СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свобода и Ответственность. Имущественные преступления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – формирование правовой культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Свобода и Ответственность. Имущественные преступления.»

Свобода и Ответственность. Имущественные преступления. Преступления против личности.

Цель – формирование правовой культуры учащихся.

 Задачи: 

1.  создать целостное представление о свободе и личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2.  способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

3.  предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений;

4.   способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.

 Ход занятия:

1слайд

Ты спрашиваешь, каким путем достигнуть свободы?

Для этого надо научиться различать добро и зло…

Л. Сенека

2 слайд

Сегодня мы будем говорить о Свободе и Ответственности.

Человек, в отличие от животных, свободное существо. Но почему же животных нельзя назвать свободными ведь они вольны бежать в любую сторону, если, конечно человек не посадил их в клетку. Животных не сдерживают никакие правовые нормы и правила этикета. Если, например щенку надоело сидеть на одном месте, он взял и перешел в другое. А если тебе надоело сидеть на уроке, ты не всегда можешь встать и уйти, т.к. знаешь, к каким последствиям это приведет…

Так кто же из вас свободен? Чтобы аргументированно ответить на этот вопрос нужно разобраться, что такое свобода, что значит быть свободным?

Представьте себе, что вам предложили приготовить на завтрак все, что вам захочется, и взять из холодильника любой из находящихся там продуктов

3 слайд

Вы открываете холодильник, а там лежат только одни куриные яйца. Вы можете знать многие рецепты вкусных блюд, но в данном случае вы сможете приготовить только яичницу или сварить яйца…

4 слайд

Но, а если в холодильнике очень много разных продуктов, но вы не представляете каковы они на вкус, потому что никогда их не пробовали и даже не видели, что вам с ними делать? (броччо-сорт сыра, рамбутан - фрукт из Тайланда, скампи- морская креветка, курт - кисло молочный продукт, питахайя - тропический фрукт, дуриан - тропический фрукт, с отвратительным запахом, дваро - литовский твердый сыр)

5 слайд

А как вам такой вариант, продуктов много, и все они вам известны, только все они не съедобные, а может даже и ядовитые для человека (синильная кислота, мышьяк, бледные поганки, волчья ягода, болиголов)

6 слайд

Но а если в холодильнике, кроме упомянутых яиц вы увидите масло, сыр, ветчину, йогурт, фрукты, молоко..)то проблем с приготовлением завтрака, у вас наверняка не будет, вы сможете выбрать те блюда, которые вам больше нравятся, которые вы умеете готовить.

7 слайд

Часто именно так и определяют свободу, как возможность сделать реальный осознанный выбор.

Но мы всегда ограничены в своих действиях, например, законами природы.. Вы, разумеется, можете сказать: «Хочу летать, как птица, я прыгну с высокого обрыва, и полечу…», но к чему это может привести?

Наши действия зависят и от законов общества, в котором мы живем. Человек не может стать человеком в полном смысле этого слова, т.е. личностью вне общества.

8 слайд

Но в любом обществе наши желания, цели, интересы, неизбежно сталкиваются с желаниями, целями и интересами других людей, и если не будет правил, норм, законов, каким-то образом регулирующих эти противоречия, наступит хаос- 9 слайд

Нормальное развитие и личности и общества станет попросту невозможным. Пока мы не познаем правил, по которым живет общество, мы не сможем стать его полноценными членами, нас будут наказывать, изолировать, применять еще какие-либо меры воздействия.

10 слайд

Свобода – право делать все, что дозволено законами.

Свобода человека всегда ограничена его обязанностями перед самим собой, перед близкими людьми, перед обществом, государством.

Какие основные обязанности гражданина РФ вы знаете?

11 слайд

Основные обязанности гражданина РФ.

  • соблюдать Конституцию РФ и законы;

  • Уважать права и свободы других людей;

  • забота о детях и их воспитании;

  • забота о нетрудоспособных родителях;

  • получение основного общего образования;

  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

  • охрана природы и окружающей среды;

  • защита Отечества

Невыполнение этих обязанностей влечет юридическую ответственность.

