СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства азотной кислоты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей химии, работающих в 9 классах общеобразовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Свойства азотной кислоты»

1. Ф.И.О. учителя: Хасанов Х.Г.

2. Класс: 9 Дата: Предмет: Химия

3. Тема урока: Свойства азотной кислоты

4. Цель урока: Создать условия для выявления учащимися взаимосвязи между строением, свойствами спиртов и их токсичным влиянием на организм человека, развития познавательной активности, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, воспитание бережного отношения к своему здоровью, умения работать в парах и группах.

5. Вид урока Урок открытия новых знаний

6. Методы обучения Практический, проблемно-развивающий

7.Используемые технологии развивающего обучения


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

Организационный момент (1 мин.)

Проверяет готовность к уроку, психологический настрой.

Улыбнитесь своему партнеру по плечу, пожелайте плодотворной работы партнеру по лицу.

Мне хотелось бы чтобы тема нашего урока не оставила вас равнодушными, чтобы она повлияла на личную позицию каждого, чтобы вы сделали для себя определенные выводы и расставили приоритеты, так как «Доводы, которые человек додумывает сам, убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим..»

Б. Паскаль

Рассаживаются по группам. Определяют свои места в группе


Актуализация знаний (самостоятельное выполнение индивидуальных заданий на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке). Фиксирование затруднения при выполнении учебного действия (в виде громкой коммуникативной речи, либо смоделировать в виде графика, рисунка, схемы и т.д.)

(12мин.)


Организует работу по повторению основных моментов предыдущих тем. Давайте вспомним, какие основные характеристики спиртов вы знаете, используя сингл раунд робин. Каждому участнику группы на ответ дается 20 сек. Подумайте 10 сек. Начинает участник под номером 1. (следит за временем, организует обсуждение)



Какими свойствами и какие способы получения спиртов вы знаете, вспоминаем используя релли робин. Подумайте 10 сек. Время работы 1 минута. Начинает участники с четными номерами.

(следит за временем, организует обсуждение)



Перед вами цепочка превращений. Работаем с ней по финк-райт-раунд робин. Подумаем 20 сек, пишем 3 мин, обсуждаем в группе по 1 минуте каждый участник. Начинаем с номера 2.

(следит за временем, организует обсуждение)











Четыре ученика по очереди отвечают по одному разу.















Ученики по очереди дают короткие ответы










Думают, записывают решение, по очереди зачитывают свой ответ с листочка


























Релли робин











Финк-райт-раунд робин

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

Продолжить урок я хотела бы со слов врача Парацельса: «Все есть яд, все есть лекарство, все дело в дозе». Попробуйте сформулировать тему урока и свои задачи на урок.

Формулируют тему и задачи.


Построение и реализация проекта исходной задачи (первичное усвоение новых знаний, возможно построение учащимися плана, т.е. как будет построено новое знание). (возможна фронтальная или групповая работа)

(2мин.)

Что вы знаете о влиянии спирта на организм человека?

У вас на столах лежат листы с утверждениями, в столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с данным утверждением или «-» если не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Подумайте 5 сек. Выполните работу


















Проставляют «+» и «-» в течение 1 мин.

Эй ар гайд

(5 мин.)

Что представляет организм человека с точки зрения биологии?

Как вы думаете, что произойдет при действии спирта на белок?

Давайте проверим на практике


Вы убедились, что действие спирта сродни действию на белок азотной кислоты. Происходит денатурация белка, т.е. его необратимое разрушение. Какой вывод мы можем из этого сделать?

Отвечают на вопрос Организм человека – белковая материя.


Высказывают предположения.



Проводят лабораторный опыт по инструкции.








Делают вывод


(10 мин.)

Теперь давайте посмотрим небольшой фильм.

Теперь вы понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждый орган, каждая клеточка соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсичное действие.

Посмотрев видео, проделав опыт, еще раз прочтите все утверждения. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие утверждения являются для вас самыми важными? Почему?

Смотрят видео



















Ставят «+» и «-».








Высказывают свои мнения.


Включение в систему знаний и повторение (2+2 мин)


Подведя итог нашей работы, я предлагаю вам выполнить следующее задание: закончите предложение: если бы я выступал(а) с докладом на тему «Спирты в жизни человека», то остановилась бы на таких позитивных действиях спиртов как … и негативных действиях таких как … . Поделитесь своими мыслями с партнером по плечу, используя таймд пэа шэа.

Записывают свои предложения в тетрадь, рассказывают друг другу

Таймд пэа шэа

Информация о домашнем задании (с элементами выбора и творчества). Инструктаж по его выполнению.

(1 мин)

В качестве домашнего задания я предлагаю вам найти ответы на следующие вопросы:

  1. Почему при всей токсичности и опасности этанол и метанол производятся химической промышленностью в большом объеме?

  2. Почему одна и та же доза алкоголя действует по-разному на людей?

Результат свой работы в виде презентации.



Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятий, учащиеся самостоятельно соотносят цель и результаты своей деятельности).

