Своеобразие построения педагогического процесса
в группах раннего возраста.
Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку. Остановимся на основных особенностях работы с маленькими детьми.
Особенность первая. Необходимость включения в детскую деятельность. Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
Особенность вторая. Необходимость личной обращенности к ребенку. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.
Особенность третья. Неэффективность любых вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Особенность четвертая. Необходимость принимать ребенка.
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
Особенность пятая. Необходимость эмпатии. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.
Педагогическая деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
✓Совместная деятельность педагога с детьми.
✓Образовательная деятельность в режимных моментах.
✓Самостоятельная деятельность детей.
✓Организованная образовательная деятельность.
Главная особенность педагогической деятельности с детьми раннего возраста заключается в том, что
- взаимодействие педагога с детьми должно стать интересным для детей,
- специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность подразумевает стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.
Содержание педагогической деятельности может быть реализовано при помощи следующих видов игр:
–дидактические игры;
-сюжетно–отобразительные игры;
-подвижные игры;
-словесные игры:
-пальчиковые игры;
-музыкальные игры;
-конструктивные игры и др.
Выполнение всех требований к построению педагогического процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.
2