СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свержение монархии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была представлена на 9 капустинских чтениях (открытый урок).

Просмотр содержимого документа
«Свержение монархии»

Дата урока: 14.12.2017г.

Тема урока: Свержение монархии.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.

Цели: сформировать представление о Февральской революции как попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны.

Планируемые результаты урока.

Предметные: Уметь разбираться в причинах революции, знать основные революционные события, ее историческое значение.

Метапредметные:

- познавательные - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- регулятивные - постановка новых целей.

- коммуникативные – умение работать в группе, задавать вопросы.

Личностные: Готовность и способность к саморазвитию, мотивации к познавательной деятельности.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, системно-деятельностный подход, адаптивная система образования.


Ключевые понятия: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание.


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять причины и сущность событий Февраля 1917 г.; анализировать различные версии и оценки событий Февраля 1917 г., высказывать и аргументировать свою оценку; характеризовать первые мероприятия Временного правительства и его взаимоотношения с Петроградским Советом; давать характеристику позиций политических партий и лидеров весной 1917 г., привлекая документы и дополнительную литературу.


Работа с историческими источниками: чтение и комментирование выдержки из Манифеста об отречении Николая II от престола (учебник, с. 76); текста приказа № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского военного округа от 1 марта 1917 г. (хрестоматия, с. 43—44); выдержки из Декларации Временного правительства о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. (учебник, с. 76—77).


Персоналии: М.В. Родзянко, Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский, Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, Н.В. Рузский.


Основные даты: 1917, 2 марта — установление двоевластия, отречение Николая II от престола.


Образовательная среда: 1. Учебник. — § 10. 2. Хрестоматия по истории России. XX в. 3. Таблица «Первый состав Временного правительства (март—май)».

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация, видеофрагмент.


Ключевые вопросы:

1. Причины революции.

2. Революционные события Февраля 1917 г. в Петрограде.

3. Образование новых органов власти.

4. Отречение Николая II.

5. Двоевластие.

6. Национальный вопрос после Февраля.


ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент

  2. Мотивирование на учебную деятельность

- Здравствуйте ребята!


2017г. – это год 100-летия Великой Русской революции, которая коренным образом переменила судьбы миллионов жителей России, а главное изменила ее будущее.


Определение темы урока


- А сейчас мы обратимся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова (видео фрагмент): (слайд 2)


Предсказание

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь - и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож;

И горе для тебя!- твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.


- Лермонтов, в одном из своих самых таинственных стихотворений, пророчески предвидел трагические события российской истории начала 20 века, предвидел будущее целой страны – России, словно по пунктам изложил то, что произойдёт с ней.


- Как вы думаете, о каких событиях в своем стихотворении писал Лермонтов? (падение российского самодержавия, свержение монархии).


- Как вы думаете, с какой темой мы познакомимся на сегодняшнем уроке?

- Итак, тема сегодняшнего урока «Свержение монархии». (слайд 3)

(запишите в свои тетради).


- Скажите, а чтобы вы хотели узнать по теме сегодняшнего урока истории?

(когда и где это было, что привело к таким событиям, кто являлся участником этих событий, к чему привело это событие).


- Вывести на экран план сегодняшнего урока. (слайд 4)

- Вы согласны с данным планом урока?


- Процесс свержения монархий нам уже известен из курса «Новой истории» (Англия и Франция).


- Чем всегда сопровождался процесс свержения монархий? (коренными изменениями в обществе, коренным переворотом).


- А каким словом можно назвать такой коренной переворот? (Революция).


- Попробуйте дать определение понятию «революция».


Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя. (записать в тетради). (слайд5).


- Попробуйте вспомнить, что представляла из себя Россия накануне Первой Мировой войны?

(аграрно-индустриальная страна с самыми высокими в мире темпами промышленного роста (8,1% в год), страна, которой надо было провести модернизацию в самые сжатые сроки, страна с множеством нерешенных проблем).


- Предлагаю в группах (по 4 чел.) вспомнить эти нерешенные проблемы и выяснить причины революционных событий февраля 1917г. (из предложенных вариантов надо выбрать верные, обосновав свой ответ, частично получить ответы вы сможете из первого абзаца параграфа 10, стр.73, а также советую обратиться к тексту телеграммы председателя ГД М.В.Родзянко Николаю II от 26.02.1917г., стр.73 учебника): (слайд 6)

- Нерешенность аграрного вопроса.

-Отсутствие рабочего законодательства. 

- Наличие крепостного права.

- Кризис самодержавия.

- Продолжение Первой мировой войны.

- Рост авторитета царя.

- Большой успех реформ Столыпина.

- Национальный вопрос.

(слайд 7)

- Итак, подытожим: - Нерешенность аграрного вопроса; - Отсутствие рабочего законодательства; - Кризис самодержавия; - Национальный вопрос; - Продолжение Первой мировой войны – все это явилось причинами февральских событий.


- Каким термином из области химии мы можем назвать такую причину как - Продолжение Первой мировой войны (катализатор, ускоритель).