(2+ 3 мин)

На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой – сегодня я узнал …

указательный - я понял, что…

средний - мне было трудно …

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец – мне захотелось…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…






до

утверждения

после


Алкоголь не влияет на здоровье человека



Алкоголизм является болезнью



Этиловый спирт – наркотик и яд.



Алкоголизм излечим



Существует 4 стадии алкоголизма: стадия знакомств с алкоголем, стадия регулярного употребления, стадия навязчивой идеи, стадия физической потребности



Спирт оказывает влияние на организм только на молекулярном уровне



Этанол разрушает печень, в результате чего образуется цирроз печени.



Этанол в организме человека не образуется, только поступает с пищей.



Спирт в организме не накапливается, он сразу же выводится из организма



Алкоголизм явление социальное






Инструкция к выполнению лабораторной работы.

  1. В трех пробирках у вас находится раствор белка.

  2. Прилейте в первую пробирку 1-2 мл воды, во вторую – столько же азотной кислоты, в третью – столько же этанола.

  3. Отметьте изменения и сделайте вывод.






Слайд 1. Этиловый спирт – наркотик и яд. Он неизбежно вызывает нарушения внутриклеточного обмена, обладает прямым повреждающим действием на клетки и косвенным – через промежуточные продукты его окисления. Со всей очевидностью можно сказать, что нет ни одного органа, на который не оказывал бы свое отравляющее влияние спирт. При приеме внутрь он, вследствие высокой растворимости, быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, спирт поступает в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудок. Легко преодолевает биологические мембраны, так как молекулы имеют малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды. Что ведет к возникновению гастрита, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.


Слайд 2. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток. В крови происходит расширение периферических сосудов. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. При употреблении алкоголя в организме человека происходит нарушение обменных процессов: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир. Страдает центральная нервная система, эндокринная и дыхательная системы.


Слайд 3. Каталитическое окисление спирта идет в печени, где спирт превращается в уксусный альдегид. В результате систематического употребления алкоголя возникает повреждение печени – цирроз.

В печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид (в 30 раз токсичнее спирта), который в процессе окисления превращается в уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В клетках печени, головного мозга, почек и сердца спирт, в конечном счете, превращается в углекислый газ и воду. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола составляет 20 г, при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада (уксусный альдегид и уксусная кислота).


Слайд 4. Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга:

100г пива убивает 3000 нейронов,

100г вина убивает 500 нейронов,

100г водки убивает 7500 нейронов


Слайд 5. Организм взрослого человека из крепкого и здорового при регулярном употреблении спиртного в течение примерно 10 лет превращается в полную немощь. Пьющий человек становится алкоголиком. Алкоголизм – это серьезное заболевание. Медики определили 4 стадии алкоголизма:

  1. Стадия знакомства с алкоголем

  2. Стадия регулярного употребления – опьянение с выпадением памяти. Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что он выпил недостаточно, он пьет впрок, развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к алкоголю.

  3. Стадия навязчивой идеи (неотступные мысли о выпивке) – утрата контроля над собой. Стремится найти оправдание своему пьянству, сопротивляется всем попыткам помешать осуществлению его желания выпить. У человека развивается агрессия, он обвиняет окружающих в своих бедах, у него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники.

  4. Стадия физической потребности (химически обусловленная зависимость) – ежедневное похмелье, распад личности, помутнение памяти, сбивчивость мысли, развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.


Слайд 6. В организме человека образуется некоторое количество этанола. У пьяниц спирт перестает вырабатываться, но организм постоянно требует его присутствия. Вот почему так трудно вылечиться от алкоголизма. Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных.


Слайд 7. Таблица: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи».

Уровень органической живой материи

Проявление спиртом токсических свойств

Молекулярный уровень

Денатурация белков, мутации

Внутриклеточный уровень

Накопление альдегидов, разрушение ферментов

Клеточный уровень

Разрушение мембран, нейронов

Уровень органов

Разрушение ткани печени, слепота

Система органов

Нервная система, пищеварительная система, выделительная

Целый организм

Сбой функций, смерть


Слайд 8. Последствия применение алкоголя тесно связаны с жизнью не только отдельного человека, но и общества и государства в целом. Утверждение, что Россия всегда пила, для некоторых является своеобразным оправданием. Но так ли это? Считается, что если в стране на одного человека в год приходится более 8 литров алкоголя, то это приводит к деградации нации. По официальным данным в России на 1 человека приходится 18 литров алкоголя, по неофициальным данным – 30 литров. Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: сначала –павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи». Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.



Слайд 9. Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения


Слайд 10. Около 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших алкоголь. Продолжительность жизни сильно пьющих на 10-12 лет средней.

Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками.















































Было интересно…



Я понял, что…



Теперь я могу…



Я попробую…



Мне захотелось…




Я желаю ….










Было интересно…



Я понял, что…



Теперь я могу…



Я попробую…



Мне захотелось…




Я желаю ….





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!