Дата: 13.04.2021
ТЕМА УРОКА: «Связь имени прилагательного с именем существительным».
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить со смысловым значением имён прилагательных, показать связь имени прилагательного с именем существительным.
Учебные задачи: 1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
способность к самооценке и основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности,
формирование установки на безопасный, здоровый стиль жизни.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
уметь определять и формировать цель с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
уметь высказывать своё мнение;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
ориентироваться в системе знаний;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать в парах и группах.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формирование различать часть речи, определять её место в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным, устанавливать связь между прилагательными и существительными.
Ход урока: I. Организационный момент. Прозвенел звонок Начинается урок.
Наши ушки на макушке, Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем.
С каким настроение пришли на урок?
Какие качества вам нужно проявить , чтобы урок получился интересным?
Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, сделаем пальчиковую гимнастику. Упражнения:
Пальчики здороваются друг с другом.
Согреем пальчики.
Покатать ручку между ладонями.
Опустили кисти рук и потрясли ими.
А теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.
Проверьте свою посадку, потому что «Красиво пишет тот, кто правильно сидит».
Напишите строчку букв Кк, обратив внимание на правильное соединение элементов букв. С этой буквы начинается очень вкусное блюдо, о котором будем сегодня говорить.
1). Работа над словарными словами.(на доске)
-Мы уже говорили, что пища помогает нам сохранить здоровье. Давайте найдём в словаре названия полезных продуктов, в которых есть буква К и запишем их.(Морковь, картофель, яблоко, молоко).
Морковь картофель яблоко
2). Повторение и обобщение знаний, полученных ранее.
-Какой частью речи являются написанные слова? Докажите. У существительных подчас Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета у них без нас, ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить.
-Какая часть речи о себе так может сказать? 3). Блиц-опрос. Закончите предложения:
Имя прилагательное обозначает ……
И отвечает на вопросы……
Прилагательные могут обозначать различные признаки:…(цвет, форму, вкус, размер, запах)
4). Поиграем в игру «Кто больше?» К нашим словарным словам подберём как можно больше прилагательных.
морковь картофель яблоко сладкая вкусный румяное
-От какой части речи мы ставили вопрос?
-Значит, с какой частью речи связано имя прилагательное?
4). Целеполагание.
Какую цель мы перед собой поставим?
(Научиться подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные) Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Ответы детей).
Наша тема звучит: «Связь имени прилагательного с именем существительным».
Работа с учебником.
Откройте учебник на с. 88 упр.152 (устно)
Физминутка.
Найдите глазами яблоко, морковь, апельсин и т.д.
Наблюдение над ролью имён прилагательных.
-Отгадайте загадку: Вот крупа, молоко, чашка. Сварилась к завтраку вкусная (каша)
Я предлагаю поговорить о каше. Она научит не только правильно питаться, но и правильно употреблять имена прилагательные, чтобы наша речь была красивой и выразительной.
1).Сообщения детей.
Каша – одно из самых старинных блюд. Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже 9000 лет. Рисовую кашу – 5000 лет, гречневую – 4000 лет.
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств.При рождении ребёнка варилась «бабина каша» - крутая, пересолённая, которую должен был съесть молодой отец.
У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: «С ним каши не сваришь».
Врачи советуют каждый день есть кашу на завтрак. Ведь в крупах, из которых мы варим кашу содержатся витамины В1 и В2, которые помогают вам вырасти сильными, здоровыми, энергичными и сохранить хорошее зрение.
2). Работа над прилагательными. Игра «Какие бывают каши?»
Подберите имена прилагательные к слову каша. (Учитель показывает крупу, дети записывают виды каш на доске и в тетрадях).
Игра «Какие бывают каши?». Каши (какие?) гречневые, пшённые, рисовые, перловые.
А теперь давайте похвалим кашу. Какая часть речи поможет нам?
(на экране слова) сладкие, молочные, полезные, жидкие, горячие.
Будем подчеркивать знакомые вам орфограммы.
-В каком числе стоят существительные? А прилагательные?
-В русском языке говорят, что существительные и прилагательные согласуются в числе.
3). Игра « Ладошки».