- Предлагаю посмотреть на события февраля 17-го года с точки зрения химического процесса (химический опыт, 5 пробирок, в четырех из них при добавлении хим. элементов в воду ничего не происходит - первые четыре причины, а в пятой происходит бурная хим.реакция).


- Какие исторические аналогии вы для себя провели после данного опыта?


- Оцените пожалуйста свою работу в группах на полях своих тетрадей (критерии оценки на слайде).


- О революционных событиях февраля 1917г. вы узнаете из моего рассказа.

« …В конце 1916г. - начале 1917г. особенно сложная ситуация с продовольствием была в Петрограде. Начались погромы и беспорядки. (слайд 8)

18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, переросшая в широкомасштабные народные выступления. Вводятся 20 февраля хлебные карточки.

22 февраля Николай II отправляется в Ставку в Могилев, оставив столицу на министра внутренних дел Протопопова, человека бестолкового и некомпетентного.

23 февраля проходит демонстрация, возглавляемая женщинами с требованиями хлеба и возвращения с фронта мужчин, продолжаются экономические забастовки. 25 февраля забастовка перерастает во всеобщую политическую стачку, и к лозунгу «Хлеба!» добавляются «Долой самодержавие!», «Долой войну!» (участвуют более 300 тыс.чел.).

25 февраля из Ставки в Петроград Николай II отправляет телеграмму с требованием срочно навести порядок в столице, для этого предлагает использовать войска.

26 февраля Николай II распускает Думу на два месяца, члены ГД отказываются подчиниться царскому указу.

Расквартированные в Петрограде воинские части отказываются участвовать в подавлении беспорядков и демонстраций (Павловский, Волынский полки) и начинают переходить на сторону восставших.

27 февраля восставшие захватывают арсенал, вокзалы, освобождают из тюрем «политических» и «пострадавших от режима», овладевают Зимним дворцом и к вечеру приходят к Таврическому дворцу, где с утра собрались не подчинившиеся царскому указу депутаты ГД. Под руководством Родзянко (председателя четвертой Думы) создается Временный исполнительный комитет членов ГД (для управления Петроградом и страной). В соседнем крыле Таврического дворца собираются «освобожденные» социалисты, члены думской с/д фракции, рев. интеллигенция, которые провозглашают создание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов во главе с меньшевиком Чхеидзе и будущим эсером Керенским. Основную массу членов Петросовета составляют меньшевики и эсеры.

28 февраля восставшие берут под свой контроль весь Петроград, арестовывают царских министров. Революция победила!

А Николай II получая из столицы такие сведения, отправляется из Ставки в Царское село, но поезд с венценосной особой не может двигаться вперед, т.к. все транспортные узлы заняты восставшими, царь отправляется в Псков в штаб Северного фронта. (слайд 9)

В ночь с 1 на 2 марта Временный исполнительный комитет членов ГД и Исполком Петросовета договорились об образовании Временного Правительства во главе с князем Львовым. В правительство вошли представители либеральных партий. ВП д.б. существовать до созыва Учредительного собрания, особого парламентского учреждения, которое должно было определить будущее устройство России. (слайд 10)

Почти все высшее военное руководство страны предало Николая II, перейдя на сторону восставших. Николаю II было предложено отречься от престола в пользу цесаревича Алексея при регентстве (временном правлении) мл.брата царя вел.кн. Михаила Александровича. Предательская позиция высших армейских чинов потрясла царя.

2 марта Николай II подписывает акт об отречении от престола в пользу брата Михаила, а Михаил 3 марта отказывается, заявив, что судьбу монархии должно решить УС.

Самодержавие пало!!!

Царская семья была арестована и находилась в Царском селе, а в августе 1917 г. Была сослана в Тобольск...»


-А сейчас, Предлагаю рассмотреть партийный состав Временного правительства.

(слайд 11)

Должность

ФИО

Партийность

Министр-председатель и министр внутренних дел

Князь Г. Е. Львов

Близкий к кадетам

Министр иностранных дел

П. Н. Милюков

Кадет

Военный и морской министр

А. И. Гучков

Октябрист

Министр юстиции

А. Ф. Керенский

Эсер

Министр торговли и промышленности

А. И. Коновалов

Прогрессист

Министр путей сообщения

Н. В. Некрасов

Кадет

Министр земледелия

А. И. Шингарёв

Кадет

Министр финансов

М. И. Терещенко

Беспартийный

Министр просвещения

А. А. Мануйлов

Кадет

Обер-прокурор

Князь В. Н. Львов

Близкий к кадетам


- Что можете сказать о партийной принадлежности членов Временного правительства? (большинство кадеты или близкие к ним по взглядам, проповедующие буржуазно-либеральные ценности: различные права и свободы, парламентаризм, рыночная экономика, реформы, продолжение войны до победного конца, незыблемость частной собственности)



- Еще до отречения Николая II, в Петрограде начали складываться новые органы власти (Временный исполнительный комитет Государственной Думы – Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов).


