СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свобода и ответственность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свобода и ответственность для урока по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Свобода и ответственность»

Свобода и ответственность Урок по обществознанию

Свобода и ответственность

Урок по обществознанию

План урока 1. Понятие свобода  2. Необходимые условия для свободы  3. Ответственность за свободу

План урока

  • 1. Понятие свобода
  • 2. Необходимые условия для свободы
  • 3. Ответственность за свободу
Великие люди о свободе: «Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить»  Эрих Ремарк «Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком»  Вольтер «Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие»  Георг Гегель

Великие люди о свободе:

  • «Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить» Эрих Ремарк
  • «Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком» Вольтер
  • «Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие» Георг Гегель
Что такое свобода? Свобо́да  —  идея , отражающая такое отношение  субъекта  к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами Существует множество различных определений свободы. В  этике  понимание свободы связано с наличием  свободы воли  человека. В  философии :  Свобо́да  — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. В праве свобода — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).

Что такое свобода?

  • Свобо́да  —  идея , отражающая такое отношение  субъекта  к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами Существует множество различных определений свободы.
  • В  этике  понимание свободы связано с наличием  свободы воли  человека.
  • В  философии :  Свобо́да  — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
  • В праве свобода — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).
Встреча двух друзей В середине июля двое одноклассников случайно встретились на улице и удивились неожиданной встрече, поскольку большинство одноклассников отдыхало за городом. «Почему ты в городе?»- спросили они друг друга. Николай, так звали одного из них, ответил: «Да я бы с удовольствием куда-нибудь уехал, но в августе будут проходить соревнования по гимнастике, в которых я буду принимать участие, вот хожу тренируюсь. «А я сбежал от бабки с дедом», - рассказал в свою очередь Борис,- «достали меня своим контролем, приехал домой, родители на работе, а я дома один, что хочу- то и делаю, абсолютная свобода» Кто из одноклассников действительно свободен? Был ли выбор у одноклассников? Какая цель у каждого из этих ребят?

Встреча двух друзей

В середине июля двое одноклассников случайно встретились на улице и удивились неожиданной встрече, поскольку большинство одноклассников отдыхало за городом.

«Почему ты в городе?»- спросили они друг друга.

Николай, так звали одного из них, ответил: «Да я бы с удовольствием куда-нибудь уехал, но в августе будут проходить соревнования по гимнастике, в которых я буду принимать участие, вот хожу тренируюсь.

«А я сбежал от бабки с дедом», - рассказал в свою очередь Борис,- «достали меня своим контролем, приехал домой, родители на работе, а я дома один, что хочу- то и делаю, абсолютная свобода»

  • Кто из одноклассников действительно свободен?
  • Был ли выбор у одноклассников?
  • Какая цель у каждого из этих ребят?
Два главных составляющих свобода: 1. Свобода существует там, где есть самостоятельный добровольный выбор, осуществляемый человеком без постороннего вмешательства 2. Цель. Выбор невозможен без цели Выбор предполагает наличие альтернативы – это необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями

Два главных составляющих свобода:

  • 1. Свобода существует там, где есть самостоятельный добровольный выбор, осуществляемый человеком без постороннего вмешательства
  • 2. Цель. Выбор невозможен без цели

Выбор предполагает наличие альтернативыэто необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями

 Выводы:   Свобода – это необходимое условие существования и развития человека, обеспечивающее ему возможность самореализации. Свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии с собственными намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Понятие «Свобода» очень объемное и у него много разных граней. Свободой надо правильно пользоваться, с ней надо уметь жить, а это возможно лишь при условии её понимания. учитель истории и обществознания Щербакова Наталья Ивановна

Выводы:

  • Свобода – это необходимое условие существования и развития человека, обеспечивающее ему возможность самореализации.
  • Свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии с собственными намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей.
  • Понятие «Свобода» очень объемное и у него много разных граней.
  • Свободой надо правильно пользоваться, с ней надо уметь жить, а это возможно лишь при условии её понимания.

учитель истории и обществознания Щербакова Наталья Ивановна

Продолжение истории с мальчиками… Родители Николая запланировали отдых всей семьей ещё весной. Ещё в мае были выкуплены путевки в Испанию на 14 дней. Но на это время приходятся соревнования Николая. Как быть? ( ведь интересы Николая сталкиваются с интересами родителей)  Вправе ли он требовать от родителей пожертвовать своим отпуском?  Вправе ли он обижаться, если они поедут в отпуск без него? Нравственный выбор – что это? Многие отказываются от свободы, чтобы не делать самому выбора. Выбор, связанный с достижением цели, помимо моральных норм может быть ограничен нормами права. (приведите примеры) учитель истории и обществознания Щербакова Наталья Ивановна

Продолжение истории с мальчиками…

Родители Николая запланировали отдых всей семьей ещё весной. Ещё в мае были выкуплены путевки в Испанию на 14 дней. Но на это время приходятся соревнования Николая.

