монаху – тем более. Вот и получилось, что я сам способствовал этому смирению.