Тема: «Связь музыки и движения»
Цель: Показать детям, что мелодия является основой музыкально-двигательного образа.
Задачи: 1) научить детей вслушиваться в мелодию,
2) умение запоминать ее,
3) двигаясь, напевать ее про себя
4) дети должны точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли.
План
1. Движения и музыка являются целостным музыкально-двигательным образом.
2. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей
3. Воспитание восприятия целостности каждого музыкального произведения
4. Детям важно научиться постигать язык музыки.
5. Необходимость развития у детей чуткости к элементам музыкальной выразительности
6. Воспитание чувства метроритма
7. Восприимчивость к динамической окраске музыки.
Вывод: Музыка и движения являются одним целым.
1. Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре также органически связаны содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.
2. Приемы ознакомления детей с новым материалом разнообразны. Но независимо от того, пользуется ли педагог в данном случае объяснением или показом, дети сразу начинают двигаться одновременно вникая в музыку и осваивая движения. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.
3. У детей надо воспитывать восприятие целостности каждого музыкального произведения. Естественный путь для этого – развитие восприятия мелодии как главной носительности содержания музыки, в единстве со всеми средствами музыкальной выразительности.
Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать, двигаясь, напевать про себя. Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли – и после ходьбы или бега, и в упражнениях, исполняемых на месте. Продолжать движение, пока не затихнут последние звуки напевной музыки, четко прекращать его, если музыка заканчивается коротким громким аккордом.
Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают ее логическое заключение, но еще не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, над улучшением которой надо систематически работать.
Упражнения, в которых окончание музыки подчеркивается интересным игровым моментом, помогают детям на первых этапах обучения внимательно следить за развитием мелодии, чувствовать ее устремление к тонике.
Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой как музыкальный рассказ.
Упражнения, в которых это содержание передается связанными и осмысленными действиями, раскрывают целостность и логичность всего музыкального произведения.
4. На всех этапах у детей необходимо развивать умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык. Во время работы с детьми над музыкально-двигательным образом неоднократно следует давать и послушать музыку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недостаточно ярко воспринимают и не передают в движении. Педагог будит воображение детей, подсказывает им методом образа вытекающие из особенностей музыки.
Музыкальный рассказ оживает и дети создают яркий музыкально-двигательный образ. Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают.
Иногда полезно просто сосредоточенно послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям. Это помогает воспитывать любовь к музыке, желание и умение ее слушать.
Хорошо, когда ети просят сыграть ее еще раз, радуются ее красоте. От этого их движения становятся выразительнее, одухотвореннее.
5. Необходимость развивать у детей чуткость к элементам музыкальной выразительности.
Это достигается путем работы над музыкальными произведениями, в которых тот или иной элемент является ведущим – определяет характер и основное эмоциональное содержание мелодии и движения.
6. Но при этом нельзя искусственно обособлять элементы музыкальной выразительности, нарушая восприятие целостности музыкального образа. Так развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения не отделяется от воспитания целостности восприятия музыки. Нельзя уточнять ритмичность детей в отрыве от музыки, например, громким счетом или хлопками – это мешает детям слушать и воспринимать музыку, подменяет ощущение музыкального ритма арифметическим счетом , воспитывает привычку механически согласовывать свои движения с музыкой.
Не следует также в работу по воспитанию чувства метроритма приносить элементы музыкальной грамоты. Это путает детей, отвлекает их внимание от музыки, мешает непосредственному восприятию и выражению ритмического характера музыки.
Для воспитания четкой ритмичности движения большое значение имеют также упражнения, которые дети выполняют сообща – или держась за руки, или воплощая коллективный образ. Детей захватывает общий ритм и их движения четко согласуются с музыкой.
Обычно дети сами находят правильный темп и ритм движений, иначе им помогает педагог объяснением или показом.
В музыкально-двигательном материале темп, протяжность, ритм движений определяются всем характером музыки, а не только ее временной организацией. Например, не всякой польке соответствует движение в ритме полечного шага. На одну дети отвечают шагом, на другую – поскоками. Хотя счет две четверти в обоих случаях.
Три очень сходные по ритмическому рисунку мелодии в зависимости от обработки рождают – бег по восьмым, прыжки по четвертям или движение по половинным нотам.
Но если в музыкальном произведении или в какой-то части ритмический рисунок является ведущим образно-выразительным средством, то он обязательно должен отразиться в движении. Поэтому необходимо сосредоточить на нем внимание детей, учить их чувствовать его выразительность. Это легче всего сделать на примерах плясовой народной музыки, в которой заключение музыкальной мысли часто подчеркивается характерной ритмической фигурой, которую обычно отражают 3 задорными притопами и хлопками.
Затем ребята знакомятся с музыкой, в которой постоянный ритмический рисунок в течении целой части играет ведущую роль.
Вначале не все дети чувствуют ритмический рисунок, и не могут поэтому передать его. Педагог может помочь им осмыслить его ритмической подговорочкой, подпеванием, показом.
Надо, чтобы дети могли определить ритм своих движений. Если их индивидуальное решение соответствует характеру музыкально-двигательного образа, то не следует добиваться, чтобы все дети передавали ритмический рисунок одинаково.
7. Нужно развивать восприимчивость к динамической окраске музыки. Следует воспитывать устойчивую связь между уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения. Яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и непосредственно является в их моторной реакции. Руководитель должен следить чтобы форте всегда исполнялось ими сильно, с полной нагрузкой, а на пиано движения не заглушали музыку.
Но сама по себе моторная реакция на громкие и тихие звуки еще не всегда свидетельствует о переживании выразительного значения музыкальный F и P . С первых уроков динамический контраст должен быть услышан и передан детьми как изменения в характере музыки, как изменение ее эмоциональной окраски.
Вывод: Музыка и движения являются одним целым.