  • Как быть? ( ведь интересы Николая сталкиваются с интересами родителей)
  • Вправе ли он требовать от родителей пожертвовать своим отпуском?
  • Вправе ли он обижаться, если они поедут в отпуск без него?

Нравственный выбор – что это? Многие отказываются от свободы, чтобы не делать самому выбора. Выбор, связанный с достижением цели, помимо моральных норм может быть ограничен нормами права. (приведите примеры)

учитель истории и обществознания Щербакова Наталья Ивановна

Непременный признак свободы – ответственность. Если вы ответственны, то вы получаете свободу действовать. А если вы свободны в чем-то (действуете в каком-то направлении), то автоматически берете за это ответственность.  Т.е. как ни крути, но от ответственности убежать не получится: если вы не берете ответственность №1 за свои действия, но действуете, то вас ожидает встреча с ответственностью №2. Ответственность = свобода Свобода = ответственность Вопрос в том, что человек делает: бежит от ответственности или расширяет свои рамки ответственности. Бегущие от ответственности люди хоронят свою свободу, расширяющие ответственность обретают ее.  учитель истории и обществознания Щербакова Наталья Ивановна

Непременный признак свободы – ответственность.

Если вы ответственны, то вы получаете свободу действовать. А если вы свободны в чем-то (действуете в каком-то направлении), то автоматически берете за это ответственность.  Т.е. как ни крути, но от ответственности убежать не получится: если вы не берете ответственность №1 за свои действия, но действуете, то вас ожидает встреча с ответственностью №2.

Ответственность = свобода

Свобода = ответственность

Вопрос в том, что человек делает: бежит от ответственности или расширяет свои рамки ответственности. Бегущие от ответственности люди хоронят свою свободу, расширяющие ответственность обретают ее.

учитель истории и обществознания Щербакова Наталья Ивановна

Как всё-таки взять ответственность?

Ответственность это не пирожок и не конфета. Ее в руку взять не получится.

Золотое правило: Осознание + действие

Шаг 1:  выделите область, в которой Вы хотите расширить свою ответственность. Советую начинать с малого: например, с порядка на столе. Скажите себе: «Я полностью ответственен за порядок на моем столе, я обязуюсь всегда поддерживать чистоту и порядок на нем».  Теперь вы полностью свободны, убирать этот стол или нет.

Шаг 2:  Действия: Наведите порядок на столе. В том случае, если взяли ответственность, но не начали действовать, то значит, вы врете себе. Результат взятия ответственности – это всегда конкретные действия в этом направлении.

Шаг 3:  Ответственность за других людей.  Самое интересное начинается тут! Для того, чтобы ваша жизнь была действительно блестящей, вы должны брать ответственность не только за себя, но и за часть жизни других людей. Тут схема точно такая же: осознание + действие. Например, владелец завода ответственен за рабочих на заводе, за выплату зарплат, за качество выпускаемой продукции.

Чем большее количество людей затрагивает ваша ответственность, тем больше блага вам возвращается.  Работает закон обмена. Полностью безответственный человек может рассчитывать только на жалкое существование.

Если вы можете создать ценность и берете ответственность за нее перед большим количеством людей, то вы получаете финансовую свободу.

Виды ответственности: Перед государством (налагается когда нарушаются не только нравственные, но и правовые нормы) Перед другими людьми (зачастую люди прощают оступившегося человека, помня о том, что каждый в этой жизни совершает ошибки Перед собой (муки совести)

Виды ответственности:

  • Перед государством (налагается когда нарушаются не только нравственные, но и правовые нормы)
  • Перед другими людьми (зачастую люди прощают оступившегося человека, помня о том, что каждый в этой жизни совершает ошибки
  • Перед собой (муки совести)
Заключение Осуществляя свободный выбор, человек должен понимать, что любые последствия - как позитивные, так и негативные – это результат его деятельности, и никто, кроме него, не несет за них ответственность.

Заключение

Осуществляя свободный выбор, человек должен понимать, что любые последствия - как позитивные, так и негативные – это результат его деятельности, и никто, кроме него, не несет за них ответственность.

Вопросы к закреплению:   Назовите признаки свободы. Объясните, почему свобода не может быть без цели. Что такое нравственный выбор? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить тот факт, что после отмены крепостного права в России в 1861 г., некоторые люди не захотели уходить от хозяев?

Вопросы к закреплению:

  • Назовите признаки свободы.
  • Объясните, почему свобода не может быть без цели.
  • Что такое нравственный выбор?
  • Чем, на ваш взгляд, можно объяснить тот факт, что после отмены крепостного права в России в 1861 г., некоторые люди не захотели уходить от хозяев?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!