12 слайд – Виды юридической ответственности.

**Дисциплинарная – Связана с выполнением трудового договора. Отношения работодатель-подчиненный. Любой человек, подписавший договор, обязан добросовестно выполнять трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину. В вашем случае – соблюдение Устава училища.

Несоблюдение влечет взыскания: замечание, выговор, увольнение (исключение).

12 слайд

**Гражданско-правовая – является имущественной и носит компенсационный характер, это ответственность нарушителя перед потерпевшим, возмещение убытков, уплата неустойки, штрафы, возмещение вреда.

13 слайд

**Административная – ответственность наступает с 16 лет, административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу. (Пример: оскорбление человека, нарушение общественного порядка) Меры административного наказания: предупреждение, штраф, конфискация орудия или предмета, административный арест…

13 слайд

**Уголовная – за совершение наиболее общественно-опасных правонарушений. Преступления причиняют людям и обществу тяжкий вред. Меры уголовной ответственности: штраф, ограничение свободы, принудительные работы и т.д.


14 слайд

Закрепление материала

Ситуации:

**Порвал учебник одноклассника (Г)

**Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

**Избил одноклассника (У)

**Совершил кражу мобильного телефона (У)

**Совершил прогул в школе (Д)

** Переходил дорогу в неположенном месте (А)

**Разбил мячом окно (Г)

**Нецензурно выражался в общественном месте (А)


Но особо хотелось бы сказать еще об одном виде ответственности - Моральной ответственности, где главным контролером меры свободы личности (поступков, поведения) будет являться СОВЕСТЬ. -15 слайд**


Животные же действуют по программе инстинктов, заложенной природой, у них нет выбора, они ничего не знают о добре и зле, о моральной ответственности, поэтому их действия не могут быть нравственными и безнравственными, а у человека этот выбор есть, он сам решает, как поступить морально или аморально, совершить добро и зло.

Представьте ситуацию.

16 слайд

У вас есть два яблока: одно большое, красивое, а другое явно хуже…К вам пришел друг, и перед вами сразу встает выбор: угостить или нет, а если угостить, то какое отдать?

С точки зрения морали, нас учат всегда делись с ближним, лучший кусок отдай другу, и т.д. Но бывает другая – эгоистичная мораль – своя рубашка ближе к телу, лучшее себе любимому…

Но в жизни ситуации бывают посложней этой, когда перед человеком стоит выбор: украсть или нет, подставить человека, выгородив себя или сказать правду.

Очень часто хозяином сознания и воли человека становится жадность, лень, зависть, жестокость, нетерпимость.

17 слайд

Человек всегда стоит перед выбором: направо пойдешь, налево, прямо…. Куда пойти? Думайте, решайте, выбирайте сам, вы свободны. Но отвечать за свои поступки вы будете сами, потому что свобода и ответственность, как две стороны одной медали, одна невозможна без другой. Свобода безответственности это безответственность, распущенность, вседозволенность, это любой бездумный поступок, который может привести к ужасным последствиям.

В подтверждение того, что всегда нужно думать о своих поступках, предлагаю послушать притчу о дровосеке.

18 слайд

В одной стране жил дровосек, он занимался тем, что заготовлял целыми днями хворост. Он был очень трудолюбивым, старательным работником, его уважали и хорошо платили за его работу, единственное, что он даже не подозревал, что этот хворост шел на костры для инквизиции.

Человек должен всегда осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате. Потому что даже если мы хорошо трудимся, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, её последствиях, мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И где гарантия, что однажды, дровосек сам не станет жертвой и не попадёт в тот костер. Таким образом, каждый из нас, хотим мы того или нет, всегда несёт ответственность за результаты своих поступков.

19 слайд

– Что значит быть ответственным? (Предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них)

20 слайд


Большинство учащихся помещены в училище за совершение имущественных преступлений.

(далее знакомство со статьями УК РФ)- c 20-31 слайд


Преступления против личности. Ответственность. (далее знакомство со статьями УК РФ) -другая презентация.

Подведение итогов занятия.