Я буду называть прилагательные. Если они подходят к слову каша, то хлопайте.
Тёплая, вкусная, кудрявая, квадратная, ароматная, деревянная, синяя, длинная, любимая.
-А почему не хлопали, когда я говорила деревянная каша, длинная каша? Имена существительные связаны с прилагательными по смыслу.
4). Работа в группах. Пословицы.
Люди сложили большое количество песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Ваша задача - соединить начало и конец пословиц.
Хороша кашка, да мала чашка.
Щи да каша – пища наша.
Кашу маслом не испортишь.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Гречневая каша – матушка наша.
Назовите пословицу о каше с именем прилагательным? Объясните её смысл. (Она вкусная и питательная, даёт силу и здоровье. У русского народа она всегда пользовалась уважением. Её называли матушкой.)
VI. Работа по развитию речи (работа в парах).
-На карточках записана сказка «Приключение зёрнышка». (Дети читают сказку.)
Но все прилагательные сбежали из этой сказки. Давайте их вернём. Беглецы прячутся под текстом. Впишите нужные по смыслу прилагательные в сказку.
«Посадили весной в тёплую землю крохотное зернышко. Появился из него слабенький росточек.
Земля, вода и ласковое солнце помогли ему превратиться в сильный колосок, полный новых зерен.
Осенью колоски собрали и обмолотили — достали зерна из колоска. Из зерен сделали крупу, а из крупы сварили вкусную и полезную кашу»
-Как изменился текст?
-Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
Давайте любить кашу и, когда её дают нам в столовой, всю съедать.
VIII . Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
1).Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали?
Выполнили мы учебную задачу?
Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”, Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять. 2). Домашнее задание (на выбор):
сварить вместе с мамой вашу любимую кашу, а рецепт её приготовления записать в тетрадь
(прилагательные подчеркнуть волнистой линией);
ВКУСНАЯ КАША |
Маленький Петя с сестрёнкой Наташей, Кушал за завтраком манную кашу. Мама в тарелки её разложила, Кашу молочную очень хвалила: Сладкая, пышная с маслицем вкусным. Кашу сварить – это тоже искусство! Чтобы хорошей она получилась, Нужно, чтоб в меру она разварилась, Чтоб молочко было свежим, душистым, Пахло, чтоб лугом и солнцем лучистым. Сахар чтоб был удивительно сладким, Манка насыпана ровно и гладко. Манная каша – одно объеденье, С мёдом и маслом, с вишнёвым вареньем. Каша с добавкой исчезла так быстро! Глянула мама – в тарелочках чисто! |
Приложение 1.
Хороша кашка,
Щи да каша – матушка наша. Кашу маслом не испортишь. Если про кашу не забудешь, пища наша. здоровым будешь. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. Гречневая каша – да мала чашка.
Приложение 2.
«Посадили весной в……………….. землю ………….. зернышко. Появился из зернышка ……………… росточек.
Земля, вода и ……………….солнце помогли ему превратиться в ………………колосок, полный ……………. зерен.
Осенью колоски собрали и обмолотили — достали зерна из колоска. Из зерен сделали крупу, а из
крупы можно уже сварить …………………………………………кашу.»
Тёплую, крохотное, слабенький, ласковое, сильный, новых, вкусную и полезную
Приложение 3.
Вкусная каша.
……………….. Петя с сестрёнкой Наташей, Кушал за завтраком ………………… кашу.
Мама в тарелки её разложила,
Кашу …………………………. очень хвалила:
- …………………, …………….. с маслицем ………………...
Кашу сварить – это тоже искусство!
Чтобы ………………… она получилась,
Нужно, чтоб в меру она разварилась,
Чтоб молочко было ………………, ………………………., Пахло, чтоб лугом и солнцем ………………………...
Сахар чтоб был удивительно …………………., Манка насыпана ровно и гладко.
…………………. каша – одно объеденье, С мёдом и маслом, с ………………… вареньем.
Каша с добавкой исчезла так быстро! Глянула мама – в тарелочках чисто!
(маленький, манную, молочную, сладкая, пышная, вкусным, хорошей, свежим, душистым, лучистым, сладким, вишнёвым)