II этап Актуализация знаний Устный счет (Математический диктант) | Организует повторение изученного материала. - С какими арифметическими мы с вами уже знакомы? -Верно. А поднимите руки те, кто сможет мне назвать компоненты всех арифметических действий? - Как называются компоненты у такого арифметического действия как сложение? У вычитания? У деления? У умножения? - Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока будет связана с действием умножения, поэтому к нам в гости сегодня пришел знак умножения, но пришел он не один, а вместе со знаком сложения. Они хотят, чтобы мы с вами сами догадались, какая тема урока сегодня будет, но перед этим они попросили меня провести устный счет, чтобы убедиться, что вы готовы к новым открытиям. - Открыли тетради, отступили 2 клетки вниз, записали число, классная работа. Сегодня 12 марта. - Сейчас я буду называть различные выражения. Ваша задача – через запятую записать ответы. 1) Найдите разность чисел 62 и 30. (32) 2) 76 увеличить на 4. (80) 3) Первое слагаемое 23, второе 7. Чему равна сумма? (30) 4) 46 уменьшить на 6. (40) 5) Найдите сумму чисел 16 и 5. (21) 6) Уменьшаемое — 17, вычитаемое — 9. Найди разность. (8) 7). На сколько 80 больше, чем 60? (20) 8). Запиши число, в котором 8 десятков и столько же единиц. Увеличь его на 2. (88, 90). -А теперь, поменяйте, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте. Возьмите простые карандаши. Сейчас мы проверим, кто и как справился. Я читаю ответы. Если ответ неверный, вы зачеркиваете его и сверху записываете правильный. Если ответ верный, вы ставите над ним «+». - Подняли руки те, кто не совершил ни единой ошибки. А теперь те, у кого 1-2 ошибки. Те, у кого 3-5 ошибок. Те, у кого больше 5 ошибок. | Определяют область знания и незнания. - Сложение, вычитание, умножение и деление. Поднимают руки. - Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; делимое, делитель, частное; первый множитель, второй множитель, произведение. Открывают тетради, записывают число, классная работа. 32, 80, 30, 40, 21, 8, 20, 88, 90. Взаимопроверка | Весь класс 4 ученика Весь класс Работа в парах. | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. |
III этап Самоопределение к деятельности. | - Ну а теперь перейдем к теме урока. Я предлагаю вам посмотреть на эти кубики. Малыш Умножение построил вот такую стеночку из кубиков. Сейчас мы узнаем, сколько всего кубиков понадобилось для этой стенки. В ней по 3 кубика каждого цвета, и были использованы кубики 5 разных цветов. То есть, можно сказать, что брали по 3 кубика 5 раз. Как при этом условии выглядит математическая запись? Каким выражением мы решим задачу? - Но, чтобы написать ответ, нам необходимо вспомнить, что обозначает каждый из множителей. А что заменяет действие умножение? - Что нам показывает первый множитель? -А что нам показывает второй множитель? - Что нужно выполнить в нашем действии? Запишем это. - Молодцы! Мы с вами решили задачу, в которой было известно, сколько кубиков составляют один ряд, и сколько таких рядов. А надо было узнать, сколько всего кубиков. А теперь решим обратную задачу. Что такое обратная задача? - Итак, у нас 15 кубиков, из которых сложена стенка. Мы видим, что кубики располагаются горизонтальными рядами разного цвета по 3 кубика в каждом ряду. Сейчас мы будем узнавать, сколько таких рядов. - Ну, и ещё одна обратная задача. Для того чтобы построить стенку, взяли 15 кубиков и поставили их в 5 рядов. По сколько кубиков получилось в каждом ряду? - Ну вот, мы и решили 3 задачи. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на запись решения этих задач. Вот решение первой задачи, выполненное действием умножения. В нём первый множитель - 3, второй множитель - 5, произведение равно 15. А теперь посмотрите на решение второй задачи. Что вы заметили? - А что скажете про 3 задачу? - Какой мы можем сделать вывод? Связаны ли компоненты умножения друг с другом? | Записывают: 3*5= - Действие умножение заменяет действие сложение, когда слагаемые одинаковые. - Первый множитель нам показывает, какие числа мы складываем. - Второй множитель нам показывает сколько раз мы это число будем складывать. - В нашем действии нужно по 3 взять 5 раз. 3+3+3+3+3 = 15 (к.) - Значит в действии умножения ответ 15. 3*5=15 (к.) Ответ: 15 кубиков. - в обратной задаче неизвестное число становится известным, а одно из известных становится неизвестным. - Так как в каждом ряду кубиков поровну, то получим: 15 : 3 = 5 (р.) Ответ: 5 рядов. Получаем: 15 : 5 = 3 (к.) Ответ: 3 кубика в каждом ряду. - заметили то, что здесь произведение из первой задачи разделили на первый множитель, и получили второй множитель. - А в третьей задаче произведение разделили на второй множитель и получили первый множитель. - Компоненты умножения связанны друг с другом. | | | Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера; Познавательные: выделяют необходимую информацию. |
IV. Открытие новых знаний. Цель – углубить знания по предмету. | - Запишем с вами в тетрадь следующее выражение : 7*2 - Какое мы получим значение этого выражения? -Отлично! А попробуйте доказать мне, что эти компоненты умножения тоже связаны между собой. Что мы с вами запишем? - Молодцы! Ребята, смотря на все эти выражения, какой мы можем сделать вывод о связи компонентов умножения? | Записывают в тетрадь. 7*2=14 14 : 7 = 2 14 : 2 = 7 - Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель. | | | Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера. |
V этап. Работа по теме урока. Первичное закрепление знаний Цель – активизировать знания обучающихся Работа с учебником. Чтение правила. | - Откройте учебники на с.72. - Рассмотрите рисунки на странице на с. 72 и равенства под ними. - Прочитайте первое равенство, называя компоненты умножения. - Как нашли первый множитель? - Как нашли второй множитель? (Аналогично разбираются примеры по второй рамочке). - Прочитайте правило в рамке на этой странице. Верно ли мы рассуждали? - Вот это правило нам с вами необходимо обязательно выучить. Прочитайте про себя еще раз это правило. Поднимите руки, кто готов попробовать его рассказать. (Учитель закрепляет на доске карточки). | - произведение 8 разделили на второй множитель 2, получили первый множитель 4. - произведение 8 разделили на первый множитель 4, получили второй множитель 2. -Верно. Рассказывают правило. | | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. |
VI этап. Закрепление изученного. Цель – закрепление знаний №3 с.72 «Проверь себя» с.72 | - Прочитаем задачу №3. Что нам известно в задаче? - Что нужно узнать? - Составьте рисунок к этой задаче и решите ее самостоятельно. Проверка. - Чтобы закрепить наши знания и убедиться в том, что тема понята вами, найдите раздел «Проверь себя» и выполните его самостоятельно. Проверка в парах. | - Цена булочки – 5 р., булочек – 3 шт. - Сколько стоят 3 таких булочки? Самостоятельное решение задачи. Самостоятельное выполнение «Проверь себя». Взаимопроверка. | 1 ученик решает у доски. 2 ученика выполняют у доски. | | Регулятивные: контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. |
VIII. Итог урока. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | - Наши гости хотят подвести итог нашего урока. Давайте это сделаем и попрощаемся с ними. - Какую тему мы с вами сегодня изучали на уроке? - С каким правилом сегодня познакомились? - Какое из заданий вам показалось самым трудным? | - Связь компонентов умножения. - Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель. | | Личностные: осознают важность полученных знаний | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. |