СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связь функциональной грамотности с проектной деятельностью

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность – отличный инструмент для развития жизненно важных навыков, который способствует эффективному развитию функциональной грамотности обучающегося. 

Просмотр содержимого документа
«Связь функциональной грамотности с проектной деятельностью»

Английский философ и социолог Арнольд Тойнби в книге "Постижение истории" анализируя современное общество, его потребности и цели, умозаключает, что в современном технократом мире человечество постоянно стоит перед вызовами, и, соответственно, человеку приходится делать нелегкий выбор и давать ответы этим вызовам.

В нашем обществе одним из таких вызовов является функциональная грамотность. В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».

По определению Леонтьева А.А., «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Иначе говоря, это личность, владеющий инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющий находить эффективные способы решения проблемы, ставить перед собой цель для достижения результата, определяет задачи для достижения поставленной цели, представляет ход и результат проделанной работы, умеет проводить рефлексию собственной деятельности. Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление. Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения, а именно:

1) компетентностный подход (познавательных и коммуникативных);

2) развитие критического (нестандартного мышления);

3) групповая форма работы;

4) взаимообучение;

5) самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности;

6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся;

7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людях.

Именно в проектной деятельности заключен инструментарий для формирования функциональной грамотности.

Метод проекта возник давно. Автором данного метода считается Джон Дьюи. Строится метод по принципу 5П:

Проблема, Поиск информации, Проектирование, Продукт, Презентация.

В концепцию метода проектов положена идея о направленности учебнопознавательной деятельности учащихся на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически значимой для студента проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

С проектной деятельностью человек сталкиваемся в своей жизни постоянно. К ней можно отнести многое из того, что мы делаем. От небольших проектов, занимающих дни или недели (например, организации дня рождения или встречи друзей) до крупных проектов, продолжающихся месяцы (например, подготовка выпускной работы или книги) или даже годы (например, строительство стадиона).

Проект (от лат. Projectus – брошенный вперед) — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов.

Понятие Проект включает в себя:

1. замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического и практического продукта;

2. программа и план действий̆, направленных на создание нового продукта;

3. творческая деятельность по реализации замысла, результатом которой̆ является произведенный̆ продукт.

Условно всю нашу деятельность можно поделить на:

1. операционную,

2. проектную.

Проектная деятельность – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В отличие от нее, операционная деятельность – это постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей, результат ее повторяется, т.е. не является уникальным.

Примерами проектной деятельности являются:

  • постройка дома,

  • организация конференции,

  • проектирование нового продукта,

  • разработка услуги,

  • проведение соревнования,

  • выпуск праздничного буклета и т.д.

Примеры операционной деятельности:

  • занятие спортом (тренировки),

  • изучение иностранного языка,

  • обслуживание клиентов,

  • чтение лекций,

  • производство продукта и т.д.

Ключевое отличие проектной деятельности – это уникальность результата, ограниченность по срокам и большее число рисков. Состав исполнителей, как правило, формируется под конкретный проект.

Этапы проектной деятельности:
Первый этап работы – проблематизация. Идентификация проблемы, которую нужно решить, или задачи, которую нужно выполнить – вот, что является началом работы.
Следующий этап – целеполагание.
На этом этапе определяется: к чему все-таки должен прийти проект и каких достичь целей. Для этого важно провести шаг генерации идей, вариантов решений по достижению целей.

Один из распространенных подходов – использование методики SMART. 

 Хорошо сформулированная цель проекта должна быть:

  1. конкретной (однозначно воспринимаемой всеми участниками),

  2. измеримой (это значит, что вы должны сформулировать выявленную проблему в конкретных показателях),

  3. достижимой при заданных временных и ресурсных ограничениях,

  4. актуальной,

  5. ограниченной по времени.

Очень важный момент – актуальность проекта. Как понять, что проект актуален? Задать вопрос: что измениться в жизни конкретных людей после реализации проекта?

 Например: увеличить посещаемость сайта до 1000 посетителей в сутки за 2 месяца с помощью ежедневной публикации новых материалов и рекламы ресурса в социальных сетях.

Здесь же стоит определиться с продуктом проекта. По сути, под продуктом проекта понимается то, что должно быть реализовано (создано) для завершения проекта, для достижения цели. Продуктом проекта могут быть товары, услуги, разработанные методологии, определенные информационные материалы, сайты и т.д

План эко деревни, эко буклеты, проект костюма, игра «города России», маршрут путешествия, туристический сайт, сайт традиционная музыкальная культура народов мира, конференция, проведение акции, и т.д.

Третий этап - планирование. Здесь происходит планирование деятельности, которую необходимо осуществить для достижения цели проекта. Определяются требования к продукту проекта, выбираются способы выполнения проекта, устанавливаются сроки выполнения и т.д.  

Четвертый этап - реализация проекта. Для успешной реализации важно научиться отслеживать прогресс выполнения, чтобы вовремя выявить отклонения и предпринять управленческие действия. Определяйте контрольные точки (вехи), проводите оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов.
Последний этап – сдача проекта. Для освоения курса «Основы проектной деятельности» непременным условием является его публичная защита, презентация результата работы.

В заключении необходимо отметить, что проектная деятельность – это отличный инструмент для развития жизненно важных навыков. Это возможность учиться самостоятельно, думать и решать актуальные вопросы.

Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности. Данная деятельность является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность обучающихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Ведь проект – это и метод, и содержание, и форма организации учебного процесса, и технология. С этапом обучения меняется не только тематика – в соответствии с возрастными интересами обучающихся и различной степени сложности, но и используемые виды деятельности и тип продукта.

При использовании проектной технологии каждый обучающийся:

• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения;

• умение отвечать за свою работу;

• выполняет разные роли: ответственный, член группы, оформитель, репортер, ведущий, технический исполнитель, и др.