- Какой термин можно подобрать к этой ситуации? (Двоевластие, т.е. наличие двух центров власти).


- Как вы думаете, а почему было два центра власти? (нуждались в друг друге: ВП – легитимность (законность), Петросовет – поддержка народных масс). (Слайд 12)


- На основе предложенного текста, заполнить схему (работа в парах):









Текст:


«...В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти - Временное правительство, состоящее из представителей либеральных партий во главе с князем Львовым и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, состоящий из меньшевикови эсеров во главе с меньшевиком Чхеидзе. Эта ситуация называется двоевластием. 3 марта была опубликована декларация Временного правительства.

Из Декларации Временного правительства (от 3 марта 1917г.)

  1. Полная и немедленная амнистия по всем делам…

  2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих…

  3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений…

  4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны..

Двоевластие - система управления, сложившаяся в ходе Февральской революции 1917 г., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти - Временным правительством и Советами, которые нуждались друг в друге (Временное правительство представляла легитимную (законную) власть), а Петросовет пользовался поддержкой народных масс).

В то же время правительство подчеркнуло, что Россия будет вести войну «до победного конца» и выполнять все взятые ею международные обязательства. Исходя из курса на продолжение войны, строилась и социально-экономическая политика Временного правительства. Оно считало возможным проведение лишь таких мер, которые не будут влиять на снижение обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонен проект о введении 8-часового рабочего дня.

И Петроградскому Совету пришлось подписывать собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8-часового рабочего дня. Из этих же соображений Временное правительство отложило решение аграрного вопроса и проблемы национально-государственного устройства страны до созыва Учредительного собрания. Советы поддержали эти решения, считая, что широкомасштабный раздел земли приведет к дезорганизации фронта, так как крестьяне, одетые в солдатские шинели, вряд ли смирятся с тем, что этот раздел будет проходить без их участия.

В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами…»







(Слайд 13)



ДВОЕВЛАСТИЕ




ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО



ПЕТРОГРАДСКИЙ СОВЕТ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ


СОСТАВ







СОСТАВ


ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

















ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ




















(слайд 14)



ДВОЕВЛАСТИЕ




ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

(2 марта 1917г.)


ПЕТРОГРАДСКИЙ СОВЕТ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ

(27 февраля 1917г.)


ПАРТИЙНЫЙ и ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ

(Кадеты и близкие к ним, Г. Е. Львов, П.Н.Милюков, А.ф. Керенский)



СОСТАВ

(Эсеры и меньшевики, Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский)


ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

(- полная и немедленная амнистия,

- свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек,

- немедленная подготовка к выборам в Учредительному собранию на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования,

- отложить решение всех важных вопросов до созыва Учредительного собрания,

- война до победного конца,

- государственная монополия на торговлю хлебом.

- узаконивание ФЗК на предприятиях, рабочий контроль,

- сохранение единства России с представлением автономии некоторым национальным окраинам )


ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

(- полная поддержка ВП,

- контроль ВП,

- «демократизации» армии – приказ №1 от 1 марта 1917г.)



- Оцените свою работу в парах, проставив оценки в своих тетрадях на полях (китерии оценки на слайде).


- К чему могла привести реализация программы действий ВП? (открытие демократического пути развития страны).


- Каковы главные итоги Февральской революции?:

- свержение монархии,

- открытие демократического пути развития страны,

- установление двоевластия. (слайд 15)


- Предлагаю вам закрепить полученные знания, ответив на вопросы тестового задания (тест выполняется индивидуально, проверка осуществляется по ключу)



Тестовое задание.

Выберите правильный вариант ответа.

1. Председателем Исполнительного комитета Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был избран:

А) меньшевик Н.С. Чхеидзе,

Б) кадет П.Н. Милюков,

В) большевик В.И. Ульянов (Ленин),

Г) социалист А.Ф. Керенский.


2. Отношение Временного правительства к I Мировой войне:

А) заключение немедленного мира,

Б) война до победного конца,

В) вступление в тайные переговоры с Германией.


3. Николай II отрекся от престола в пользу:

А) царевича Алексея,

Б) министра внутренних дел Протопопова,

В) младшего брата Михаила.


4.Судьбу дальнейшего государственного устройства России должно было решить:

А) Временное правительство,

Б) Учредительное собрание,

В) Государственная Дума.


5. Большинство во Временном правительстве составляли члены партии:

А) большевиков,

Б) октябристов,

В) эсеров,

Г) кадетов.
























Ключ: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Б, 5-Г.


5 правильных ответов «5», 4 –«4», 3 – «3» и т.д. Проверьте и выставьте оценки.



Выставление общей оценки за урок (сумма трех оценок+инд.оценки).



РЕФЛЕКСИЯ!

- Какие вопросы сегодняшнего урока оказались для вас полностью усвоенными?


- По каким вопросам вы сомневаетесь в своих знаниях?


- Какие вопросы требуют дополнительного разъяснения на следующих уроках?




УРОК ОКОНЧЕН, ВСЕ МОЛОДЦЫ!